Психосоматические симптомы невроза

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И НЕВРОЗ

Термин «невроз» был предложен Кулленом более 200 лет назад — в 1776 г. Несмотря на значительное число исследований, посвященных изучению неврозов, клинические критерии диагностики этих заболеваний, их границы остаются достаточно неопределенными.

Е.А. Попов писал, что трудно выделить какую-то черту, свойственную именно неврозу. Критерии отграничения невроза от других заболеваний могут быть достаточно обоснованными лишь применительно к психогенным расстройствам, с одной стороны, либо к неврозоподобным нарушениям, — с другой.

Согласно современным представлениям невроз — это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека.

Основными особенностями неврозов являются:

· психогенный характер возникновения;

· особенности личности (акцентуации характера, личностный радикал);

· отсутствие органических изменений головного мозга;

· вегетативные, соматические, эмоционально-аффективные проявления;

· наличие критики к своему состоянию и стремление к преодолению ситуации и возникшей болезненной симптоматики.

В литературе ранее обычно описывали четыре клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз. В связи с переходом на МКБ-10 классификация невротических расстройств претерпела существенные изменения. Тем не менее, термин «невротические» все еще сохраняется и используется в названии большого раздела расстройств F40 — F48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»:

F40 Тревожно-фобические расстройства

F41 Другие тревожные расстройства

F42 Обсессивно-компульсивное расстройство

F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства

F45 Соматоформные расстройства

F48 Другие невротические расстройства

Понятие «психосоматика» включает в себя целый ряд содержательных феноменов, которые невозможно объяснить какой-то одной формулировкой. Здесь следует выделить два аспекта:

Психосоматическая медицина представляет собой современную, хотя и не новую концепцию, общую ориентировку на охрану здоровья в целом. Она учитывает комплексные сомато-психо-социальные взаимодействия при возникновении, течении и, в особенности, при терапии заболеваний.

При психосоматических расстройствах различают три группы симптомов: мясищев патогенный невроз психосоматика

· функциональные синдромы (органные неврозы);

· психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы).

Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи, парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.

Важнейшие проявления, сопровождающие функциональные синдромы

Парестезии (рот, язык, конечности)

Снижение сосредоточения, истощаемость

Ощущения в области сердца

Беспомощность врача относительно этой симптоматики отражается среди прочего в многообразии понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Речь идет о функциональном нарушении отдельных органов или органных систем, причем какие-либо тканевые изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. F.Alexander [12] описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки аффекта без характера выражения и обозначил их органными неврозами.

Психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы). В основе психосоматических расстройств — лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Исторически к этой группе относятся классические картины следующих психосоматических расстройства:

· язва двенадцатиперстной кишки.

Наряду с традиционными психотерапевтическими техниками при лечении больных неврозами и психосоматическими расстройствами в последние годы более активное распространение получил метод биологической обратной связи (БОС).

Метод БОС (метод адаптивного биоуправления, биореабилитация, метод оперантного обуславливания и др.) — это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков.

В психотерапевтической практике метод БОС можно использовать двумя в принципе различными способами: либо в качестве средства для приобретения навыков физической саморегуляции, чтобы предотвратить появление психосоматических или невротических расстройств, либо, в случае, если пациент страдает неврозом или психосоматическим заболеванием, в качестве средства для лечения функциональных нарушений в соответствующей системе физиологических реакций.

Эффективность тренировки методом БОС выше всего у пациентов, которые действительно не могут расслабиться, даже если они этого осознанно хотят. Такие лица зачастую вообще не замечают, насколько они постоянно напряжены. С помощью биологической обратной связи можно довести это перенапряжение до их сознания и эта объективная информация позволит сформировать навык произвольной релаксации.

Как и любая терапия, лечение с использованием биологической обратной связи начинается с подробного анамнеза, дополняемого разъяснениями сущности и принципа действия тренировки БОС (первый сеанс). При этом необходимо в особенности подчеркнуть, что речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором тело известным образом обучается тому, как помогать себе самостоятельно. Если подчеркнуть активную роль, приходящуюся на долю пациента, то это также повышает мотивацию для регулярного выполнения предписанной домашней тренировки.

Второй сеанс предназначен для изучения психофизиологического рисунка реакций, проявляемых данным пациентом в связи с подлежащим лечению проблемным поведением. Для снятия рисунка психофизиологических реакций пациент оснащается различными измерительными датчиками, регистрирующими необходимые физиологические функции. Затем в течение 5 мин пациента просят спокойно посидеть с закрытыми глазами. Этот период времени служит для записи исходных значений.

После этого пациент должен примерно в течение 5-10 мин пытаться расслабиться. Это требование вызывает, как правило, противоположное действие, пациент начинает напрягаться, что соответствующим образом изменяет измеряемые значения. Спокойно сидеть, не делая ничего конкретного — это, в особенности для страдающих симптомами стресса лиц, уже является серьезной психологической нагрузкой. После периода расслабления проводят собственно тест на стресс для того, чтобы измерить возбудимость и последующее успокоение пациента. Создать стресс в искусственной ситуации не совсем просто, поэтому в большинстве случаев производят различные вмешательства, создающие известное физиологическое возбуждение. Например, подходят к пациенту и внезапно хлопают в ладони над его ухом. Можно также внезапно выйти из комнаты, ничего не говоря, дать пациенту подождать примерно минуту и затем снова войти. В качестве умственной нагрузки можно предложить задачу на счет. Например, начиная от 1000 непрерывно вычитать число 19. Затем периодически говорят «стоп» и пациент должен назвать промежуточный результат. В качестве других стрессовых ситуаций пригодны также ассоциативный эксперимент по Юнгу, или просто предъявление слов-раздражителей, или выработка представлений, имеющих определенное отношение к являющемуся объектом лечения проблемному поведению.

Диагностическое значение имеют, прежде всего, интенсивность реакций и ход последующего отдыха. Скорость реакций в первую очередь зависит от личности, т.е. от конституции, в целом определяющей быстрое или медленное реагирование. Испытывающие хронический стресс лица зачастую проявляют сравнительно быструю реакцию, но медленный отдых. Минимальная реакция или вообще отсутствие таковой на сенсорные или психические раздражители встречаются у эмоционально сильно заторможенных, замкнутых и с трудом вступающих в контакт пациентов. Очень пугливые люди проявляют, напротив, в большинстве случаев сильные колебания измеряемых значений, возникающие также независимо от предъявления стрессовых раздражений. Собственно терапия начинается на третьем сеансе. Целью тренинга БОС является осознание подлежащего контролю события, для чего необходима осмысленная информационная обратная связь. Как и вообще психотерапия, уже эта первая фаза тренинга очень часто приводит к определенному улучшению. Поглощение внимания приемом новой информации может отвлекать и, тем самым, нарушать стереотипно протекающие рисунки поведения.

В качестве следующего шага необходимо попытаться посредством соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые должно быть оказано влияние (ДАС-БОС, ЭМГ-БОС, ЭЭГ-БОС).

ДАС-БОС — обучение пациента навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью оригинальной методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца с целью нормализации деятельности кардиореспираторной системы и установления баланса симпатической и парасимпатической ветвей вегетативной нервной системы.

ЭМГ-БОС — обучение пациента произвольному снижению повышенного мышечного тонуса.

ЭЭГ-БОС — биоуправление потенциалами головного мозга, направленное на увеличение интенсивности альфа-ритма ЭЭГ и/или снижение бета-ритма.

Общая продолжительность курса лечения в среднем составляет 15 сеансов длительностью 30-40 мин каждый.

В заключение в ходе генерализации приобретенный контроль должен быть перенесен с тренировочной ситуации в лаборатории на нормальную жизненную ситуацию. Этому процессу можно способствовать присоединением «домашних заданий» — использованием навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (например, перед сном), упражнениями на расслабление типа аутогенной тренировки, а также посредством сбора и регистрации изменений в течение длительного времени. Регистрация долгосрочных изменений отражает успехи и, в свою очередь, действует в качестве обратной связи. Отмечено, что аутогенная тренировка в сочетании с условно-рефлекторными методами, в том числе с методом БОС, дает прекрасные результаты. Предварительное обучение аутотренингу и использование его в сеансах биологической обратной связи наиболее показано при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна, особенно засыпания, состояния тревоги и страха, сексуальные нарушения), а также для стабилизации ремиссий и предупреждения рецидивов неврозов.

При невротических и психосоматических расстройствах не существует специфических изменений электроэнцефалограммы, поэтому нейрофизиологическая интерпретация изменений ЭЭГ в результате длительно текущего психоэмоционального напряжения, приводящих не к деструкции мозговой ткани, а к дезинтеграции функций, снижению адаптивных возможностей и, как следствие этого, — к дезадаптационным расстройствам, представляют определенную трудность.

В основе дезадаптационных расстройств лежат нарушения корково-подкорковых взаимоотношений. При патологии эти взаимоотношения нарушаются, что приводит к дестабилизации нейродинамических процессов. Чем больше степень этой дестабилизации, тем меньше выраженность альфа-составляющей, тем больше выраженность бета- , тета- и дельта-составляющих. В связи с этим наиболее широкое применение в терапии дезадаптационных расстройств с использованием метода биологической обратной связи по ЭЭГ получил альфа-стимулирующий тренинг. Эффективность данного подхода хорошо отражена в литературных данных.

Использованные источники: studbooks.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза и его проявления

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

Психосоматические расстройства

Психосоматические расстройства – проявляющиеся как соматические, но имеющие психогенное происхождение заболевания и функциональные нарушения. В данную группу входит гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, нейродермит, тиреотоксикоз, инфаркт миокарда, мигрень, нервная булимия, анорексия и другие патологии. Наиболее частые симптомы – боли, сбои цикла дыхания и сердцебиения, кожные высыпания. Специфическая диагностика включает беседу с психиатром, психологическое тестирование. Лечение предполагает психотерапию, медикаментозную коррекцию.

Психосоматические расстройства

Слово «психосоматический» в переводе с древнегреческого означает «принадлежащий телу и душе». Психосоматические заболевания относятся к группе психических расстройств, несмотря на то, что проявляются на физиологическом уровне. Интерес к тесной связи соматической и психической сферы возник еще во времена Гиппократа. Понятие «психосоматика» введено в науку в начале XIX века, активные исследования этой группы заболеваний проводятся с середины XX века. Данные о распространенности психосоматических расстройств (ПСР) неточны, поскольку отсутствует четкий понятийный аппарат, классификация остается несовершенной. Эпидемиологические показатели, по мнению разных специалистов, колеблются от 0,5 до 66%.

Причины психосоматических расстройств

Психосоматические болезни развиваются на базе физиологической предиспозиции – готовности органа или системы к функциональному нарушению. Внешней психогенной причиной становятся деструктивные личностные особенности, отношения с окружающими людьми, психологические травмы – различные факторы, порождающие и поддерживающие негативные эмоции:

  • Внутриличностный конфликт. Столкновение желаний и возможностей, обязанностей и потребностей способствует накоплению эмоционального напряжения. Часто конфликт остается неосознаваемым.
  • Негативный опыт. Психосоматические проявления возникают как результат травматических детских переживаний. Непроработанные ситуации из прошлого являются источниками тревоги.
  • Вторичная выгода. Физиологические расстройства формируются при подсознательной потребности человека находиться в положении «больного». Болезнь обеспечивает повышенное внимание и заботу окружающих, позволяет не ходить в школу или на работу.
  • Внушение. Психосоматическое расстройство может развиться после внушения или самовнушения. Процесс разворачивается на подсознательном уровне, информация о заболевании принимается без критической оценки.
  • Личностные черты. В ситуации, способствующей возникновению ПСР, часто оказываются люди с инфантилизмом, замкнутостью, неуверенностью, неустойчивой самооценкой, зависимостью от внешней оценки. Основой расстройств становится преобладание негативных переживаний, аффективное напряжение, отсутствие навыка продуктивных межличностных отношений.
  • Идентификация. Близкий эмоциональный контакт с болеющим человеком может стать причиной ПСР. В основе развития симптомов – бессознательное копирование.
  • Самонаказание. Психосоматические отклонения могут формироваться при чувстве вины, стыда, ненависти к себе. Неосознаваемая аутоагрессия на уровне тела способствует снижению напряжения в эмоциональной сфере.

Патогенез

Общая схема развития психосоматических расстройств выглядит следующим образом: при наличии физиологической предрасположенности к нарушению работы определенного органа (органа-мишени) внешний стрессовый фактор приводит к накоплению аффективного напряжения, активизирующего вегетативную нервную систему и нейроэндокринные сдвиги. Сначала искажается скорость и целенаправленность нейрогуморальной передачи, возникают расстройства кровоснабжения, затем нарушается работа органа. На ранних стадиях изменения происходят на функциональном уровне, имеют обратимый характер. При продолжительном систематическом воздействии негативного причинного фактора они становятся органическими, происходит поражение тканей.

Классификация

Психосоматические расстройства можно разделить на несколько групп. В клинической практике наиболее распространена классификация, основанная на различении этиологического фактора, смыслового содержания ведущего симптома, функциональной структуры психосоматической связи. Согласно ей, выделяют три больших группы ПСР:

  • Конверсионные расстройства. Функциональные и структурные нарушения формируются на основании невротического конфликта, получающего вторичную соматическую переработку. Физическое заболевание служит инструментом для решения социальных проблем. Характерно развитие расстройств по типу выпадения функции – параличи, слепота, глухота, рвота.
  • Функциональные синдромы. Нарушения возникают на уровне функций, патофизиологические структурные изменения в органах отсутствуют. Клинические проявления мозаичны, включают сердечно-сосудистые, дыхательные симптомы, нарушения работы пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы.
  • Психосоматозы. В эту группу входят истинные психосоматические расстройства – болезни, обусловленные психогенными факторами. Традиционно к ним относят случаи бронхиальной астмы, язвенного колита, эссенциальной гипертензии, нейродермита, ревматоидного артрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемической болезни сердца, тиреотоксикоза, ожирения и сахарного диабета 2 типа.

Симптомы психосоматических расстройств

Клиническая картина ПСР разнообразна. Пациенты предъявляют жалобы на нарушения функций отдельных органов и систем или говорят о полисистемных симптомах. Распространена боль различной локализации – загрудинная, головная, абдоминальная, суставная, мышечная. При инструментальных и лабораторных обследованиях причины болевого синдрома не обнаруживаются. Некоторые больные после психотерапевтического анализа замечают, что симптоматика возникает при эмоциональном напряжении, стрессе, после конфликтных ситуаций. Другими распространенными жалобами являются учащенное сердцебиение, одышка, чувство тяжести в спине и конечностях, головокружения, приливы холода и жара, озноб, диарея, запор, изжога, снижение либидо, эректильная дисфункция, быстрая утомляемость, слабость, заложенность носа, кашель.

Для конверсионной симптоматики характерна утрата функции. Данному виду расстройств более подвержены женщины. Основные проявления – дыхательные спазмы, параличи, потеря тактильной чувствительности, психогенная немота, глухота, слепота. У детей и подростков формируются преневротические, вегетодистонические и собственно соматические нарушения. К преневротическим симптомам относятся тики, ночной энурез, бессонница, беспричинные крики и плач. Психосоматическая вегетодистония сопровождается головокружениями, обмороками, одышкой и учащенным сердцебиением. Дети с психосоматическими расстройствами нередко испытывают жажду, тошноту и рвоту после еды, страдают от кожного зуда, высыпаний. Психосоматическое снижение иммунитета проявляется частыми респираторными инфекциями.

Осложнения

При отсутствии адекватной терапии психосоматические расстройства развиваются согласно их соматическим аналогам. Функциональные отклонения преобразуются в устойчивые структурные изменения (на тканевом, органном уровне). Нарушается нормальная жизнедеятельность пациента, появляется постоянная потребность в применении симптоматических препаратов – обезболивающих, гипотензивных, бронхолитических и других. Тяжелые заболевания ограничивают физическую и социальную активность больного, делают его зависимым от окружающих, нуждающимся в уходе, помощи в быту.

Диагностика

Постановка диагноза ПСР – длительный и трудоемкий процесс. В первую очередь пациенты обращаются к врачам соматического профиля, проходят все возможные физикальные, инструментальные и лабораторные обследования, медикаментозные и иные способы лечения. На поиск причины симптомов уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. По данным последних исследований, около 30-50% случаев остаются недиагностированными, больные поддерживают удовлетворительное самочувствие, купируя симптомы медикаментозно. Оставшаяся часть пациентов направляется врачами соматических направлений (терапевтами, кардиологами, неврологами) к психиатру. Специфическое обследование включает следующие методы:

  • Беседу. Врач-психиатр собирает анамнез, уточняет симптомы. Выясняет наличие психотравмирующих ситуаций, стрессовых воздействий, внутриличностных и межличностных конфликтов. Характерны признаки невротического расстройства, высокая эмоциональная напряженность пациента.
  • Опросники. Тесты на исследование эмоционально-личностной сферы подтверждают высокий уровень тревожности, невротизации. Часто определяются ипохондрические, истероидные, психастенические черты личности. Используется адаптированный вариант MMPI, опросники личности Айзенка, 16-факторный личностный опросник Кеттелла.
  • Проективные методики. Рисуночные, цветовые тесты и тесты интерпретации ситуаций выявляют осознаваемые и подсознательные переживания пациента, являющиеся основой ПСР, широко применяются при обследовании детей. Комплекс методик может включать метод цветовых выборов (модифицированный тест Люшера), метод незаконченных предложений, Тематический апперцептивный тест, рисунок человека, семьи.

Лечение психосоматических расстройств

Этиотропное лечение направлено на устранение причины ПСР – конфликта, стресса, переживания травматического опыта. Оно основывается на психотерапевтических методах, подбор которых осуществляется индивидуально и зависит от особенностей пациента, навыков психолога. Симптоматическая помощь оказывается медикаментозно. Общая программа терапии состоит из следующих компонентов:

  • Психотерапия. Используются групповые и индивидуальные методы. Эффективен психоанализ, гештальт-терапия, НЛП, когнитивно-поведенческая и семейная терапия, различные виды арт-терапии, телесно-ориентированные техники, гипноз. Первый этап лечения направлен на выведение из подсознания имеющихся проблем (конфликтов, последствий травм, стрессов). После этого восстанавливается связь с состоянием собственного тела, способность управлять самочувствием.
  • Фармакотерапия. При наличии сопутствующих эмоциональных и поведенческих расстройств психиатр назначает препараты для временного купирования симптомов (до появления эффекта психотерапии). Может быть показано применение антидепрессантов, анксиолитиков, психостимуляторов, корректоров нарушения поведения, стресс-протекторов.
  • Реабилитация. К процессу восстановления здоровья пациента подключается его ближайшее окружение. Родители, супруги, дети получают консультационную психологическую помощь, где обсуждаются механизмы заболевания, условия, способствующие выздоровлению. Усилия родственников должны быть направлены на поддержание продуктивных, эмоционально открытых отношений, разрешение конфликтов, помощь и психологическую поддержку больного.

Прогноз и профилактика

Положительный эффект от психотерапии наиболее вероятен при начальных стадиях психосоматического расстройства – чем раньше проведена диагностика и лечение, тем благоприятнее прогноз. Легче всего поддаются коррекции функциональные расстройства, при анатомо-структурных изменениях нередко требуется продолжительная медикаментозная помощь. Меры по предупреждению ПСР сводятся к общим психопрофилактическим мероприятиям. Важно уметь противостоять стрессу, выстраивать продуктивные, открытые межличностные взаимоотношения, не подавлять негативные эмоции, а переживать их, делая выводы.

Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

  Невроз желчного пузыря симптомы

Неврозы

Неврозы – это легкая форма нарушения психики.

Человеку, имеющему невроз, обычно не требуется госпитализация. Он может продолжать свой привычный образ жизни: ходить на работу, общаться с друзьями. Часто окружающие даже не осознают появления у человека психической проблемы. Иногда они думают так: «Просто наш приятель в последнее время грустный / подавленный / разбитый. Наверное, он сильно устал и это пройдет само по себе»…
К сожалению, это состояние редко проходит само по себе и не смотря на то, что человек продолжает свою каждодневную деятельность, чувствует он себя неважно.
Нужно отметить, что неврозы в некоторых случаях могут протекать и в довольно тяжелой, требующей госпитализации, форме.

Неврозы, кроме того, что существенно усложняют жизнь человеку, могут еще стать причиной различных соматических (телесных) заболеваний. Такие заболевания, возникшие на почве психологических проблем, называются психосоматическими.

Неврастения
Слово происходит от сочетания «neuron», что означает нерв, и «astheneia» – слабость.

-быстрая утомляемость,
-снижение работоспособности,
-проявления жалости к себе,
-ухудшение внимания и памяти,
-неспособность расслабиться,
-ворчливость,
-мягкосердечность,
-нарушения сна,
-состояние внутреннего напряжения и тревожность,
-учащенное сердцебиение,
-повышенная возбудимость и неустойчивость настроения,
нетерпеливость.

Такие состояния могут наблюдаться и в абсолютно нормальной жизни, но при неврастении они, во-первых, гораздо более сильные, а во-вторых, если у здорового человека они быстро проходят, то при неврастении они принимают хронический характер. В итоге неврастения портят жизнь и усложняют работу. Неврастеник утрачивает способность радоваться жизни. Иногда людей, страдающих неврастенией, могут раздражать яркий свет, шорохи, громкие и резкие звуки, сильные запахи.

При неврастении у некоторых людей возникает желание сделать что-то запретное, напр. ощущение, что им хочется почесать интимные места именно в тот момент, когда они находятся в большом скоплении людей. Некоторые люди не могут выносить определенный вид нижнего белья, или прикосновение определенной материи и тому подобное.

У мужчин-неврастеников бывает преждевременная эякуляция или выделение спермы без эрекции. Многие мужчины неврастеники страдают от ситуационной импотенции. То есть на физиологическом уровне такая интимная проблема отсутствует. И перед началом полового акта все идет хорошо (присутствует и желание, и возбуждение, и эрекция), а как только мужчина решается начать половой акт, все пропадает. То есть проблема только психологическая.

О депрессивном неврозе говорят, если перечисленные симптомы протекают на фоне сильно подавленного настроения.

В случаях, когда эти симптомы скомбинированны с такими телесными проявлениями, как высокое артериальное давление, ишемические заболевания сердца, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, то говорят уже о «болезни менеджеров», которая является одной из форм неврастении.

Причиной возникновения неврастении чаще всего является хроническое переутомление – полное исчерпание жизненных сил. Но иногда случается, что эта болезнь начинается как раз после того, когда причину «утомления» осталась в прошлом. Например, после возвращения из зоны военных действий, тюремного заключения, после затяжного строительства дома, окончания престижного института или другого сложного курса обучения.

Лечение таких проблем обязательно должно быть комплексным, что означает правильную психотерапию, но и в обязательном порядке необходимость физических упражнений, а в тяжелых случаях и медикаментозное лечение.

Страх бывает и абсолютно здоровой реакцией на определенные жизненные ситуации. Главным признаком невроза страха является довольно сильный и без явных причин страх и состояние тревоги. Невроз страха отличается именно отсутствием видимой причины возникновения. Поэтому иногда пациенты «придумывают» причины своего состояния, например: страх будущего, страх одиночества и т.д.

К неврозу страха очень близок, по свой сути, невроз ожидания. Это невроз проявляется в том, что человек боится (или опасается) того, что не сможет выполнить какую-нибудь повседневную функцию. Порочный круг в таких случаях заключается в том, что возникшие опасения мешают выполнению той или иной функции, а не выполнение этой функции усиливает опасения (или страх).
Невроз страха часто сопровождается дереализацией (чувство, что этот мир не реален) или деперсонализацией (я не реален). Пациенты его часто описывают как крайне неприятное состояние.

В самой близкой связи с неврозом страха находится фобический невроз. И здесь на первом месте находится чувство страха и тревоги, но в этом случае, у страха есть конкретная причина. Очень часто причина странная и безобидная, которая у других людей не вызывает никакого опасения. Не смотря на то, что некоторые причины и объективно могут вызывать страх (например, высота, некоторые животные и т.д.), но в случае фобического невроза этот страх болезненно усиливается и становится неадекватным.
Невротическая фобия отличается от других видов страха тем, что пациент полностью осознает бессмысленность этих страхов.
На сегодняшний день описано более 200 различных фобий.

Невроз навязчивых состояний (обсессивно компульсивное расстройство)

Этот невроз характеризуется непреодолимой потребностью (желанием) совершить какое-нибудь действие. Это действие может быть, смешным или незначительным, агрессивным или постыдным, но всегда бессмысленным.
Человек может с «напряжением всех сил» противостоять этой потребности, но это всегда вызывает состояние зажатости и тревожности (это состояние описывают и как состояние страха). Поэтому, если эта потребность является социально приемлемым действием, то оно обычно выполняется (часто по возможности незаметно).
Часто навязчивости принимают характер ритуалов. У страдающего этим неврозом человека появляется ощущение, что если он не совершит то или иное действие, случится что-то страшное, например, умрет близкий человек и т.д.
Иногда появляется ощущение незаконченности (успешно) законченного действия – приходится по несколько раз контролировать, заперта ли дверь, выключен ли утюг и т.д.
Иногда у человека появляется сильная потребность совершить очень постыдное или агрессивное действие, например, раздеться в театре, плюнуть в лицо или ударить собеседника на официальной встрече, выбросить ребенка с окна и т.д. Интересно, что невротик такие действия никогда не совершает, но его мучает сильный страх совершить эти действия.

Нужно отметить, что подобные явление наблюдаются и у детей (дотронуться определенного места, сказать плохое слово в присутствии взрослых и т.д.), но они в основном проходят сами по себе.
Интересным является тот факт, что навязчивые состояние, как правило, проходят в определенных ситуациях, например на войне, в тюрьме и т.д.
При правильном лечении можно значительно снизить интенсивность навязчивых состояний или совершенно вылечить их.

Использованные источники: www.psihosomatika.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И НЕВРОЗ

Термин «невроз» был предложен Кулленом более 200 лет назад — в 1776 г. Несмотря на значительное число исследований, посвященных изучению неврозов, клинические критерии диагностики этих заболеваний, их границы остаются достаточно неопределенными.

Е.А. Попов писал, что трудно выделить какую-то черту, свойственную именно неврозу. Критерии отграничения невроза от других заболеваний могут быть достаточно обоснованными лишь применительно к психогенным расстройствам, с одной стороны, либо к неврозоподобным нарушениям, — с другой.

Согласно современным представлениям невроз — это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека.

Основными особенностями неврозов являются:

· психогенный характер возникновения;

· особенности личности (акцентуации характера, личностный радикал);

· отсутствие органических изменений головного мозга;

· вегетативные, соматические, эмоционально-аффективные проявления;

· наличие критики к своему состоянию и стремление к преодолению ситуации и возникшей болезненной симптоматики.

В литературе ранее обычно описывали четыре клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз. В связи с переходом на МКБ-10 классификация невротических расстройств претерпела существенные изменения. Тем не менее, термин «невротические» все еще сохраняется и используется в названии большого раздела расстройств F40 — F48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»:

F40 Тревожно-фобические расстройства

F41 Другие тревожные расстройства

F42 Обсессивно-компульсивное расстройство

F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства

F45 Соматоформные расстройства

F48 Другие невротические расстройства

Понятие «психосоматика» включает в себя целый ряд содержательных феноменов, которые невозможно объяснить какой-то одной формулировкой. Здесь следует выделить два аспекта:

Психосоматическая медицина представляет собой современную, хотя и не новую концепцию, общую ориентировку на охрану здоровья в целом. Она учитывает комплексные сомато-психо-социальные взаимодействия при возникновении, течении и, в особенности, при терапии заболеваний.

При психосоматических расстройствах различают три группы симптомов: мясищев патогенный невроз психосоматика

· функциональные синдромы (органные неврозы);

· психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы).

Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи, парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.

Важнейшие проявления, сопровождающие функциональные синдромы

Парестезии (рот, язык, конечности)

Снижение сосредоточения, истощаемость

Ощущения в области сердца

Беспомощность врача относительно этой симптоматики отражается среди прочего в многообразии понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Речь идет о функциональном нарушении отдельных органов или органных систем, причем какие-либо тканевые изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. F.Alexander [12] описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки аффекта без характера выражения и обозначил их органными неврозами.

Психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы). В основе психосоматических расстройств — лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Исторически к этой группе относятся классические картины следующих психосоматических расстройства:

· язва двенадцатиперстной кишки.

Наряду с традиционными психотерапевтическими техниками при лечении больных неврозами и психосоматическими расстройствами в последние годы более активное распространение получил метод биологической обратной связи (БОС).

Метод БОС (метод адаптивного биоуправления, биореабилитация, метод оперантного обуславливания и др.) — это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков.

В психотерапевтической практике метод БОС можно использовать двумя в принципе различными способами: либо в качестве средства для приобретения навыков физической саморегуляции, чтобы предотвратить появление психосоматических или невротических расстройств, либо, в случае, если пациент страдает неврозом или психосоматическим заболеванием, в качестве средства для лечения функциональных нарушений в соответствующей системе физиологических реакций.

Эффективность тренировки методом БОС выше всего у пациентов, которые действительно не могут расслабиться, даже если они этого осознанно хотят. Такие лица зачастую вообще не замечают, насколько они постоянно напряжены. С помощью биологической обратной связи можно довести это перенапряжение до их сознания и эта объективная информация позволит сформировать навык произвольной релаксации.

Как и любая терапия, лечение с использованием биологической обратной связи начинается с подробного анамнеза, дополняемого разъяснениями сущности и принципа действия тренировки БОС (первый сеанс). При этом необходимо в особенности подчеркнуть, что речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором тело известным образом обучается тому, как помогать себе самостоятельно. Если подчеркнуть активную роль, приходящуюся на долю пациента, то это также повышает мотивацию для регулярного выполнения предписанной домашней тренировки.

Второй сеанс предназначен для изучения психофизиологического рисунка реакций, проявляемых данным пациентом в связи с подлежащим лечению проблемным поведением. Для снятия рисунка психофизиологических реакций пациент оснащается различными измерительными датчиками, регистрирующими необходимые физиологические функции. Затем в течение 5 мин пациента просят спокойно посидеть с закрытыми глазами. Этот период времени служит для записи исходных значений.

После этого пациент должен примерно в течение 5-10 мин пытаться расслабиться. Это требование вызывает, как правило, противоположное действие, пациент начинает напрягаться, что соответствующим образом изменяет измеряемые значения. Спокойно сидеть, не делая ничего конкретного — это, в особенности для страдающих симптомами стресса лиц, уже является серьезной психологической нагрузкой. После периода расслабления проводят собственно тест на стресс для того, чтобы измерить возбудимость и последующее успокоение пациента. Создать стресс в искусственной ситуации не совсем просто, поэтому в большинстве случаев производят различные вмешательства, создающие известное физиологическое возбуждение. Например, подходят к пациенту и внезапно хлопают в ладони над его ухом. Можно также внезапно выйти из комнаты, ничего не говоря, дать пациенту подождать примерно минуту и затем снова войти. В качестве умственной нагрузки можно предложить задачу на счет. Например, начиная от 1000 непрерывно вычитать число 19. Затем периодически говорят «стоп» и пациент должен назвать промежуточный результат. В качестве других стрессовых ситуаций пригодны также ассоциативный эксперимент по Юнгу, или просто предъявление слов-раздражителей, или выработка представлений, имеющих определенное отношение к являющемуся объектом лечения проблемному поведению.

Диагностическое значение имеют, прежде всего, интенсивность реакций и ход последующего отдыха. Скорость реакций в первую очередь зависит от личности, т.е. от конституции, в целом определяющей быстрое или медленное реагирование. Испытывающие хронический стресс лица зачастую проявляют сравнительно быструю реакцию, но медленный отдых. Минимальная реакция или вообще отсутствие таковой на сенсорные или психические раздражители встречаются у эмоционально сильно заторможенных, замкнутых и с трудом вступающих в контакт пациентов. Очень пугливые люди проявляют, напротив, в большинстве случаев сильные колебания измеряемых значений, возникающие также независимо от предъявления стрессовых раздражений. Собственно терапия начинается на третьем сеансе. Целью тренинга БОС является осознание подлежащего контролю события, для чего необходима осмысленная информационная обратная связь. Как и вообще психотерапия, уже эта первая фаза тренинга очень часто приводит к определенному улучшению. Поглощение внимания приемом новой информации может отвлекать и, тем самым, нарушать стереотипно протекающие рисунки поведения.

В качестве следующего шага необходимо попытаться посредством соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые должно быть оказано влияние (ДАС-БОС, ЭМГ-БОС, ЭЭГ-БОС).

ДАС-БОС — обучение пациента навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью оригинальной методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца с целью нормализации деятельности кардиореспираторной системы и установления баланса симпатической и парасимпатической ветвей вегетативной нервной системы.

ЭМГ-БОС — обучение пациента произвольному снижению повышенного мышечного тонуса.

ЭЭГ-БОС — биоуправление потенциалами головного мозга, направленное на увеличение интенсивности альфа-ритма ЭЭГ и/или снижение бета-ритма.

Общая продолжительность курса лечения в среднем составляет 15 сеансов длительностью 30-40 мин каждый.

В заключение в ходе генерализации приобретенный контроль должен быть перенесен с тренировочной ситуации в лаборатории на нормальную жизненную ситуацию. Этому процессу можно способствовать присоединением «домашних заданий» — использованием навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (например, перед сном), упражнениями на расслабление типа аутогенной тренировки, а также посредством сбора и регистрации изменений в течение длительного времени. Регистрация долгосрочных изменений отражает успехи и, в свою очередь, действует в качестве обратной связи. Отмечено, что аутогенная тренировка в сочетании с условно-рефлекторными методами, в том числе с методом БОС, дает прекрасные результаты. Предварительное обучение аутотренингу и использование его в сеансах биологической обратной связи наиболее показано при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна, особенно засыпания, состояния тревоги и страха, сексуальные нарушения), а также для стабилизации ремиссий и предупреждения рецидивов неврозов.

При невротических и психосоматических расстройствах не существует специфических изменений электроэнцефалограммы, поэтому нейрофизиологическая интерпретация изменений ЭЭГ в результате длительно текущего психоэмоционального напряжения, приводящих не к деструкции мозговой ткани, а к дезинтеграции функций, снижению адаптивных возможностей и, как следствие этого, — к дезадаптационным расстройствам, представляют определенную трудность.

В основе дезадаптационных расстройств лежат нарушения корково-подкорковых взаимоотношений. При патологии эти взаимоотношения нарушаются, что приводит к дестабилизации нейродинамических процессов. Чем больше степень этой дестабилизации, тем меньше выраженность альфа-составляющей, тем больше выраженность бета- , тета- и дельта-составляющих. В связи с этим наиболее широкое применение в терапии дезадаптационных расстройств с использованием метода биологической обратной связи по ЭЭГ получил альфа-стимулирующий тренинг. Эффективность данного подхода хорошо отражена в литературных данных.

Использованные источники: studbooks.net

Похожие статьи