Источник невроза

Застойная сексуальность — источник энергии невроза

Работая в амбулатории, с 1920 г., когда начались первые клинические наблюдения, я тщательно собирал и фиксировал все случаи генитальных нарушений. На протяжении примерно двух лет в моем распоряжении оказалось достаточно материала, чтобы сделать вывод: нарушение гениталъности не является, как полагали до сих пор, лишь одним из симптомов невроза среди других, это — важнейший симптом. Постепенно накапливались аргументы, свидетельствовавшие о том, что душевное заболевание не является только следствием сексуального нарушения в соответствии с широко толкуемыми представлениями Фрейда о сексуальности. Его следует воспринимать еще более однозначно, то есть как следствие нарушения генитальной функции, как оргастическую импотенцию в строгом смысле этого понятия.

Если бы я снова свел сексуальность только к генитальной сфере, то впал бы в старое ошибочное дофрейдовское представление о сексуальности, в соответствии с которым сексуальным является только генитальное. Расширив понятие генитальной функции с помощью понятия оргастической потенции и дав ему энергетическое толкование, я тем самым расширил психоаналитическую теорию сексуальности и либидо в верном направлении. Мои базовые предположения заключались в следующем:

1. Если в любом душевном страдании имеется в качестве ядра застойное сексуальное возбуждение, то заболевание может обусловливаться только нарушением способности к оргастическому удовлетворению. Тем самым импотенция и фригидность представляют собой ключ к пониманию экономики неврозов.

2. Источник энергии невроза создается различием между накоплением и тратой сексуальной энергии.

Невротическое состояние отличается от здорового постоянным наличием неудовлетворенного полового возбуждения. Это касается не только застойных неврозов (актуальных неврозов Фрейда), но и всех душевных заболеваний с формированием симптомов и без них.

3. Фрейдовская формула об излечении невроза верна, но не полна. Первой предпосылкой излечения является осознание вытесненной сексуальности. Но одно лишь такое осознание не должно, а может излечить. И излечивает оно в случае устранения застойной сексуальности — источника энергии невроза. Иными словами, исцеление происходит при том условии, что осознание желаний, порождаемых влечением, создает и способность к полному оргастическому удовлетворению. Благодаря этому источник энергии, питающий болезненные душевные «разрастания», лишается энергии (принцип лишения энергии).

4. Важнейшая цель каузальной аналитической терапии неврозов заключается, несомненно, в формировании оргастической потенции — способности тратить столько же сексуальной энергии, сколько ее было накоплено.

5. Половое возбуждение представляет собой чисто телесный процесс, а невротические конфликты имеют душевную природу. Но даже незначительный конфликт, сам по себе нормальный, приводит к некоторому нарушению сексуального равновесия, декомпенсирует его, вызывая застой сексуальной энергии. Этот образовавшийся небольшой застой усиливает конфликт, что приводит вновь к увеличению застоя. Так психический конфликт и телесный застой возбуждения взаимно увеличивают друг друга. Центральный психический конфликт представляет собой сексуальные отношения между ребенком и родителями. Он присутствует в любом неврозе и представляет собой исторический материал для переживания, содержанием которого считается невроз. Все невротические фантазии выводятся из ранних детски-сексуальных связей с родителями. Но один только конфликт между ребенком и родителями не мог бы вызвать Длительного нарушения душевного равновесия, если бы он постоянно не подпитывался застойным возбуждением, которое сам и породил в начале этого процесса. Тем самым застойное возбуждение всегда представляет собой постоянно действующий Фактор болезни, питающий невроз в энергетическом отношении. Болезненные кровосмесительные привязанности к родителям, братьям и сестрам теряют свою силу, если устраняется актуальный застой энергии, другими словами, если в настоящем Переживается полное оргастическое удовлетворение. Патогенность эдипова комплекса зависит от отвода сексуальной энергии. Так актуальный невроз переплетается с психоневрозом. Они немыслимы друг без друга.

6. Динамика прегенитальной (оральной, анальной, мышечной и т. д.) сексуальности в принципе отличается от динамики сексуальности генитальной. В случае закрепления негенитальных сексуальных манипуляций нарушается генитальная функция. Это нарушение увеличивает прегенитальные фантазии и манипуляции. Эти фантазии и манипуляции, наблюдаемые при неврозах и извращениях, являются не только причиной генитального нарушения, но и (по меньшей мере, в той же степени) его следствием. Можно заметить, что при таком подходе подготавливалось сформулированное в 1936 г. различие между естественными и вторичными влечениями. Положение о том, что общее сексуальное нарушение есть следствие гениталъного нарушения, имело важнейшее значение с точки зрения теории влечения и теории культуры. Моя трактовка генитальной сексуальности и ее функций не совпадала с обычными представлениями о сексуальных действиях людей. Насколько мало «сексуальное» и «генитальное» являются одним и тем же, настолько же мало совпадают по своему значению понятия «генитального» в сексуально-экономическом смысле и в обычном словоупотреблении.

7. В учении о неврозах вопрос, мучивший Фрейда на протяжении многих лет, решается достаточно просто: душевные заболевания, проявляясь только качественными характеристиками, всегда зависимы от так называемого «количественного» фактора, от силы и интенсивности, от насыщения душевных переживаний и действия энергией. На одном из заседаний своего кружка, собравшегося в узком составе, Фрейд призывал к осторожности, к готовности появления опасного конкурента аналитической терапии неврозов — терапии органов. Никто тогда не мог предсказать, как она будет выглядеть, — это было чисто фрейдовское ощущение. Слушая его слова, я понял, что без решения проблемы количественного фактора неврозов дальнейший прогресс учения о них невозможен. Доступ к решению этой проблемы могла открыть только работа над проблемой физиологического сексуального застоя, и я оказался на этом пути. Только пять лет назад исследования в этом направлении принесли свои первые результаты, позволявшие с позиции анализа характера разработать и утвердить первые принципы техники вегетотерапии неврозов. Между началом работы и этими результатами лежали 15 лет трудной работы и тяжелой борьбы.

В 1922—1926 гг. шаг за шагом формулировалась и закреплялась теория оргазма, а в дополнение к ней — технические приемы анализа характера. Последующий опыт, успехи и неудачи во врачебной работе подтверждали теорию, которая формировалась как бы сама собой на основе первых важных наблюдений. В моей работе достаточно быстро и ясно обозначилась своего рода развилка в проблематике с двумя путями дальнейшего движения.

Клиническая работа с пациентами продолжала одно направление — доведение непосредственно до нынешнего уровня сексуально-экономических экспериментов.

Целью второго направления являлась необходимость постановки и поиска ответа на вопрос: откуда происходит социальное подавление половой жизни и какова его функция?

Из первого направления гораздо позже, только с 1933 г., возникла боковая биологическая ветвь сексуальной экономики, которая представляла собой исследование биона, сексуально-экономическое исследование рака и исследования явлений оргонного излучения.

Второе направление примерно семь лет спустя «расщепилось» на собственно сексуальную социологию, с одной стороны, и политическую психологию — с другой[3].

Теория оргазма определяет границы и содержание психологического, психотерапевтического, психолого-биологического и социологического секторов сексуальной экономики. Я не возьму на себя смелость утверждать, что это здание сексуальной экономики могло бы заменить специализированные этажи, о которых речь шла выше. Но сегодня она претендует на то, чтобы быть единой естественнонаучной теорией сексуальности, от которой возможно ожидать обновления и оплодотворения всех сторон человеческой жизни. Это обязывает к подробному объяснению «каркаса» во всех смежных областях. Так как жизненный процесс является в первую очередь сексуальным процессом, то во всем, что живет, проявляется сексуальная, вегетативная энергия. Это положение очень опасно как раз потому, что оно просто и абсолютно верно. Чтобы его правильно применять, следует помешать его превращению в глупую банальность или в схему. Последователи какого-либо учения обычно упрощают дело. Они перенимают материал, разработанный с большим трудом, и оперируют им так, чтобы было максимально удобно. Они не берут на себя труд всегда по-новому применять все методические тонкости, они застывают, а с ними костенеет и само учение. Я надеюсь, что мне удастся отвести эту судьбу от сексуальной экономики.

Использованные источники: studopedia.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Симптомы невроза по ночам

Невроз — симптомы и лечение народными средствами.

При затяжных расстройствах нервной системы происходит смена психоэмоционального состояния. Неврозом или невротическим расстройством называют группу функциональных нервно-психических заболеваний, характеризующихся нарушенным и измененным в дальнейшем обменом веществ в нервных окончаниях. Адреналин, дофамин и серотонин – нейромедиаторы, переносящие нервные импульсы, и нормализация их выработки может быть осуществлена как биологическими, так и психологическими способами. Рассмотрим подробнее, почему развивается невроз, симптомы и лечение средствами традиционной и народной медицины, профилактику.

Невроз обусловлен снижением умственной и физической способности человека, проявляется в форме астенических симптомов, панических атак, навязчивых мыслей, бегающих по кругу, истерий. Чаще всего от неврозов страдают пациенты с тонкой душевной организацией, живущие в состоянии хронического стресса и переутомления, недосыпания, неразрешимых проблем.

Невроз — симптомы и лечение

Вегетативные симптомы невроза:

  • учащенное сердцебиение;
  • боли в районе желудка или сердца;
  • ощущение недостатка воздуха при вдохе;
  • повышенная потливость, озноб;
  • разлад в работе кишечника;
  • частое мочеиспускание;
  • тошнота, трудности с глотанием (чувство, когда в горле стоит ком);
  • головокружение;
  • снижение или резкое повышение аппетита и сексуального влечения;
  • скачки артериального давления;
  • общая слабость, чувство разбитости после пробуждения.

Психологические симптомы невроза:

  • чрезмерная раздражительность;
  • нарушения сна, беспричинная тревога, беспокойство;
  • апатия, плаксивость, подавленное состояние;
  • мнительность, повышенная реакция на любой внешний раздражитель (смех, звонок в дверь, окрик, резкий свет и пр.);
  • навязчивые депрессивные мысли, отсутствие радости жизни, пессимизм, деперсонализация;
  • трудности при выполнении умственной работы и решения логических задач.

Мышечные симптомы невроза:

  • тремор;
  • болевые ощущения в мышцах, напряжение в области шеи и поясницы;
  • мигрени (головные боли, возникающие при напряжении);
  • потеря работоспособности;
  • тики.

Причины возникновения невроза

Заболевание развивается в результате постоянного воздействия психотравмирующих факторов (стрессов, переживаний, личных драм и трагедий), умственного и/или эмоционального напряжения. Невроз может быть спровоцирован инфекционными и хроническими заболеваниями. Особенно опасны заболевания, приводящие к истощению организма, в частности, грипп , туберкулез, пневмония .

Астенический невроз вызывают отклонения в развитии ЦНС, когда пациент плохо переносит длительные умственные и физические нагрузки. Невроз может быть спровоцирован злоупотреблением алкоголя, никотина, наркотических средств, в том числе и бесконтрольным приемом синтетических антидепрессантов.

Питание при неврозе

Важную роль в избавлении от симптомов невроза, лечении и профилактике невротических состояний играет диета. Следует минимизировать потребление острой пищи, блюд фаст-фуда, алкоголя и кофеин содержащих напитков. Питание должно быть насыщено продуктами, содержащими максимальное количество витаминов и минеральных веществ.

Восточные лекари рекомендуют ежедневное употребление орехов, сыра и изюма. Эти продукты укрепляют сердце, снимают накопленной утомление, уменьшают головные боли, тонизируют нервную систему.

Хороших результатов в лечении невроза и бессонницы можно достичь с помощью продуктов пчеловодства . Натуральный мёд обладает успокаивающим действием и хорошо зарекомендовал себя в качестве природного снотворного (столовую ложку меда съедают перед сном, запивая стаканом теплого цельного молока или кипяченой воды).

Консервативное лечение невроза

После обследования пациента врач назначает соответствующую терапию, включающую в себя методы воздействия на психику (психотерапия), направленные на осознание действительности и путей решения своих проблем. Медикаментозное лечение направлено на восстановление процессов, протекающих в головном мозге. В случаях, когда необходимо торможение, применяют препараты брома, а если требуется стимуляция, то назначают лекарства с кофеином.

В острых ситуациях врачом прописываются следующие препараты: реланиум, седуксен, сибазон, элениум, которые оказывают успокаивающее действие на нервную систему пациента, что приводит к снижению проявлений невроза. Еще одно проверенное лекарство – амизил, относящийся к нейролептикам. В определенных случаях психиатр назначает разные комбинации и схемы терапии. Категорически противопоказано самолечение с использованием данных лекарственных форм.

Лечение невроза народными средствами

Опытные целители предлагают пациенту с невротическим синдромом заняться спортом. Независимо от выбранного вида физической активности, уже через неделю после начала регулярных тренировок (не менее четверти часа в сутки), появляется положительная динамика. Двигательная активность действенно стимулирует выработку в мозге эндорфинов и улучшение состояния всего организма за счет насыщения крови молекулами кислорода.

Проверенными методиками релаксации и снятия напряжения считаются цветотерапия (ношение одежды светлых и теплых жизнерадостных тонов, разглядывание картинок, прогулки по осеннему парку или лесу) и музыкотерапия (прослушивание расслабляющей, медитативной, классической музыки или природных звуков журчания воды, пения птиц в лесу, шума моря). Пациент с неврозом должен помочь себе сам, пересмотрев свое отношение к жизни и избавившись от накопленных на сердце обид.

Лечебные ванны

Один из самых простых и эффективных способов снятия напряжения, последствий стресса и синдрома хронической усталости являются ванны с лечебными добавками.

Чёрная водянка. Отвар растения (7 ст. ложек сухой травы залить 3 л воды, прокипятить на малом огне около 10 минут, процедить) выливают в наполненную теплой водой ванну и погружаются в нее на 15 минут перед сном.

Шиповник и можжевельник. Заготовленные корни шиповника измельчить (1/2 полулитровой банки), засыпать в трехлитровую кастрюлю, залить доверху горячей водой, накрыть крышкой и протомить на слабом огне полчаса, настоять на протяжении часа, процедить. Температура воды для лечебной ванны должна быть около 39°С. Время процедуры – 20-30 минут. Курс лечения составляет 10 ванн ежедневно или через день. Далее следует провести такое же количество процедур с отваром молодых побегов можжевельника, который готовится аналогичным отвару корней шиповника способом.

Лекарственный сбор. Смешать по 25 гр следующих растений: аир болотный (корень), почки сосновые , листья мяты, мелиссы, полыни, тысячелистника , душицы залить ведром горячей воды, отварить на малом огне не менее получаса, отфильтровать и вылить в ванну. Температура воды должны быть около 38°С. Время приема – 20 минут.

Ароматерапия от невроза

Многие эфирные масла обладают свойствами антидепрессантов и их применение целесообразно при различных расстройствах нервной системы, в том числе и при неврозах. Их используют для холодных ингаляций (1-2 капли на аромамедальон), ароматизации помещений с помощью аромагорелки (8 капель на каждые 15 кв. м комнаты), принятия аромаванн (3-8 капель на 20 гр эмульгатора, растворенного в воде).

Для снятия переутомления и умственного напряжения рекомендуется смесь из базилика – 4к., тимьяна – 3 к. и лимонной травы – 3к.

Для улучшения сна и релаксации используют смесь из лаванды – 2к. и мяты – 2 к. Хорошо работает комбинация из иланг-иланга – 5 к. и бергамота – 5к.

При меланхолии, апатии и хандре помогает композиция из имбиря – 4 к., мяты перечной – 3к. и эвкалипта – 3к.

От повышенной раздражительности используют сочетание масла лаванды – 4к., мандарина – 3к., розы – 3 к.

Цитрусовые масла обладают благотворным воздействием на ЦНС. При этом масло лимона применяют для стимуляции памяти и повышения концентрации внимания, а с помощью масла апельсина избавляются от депрессии и приступов паники.

Лекарственные растения при неврозе

Мелисса или мята перечная. Чай из этих растений обладает успокаивающим воздействием, устраняет бессонницу и снимает приступы раздражительности. Столовую ложку сухой травы настаивают в заварочном чайнике в стакане кипятка. Пьют вместо чая со столовой ложкой мёда .

Пустырник. 15 гр травы запаривают в 200 мл крутого кипятка, настаивают четверть часа, фильтруют и принимают по 15 мл от 3 до 5 раз в сутки.

Калина. Высушенную кору калины измельчают в кофемолке, заливают стаканом кипятка и томят на водяной бане около получаса. Отфильтрованный отвар принимают по 15-20 мл трижды в день перед приемами пищи.

Одуванчик лекарственный. Смешать 1:1 сушеные листья и измельченные корневища одуванчика , 6 гр состава залить 250 мл кипятка, настоять не менее 20 минут, процедить и принимать по 15 мл трижды в сутки.

Душица. 2 ст. ложки сухой травы душицы заварить в 200 мл кипятка, дать настояться около 15 минут, процедить и пить по 20 мл 3-4 раза в день за 30 минут до трапезы. Растение противопоказано для лечения беременных женщин.

Укроп. Свежевыжатый сок растения пьют по ½ стакана после еды трижды в день. Лекарство хорошо работает при неврастении и неврозах различного происхождения.

Комбинация традиционных и народных методов помогает преодолеть невроз в достаточно короткие сроки. Главное – не замыкаться в себе, сосредоточившись на негативе, а своевременно обратиться за помощью к опытному специалисту, и вы не дадите неврозу ни малейших шансов на развитие и углубление. Будьте здоровы!

Использованные источники: narod-lekar.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Симптомы невроза по ночам

Неправильное воспитание — источник неврозов детей

Зачастую неправильное воспитание, основанное на излишней родительской любви, без осознания родителями закономерностей психического развития — становиться источником неврозов детей.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитика Олега Матвеева, желаю Вам психического здоровья.

Рассмотрим основные проблемы неправильного воспитания детей — источники неврозов

Первая группа источников неврозов детей при неправильном воспитании

Характер — это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными; при этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

К этой же группе факторов можно отнести большое количество взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в воспитании, которые нередко заменяют собой родителей. В эту группу следует включить односторонний характер воспитания. Здесь речь идет о доминировании матери и бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития мальчиков.

Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно сказывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.

Вторая группа источника неврозов при неправильном воспитании детей

Преобладание чрезмерной рациональности в воспитании ребенка в виде большого количества моральных предписаний, требований и запретов, его «заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности.

Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно. Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так называемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика (девочки).

Третья группа источника неврозов у ребенка при неправильном воспитании

  • Непринятие в отношениях с детьми. Обычно это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы, омрачает существование и мешает профессиональной карьере.
  • Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений.
  • Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
  • Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого «Я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
  • Несогласованность воспитания — социально-психологическая характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей.

По данным многих авторов, сходство взглядов на воспитание связано с удовлетворенностью семейными отношениями, отсутствием напряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и сходством характеров.

Четвертая группа источника неврозов детей при неправильном воспитании

Неблагоприятные личностные изменения у родителей влияющие на детские неврозы:

  • Тревожность в отношениях с детьми — следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопровождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.
  • Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей.

Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. При этом отсутствие изменений в поведении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно приводит вновь к критическому моменту.

  • Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми составляют наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.
  • Доминантность, или властность, в отношениях детей означает безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.
  • Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту — это, как правило, субъективно сформулированное мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям.
  • Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подразумевает недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обусловлена интровертированными чертами личности родителей.
  • Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье.

    Противоречивость отношений родителей является выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.

    Пятая группа источника неврозов у детей, неправильное воспитание

    • Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае невротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Как правило, повышенный уровень заботы нужен не столько детям, сколько родителям.

    Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.

  • Гиперопека. Можно выделить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера; б) психогенно детерминированный страх несчастья с ребенком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в признании; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.
  • Любовь родителей к детям. Мать любит не столько реального ребенка, сколько некую модель идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования взрослых.
  • Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.

    Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей : а) во всем контролировать детей, проверяя каждый шаг; б) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; в) ограничивать активность и самостоятельность; г) предписывать образ действий; д) часто запрещать; е) ругать за малейшие промахи и недостатки; ж) прибегать к различным санкциям.

  • Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Здесь встречается чрезмерно ранняя рационализация чувств и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны скорее соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
  • Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей. Это создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным (бессознательно) типом восприятия.
  • Неправильное воспитание ребенка — источник неврозов детей: выводы

    Охарактеризованные наиболее типичные случаи неправильного воспитания и указанные модели, приводящие к неврозам детей, следует рассматривать как случаи, нуждающиеся в обязательной коррекционной работе психолога с родителями.

    Желаю всем психологического благополучия!

    Часто задаваемые вопросы: Вопрос — Ответ
    Множество полезного психологического материала Вы найдете в СОДЕРЖАНИИ:

    Тесты для родителей и детей в разделе: Диагностика и тестирование

    Использованные источники: xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Невроз нетрадиционная медицина

      Симптомы невроза и его проявления

      Астено-депрессивный невроз это

    Об источниках неврозов;

    Психологические типы

    Энергия жизни доставляет большие неудобства, требуя приемлемого для нее градиента, в противном случае она становится разрушительной. Перенести психическую энергию на рационально избранный объект – не в нашей власти. Нет энергии, если нет борьбы; поэтому необходимо уяснить установку, противоположенную установке разума. Теория Фрейда выдвигала вперед Эрос, теория Адлера – волю к власти (точки зрения Фрейда, Адлера и моя противоречат друг другу только тогда, когда они претендуют на универсальное значение, по сути они не противоречат и не исключают друг друга). Существует множество высших принципов в жизни и философии, и, соответственно, множество различных форм компенсации посредством противоположностей. Я выделил два, как мне кажется, основным противоположных типа, которых я назвал интровертированным и экстравертированным. Более основательные исследование показало, что каждый тип обнаруживает тенденцию к союзу с противоположным и оба они комплементарны по отношению друг к другу.

    Однако следует принять во внимание что ни один человек не может быть только интровертом или экстравертом, но потенциально содержит в себе обе установки, хотя в качестве функции адаптации развивает только одну из них.

    . Интроверт может стать экстравертируемым, а экстраверт -интровертируемым, но экстраверсия интроверта отличается от экстраверсии экстраверта и наоборот. Следовательно: ценность одного типа является отрицанием ценности другого. И тем не менее для развития нашего характера необходимо дать возможность выразиться другой, неразвитой функции, ибо может наступить момент, когда нам понадобится вторая функция, но мы не будем готовы к этому, как показывает богатый опыт психологических исследований. (К. Г. Юнг. Психологические типы. М. 1995. С. 187-193) [c.39]

    Сила психологической травмы не имеет большого патогенного значения сама по себе, – она должна иметь особый смысл для пациента; иными словами не шок как таковой создает патогенный эффект при любых обстоятельствах, но для того, чтобы вызвать этот эффект, должна быть затронута психическая склонность пациента приписывать особое значение происходящему при определенных обстоятельствах. И чем внимательнее мы исследуем этиологию проблем пациента, тем более травма теряет свою исключительную значимость и уступает место гораздо более глубокой и широкой концепции, к примеру: любовь и ее проблемы имеют фундаментальное значение в человеческой жизни; скрытые эротические конфликты являются частыми источниками невроза и т.д.

    . Неврозы молодых людей обычно проистекают из столкновения сил реальности с неадекватной начальной установкой (например, инфантильная зависимость от родителей). Здесь редуктивные методы Фрейда и Адлера на своем месте. Но существует множество неврозов, которые проявляются только в зрелом возрасте. В таких случаях реальная терапия начинается только тогда, когда пациент понимает, что он сам становится препятствием для самого себя, то есть бессознательная часть его личности.

    То, что сначала человеку зрелого возраста казалось успехом, представляется юношеской иллюзией, и ничего уже не ожидает его впереди кроме старости и ревизии всех иллюзий. Человек, который находится во второй половине своей жизни проходит через проблему смысла и бессмысленности человеческого существования. (Знаменитые случаи из практики психоанализа. М. 1995. С. 190-193).

    Эрих Фромм (1900-1980)

    Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как «у меня есть автомобиль» или «я белый» или «я счастливый»; а два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различных структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает. При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность. [c.40]

    Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания – и означает подлинную причастность к миру. Другая форма бытия – это противоположность видимости. Она относится к истиной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости. (Э. Фромм. Иметь или быть. М. 1990. С. 32-33).

    Чтобы полнее охарактеризовать принцип обладания, который мы здесь рассматривали, необходимо сделать еще одно уточнение и показать функцию экзистенционального обладания; само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. Это относится к нашему телу, пище, жилищу, одежде, а также к орудиям производства, необходимым для удовлетворения наших потребностей, такую форму обладания можно назвать экзистенциональным обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого существования. Оно представляет собой рационально обусловленное стремление к самосохранению – в отличие от характерологического обладания, страстного желания удержать, сохранить. , которое не является врожденным, а возникло в результате воздействия социальных условий на биологически данный человеческий вид. Экзистенциональное обладание не вступает в конфликт с бытием, характерологическое обладание вступает в такой конфликт. Даже те, кого называют «справедливыми» и «праведными», должны обладать в экзистенционалъном смысле, поскольку они люди, тогда как средний человек хочет обладать в экзистенциональном и характерологическом смысле. (Там же. С. 91-92).

    . Людям присущи две тенденции: одна из них иметь – обладать – в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, стремлении к самосохранению; вторая тенденция – быть, а значит отдавать, жертвовать собой – обретает свою силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими. Учитывая, что эти два противоположных стремления живут в каждом человеке, можно сделать вывод, что социальная структура, ее ценности и нормы определяют, какое из этих двух стремлений станет доминирующим. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению опираются на другие. Мы должны решить, какую из [c.41] этих двух потенций мы хотим культивировать, понимая, однако, что наше решение в значительной мере предопределено социоэкономической структурой данного общества, побуждающей нас принять то или иное решение. (Там же. С. 112).

    . Важное значение бытия обнаруживается при противопоставлении его видимости. Если я кажусь добрым, хотя моя доброта – лишь маска, прикрывающая мое стремление эксплуатировать других людей; если я представляюсь мужественным, в то время как я чрезвычайно тщеславен или, возможно, склонен к самоубийству; если я кажусь человеком, любящим свою родину, а на самом деле преследую свои эгоистические интересы, то видимость, то есть мое открытое поведение, находится в резком противоречии с реальными силами, мотивирующими мои поступки. Мое поведение отличается от моего характера. Структура моего характера, истинная мотивация моего поведения составляют мое реальное бытие. Мое поведение может частично отражать мое бытие, но обычно оно служит своего рода маской, которой я обладаю и которую я ношу, преследуя какие-то свои цели.

    Понимание несоответствия между поведением и характером, между маской, которую я ношу, и реальностью, которую она скрывает, является главным достижением психоанализа Фрейда. Он разработал метод (свободных ассоциаций, анализ сновидений, трансфера, сопротивлений), направленный на раскрытие инстинктивных (главным образом, сексуальных) влечений, подавляемых в раннем детстве. И хотя в дальнейшем развитии теории и терапии психоанализа большее значение стали придавать травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений, чем инстинктивной жизни, принцип остался тем же самым: подавляются ранние и – как я считаю – более поздние травмирующие влечения и страхи; путь избавления от симптомов или вообще от болезней лежит в раскрытии подавленного материала. Иными словами, то, что подавляется – это иррациональные инфантильные и индивидуальные элементы жизненного опыта. (Там же. С. 103-104).

    В первую очередь мы займемся рассмотрением такого механизма бегства от свободы, который состоит в тенденции отказаться от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним, чтобы обрести силу, недостающую самому индивиду. Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлениях к подчинению или господству. И та и другая тенденции представляют собой бегство от невыносимого одиночества. [c.42]

    В социальном плане по очевидным причинам садистские наклонности обычно меньше осознаются и больше рационализируются, чем мазохистские (более безобидные); часто они полностью скрыты наслоениями доброты и заботы о других. (Э. Фромм. Бегство от свободы. М. 1998. С. 76-77)

    Уничтожение собственного «Я» как попытка преодолеть невыносимое чувство бессилия может выражаться в попытке раствориться во внешней силе и стать ее частицей. Этой силой может быть другой человек, бог. нация. Став частью силы, которую человек считает непоколебимой, вечной и прекрасной, он становится причастной к ее мощи и славе. Отрекаясь от свободы собственного «Я», человек избавляется от ответственности за свою судьбу и от сомнений, какое решение принять, от сомнений относительно смысла своей жизни. В этом смысле самоубийство это последняя надежда, если все остальные попытки снять бремя одиночества оказались безуспешными. (Там же. С. 276-277).

    Власть не обязательно должна воплощаться в каком-то лице или институте (т.е. быть внешней). Власть может быть и внутренней, выступая под именем долга, совести. Фактически вся современная мысль – от протестантства и до философии Канта – представляет собой подмену внешней власти властью интериоризованной. Эта замена многим казалась победой свободы. Но анализ показывает, что совесть правит не менее сурово, чем внешняя власть. Своей суровостью совесть может и превзойти внешнюю власть, ведь человек ощущает ее приказы как свои собственные. Как же ему восстать против себя самого? . У внутренней власти множество масок: здравый смысл, наука, общественное мнение. Интериоризованная власть эффективнее открытой. (Там же. С. 291).

    В авторитарной философии нет понятия равенства. Любые различия -будь то пол или раса – для него обязательно являются признаками превосходства или неполноценности. Авторитарный характер относится к наиболее резко выраженным формам бегства от свободы путем симбиотического отношения к объекту. (Психология власти. М. 1999. С. 295-296).

    Наблюдения показывают, что сущность любого невроза составляет борьба за личную свободу и независимость. Невроз всегда можно понять как попытку – неудачную попытку – разрешить конфликт между [c.43] непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе (Там же. С. 298)

    Использованные источники: studopedia.su

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Невроз нетрадиционная медицина

      Симптомы невроза и его проявления

      Астено-депрессивный невроз это

    Практика лечения неврозов. Часть пятая. Невроз -источник энергии.

    Начиная работать с очередным страдающим неврозом пациентом, я часто ловлю себя на мысли, что практически все, что рассказывает мне на первом приеме обратившийся за помощью человек, почти дословно повторяет рассказы таких же как он людей, попавших в лапы точно такого же состояния. Иногда, напрямую, сразу говорю пациенту: — Давайте я продолжу то, что вы сейчас рассказываете, если будет что не так. — прервете. Но, страдающему очень хочется самому рассказывать о своем страдании часами. Почему?

    Мозг человека, на самом деле, очень просто устроен.

    Пример: Представьте себе, сидит за роялем гениальный Моцарт, вторые сутки не спит, сочиняет гениальную музыку. Если к его мозгу подсоединить датчик, измеряющий напряжение, он покажет, например, Х единиц в час… А за стенкой квартиры Моцарта сидит маньяк, Джек Потрошитель, например. Он вынашивает план, как завтра расчленить очередную жертву. Если к его мозгу подсоединить такой же датчик, измеряющий напряжение, тот покажет те же самые Х единиц в час… А в квартире этажом выше, четвертую ночь подряд не спит человек, уверенный в том, что у него неизлечимое заболевание, а плохие врачи не могут правильно поставить диагноз и вылечить его от страданий – показатели датчика в его голове будут такими же.

    Вывод 1: Получается, что мозгу нет никакой разницы, о чем думать и что планировать. Мозг – просто машина, добросовестно выполняющая свои функции…

    1. Все трое – Моцарт, Потрошитель и невротик одинаково мощно насыщены психической энергией. Только у одного она превращается в гениальную музыку, а у второго в трупы и кровь у третьего в изматывающую душу и тело эпопею по поиску коварной болезни и излечения от нее…
    2. Все трое обладают очень высоким уровнем этой энергии, который позволяет быть им совершенными в своем предназначении. Одному – гениально творить. Другому – извращенно убивать. Третьему превращать свою жизнь в кошмар, полностью подчиняя ее несуществующему на самом деле страданию.

    Вывод 2: То, что доминирует в мозгу человека, дает ему энергию, позволяет не спать ночами, иногда отказываться от частого приема пищи, четко планировать свои действия. Месть, любовь, ревность, страх, гнев… Быть таким активным человек без мощной электростанции в голове не может. При этом, для мозга совершенно не имеет значения, на что направлена его активность. Ему важно – фокусировать все свои возможности на одном для достижения результата, и не важно творчество это, преступление или невроз.

    Вывод 3: Мозг косвенно заинтересован в сохранении невроза, потому, что тот дает организму огромное количество энергии. Парадокс — человек страдает, а мозг, как самостоятельное образование – заинтересован. Например, человек, мучимый навязчивым страхом по поводу своего здоровья, кардиофоб, не спит ночами, не ест, ни чего не делает, только и думает о том, что у него не диагностированное заболевание сердца.Он строит планы, где еще и у кого можно обследоваться и получить лечение. Он ночами сидит в интернете, выискивая, что можно еще делать для своей болезни, и делится своим несчастьем с такими же, как он невротиками. Совсем, как Моцарт из примера — для музыки, а Потрошитель – для маньячества. Его мозг в это время «рассуждает» примерно так: — Я нашел огромный источник энергии. Этот источник позволяет мне поддерживать работу организма с огромной мощностью. Я с этим источником энергии не хочу расставаться. И он упирается «руками ногами», всеми извилинами, стараясь сохранить источник энергии — эти невротические переживания.

    Поэтому, как я описал в начале данной статьи, человек, погруженный в невроз, готов часами рассказывать о своих переживаниях, ведь превратить их в гениальные ноты, как Моцарт, он не умеет, прибить кого-нибудь, предварительно замучив, слава богу, тоже. Остается изводить себя и близких выдуманной бедой. Многие делают это также гениально, как большой композитор музыку, а поэт – стихи.

    Использованные источники: nerovnyh.net

    Похожие статьи