Как возникает невроз по фрейду

Концепция невроза

В классическом психоанализе выделяют несколько типов неврозов. Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением «Ид», которое стремится к разрядке, и защитой «Эго», предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является истерическим только в том случае, если одна его сторона бессознательна и если он разрешается путем применения механизмов защиты,, отличных от сублимации. Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора. Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения». Сложную роль в невротическом конфликте играет «Супер-эго». Именно «Супер-эго» заставляет «Эго» чувствовать себя виноватым (что сознательно ощущается весьма болезненно) даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом психоневроза. Так что в формировании невротического симптома участвуют все части психического аппарата. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения. Нарциссический невроз связан с неспособностью пациента к образованию переноса. Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера. Травматический невроз вызывается потрясениями. Невроз переноса развивается в ходе психоанализа и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику. Невроз органа обозначает психосоматическое заболевание, однако этот термин употребляется достаточно редко. Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы. Невроз страха (тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симптомом, или один из видов актуального невроза.

С точки зрения Фрейда, сущность невроза — это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта». Сознательный компонент — это нормы, правила, запреты, требования, существующие в обществе и являющиеся элементами «Супер-эго», бессознательный — первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание «Ид». Вытесненные в бессознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже усиливают его и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (за счет сублимации), либо — если это невозможно или недостаточно — в виде невротических симптомов. Таким образом, невроз — это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которые образуют вытесненные под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и влечения, прежде всего — сексуальные и агрессивные.

Однако следует отметить, что разные представители психоанализа неодинаково понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта. Для Фрейда это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием. А. Адлер видел сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел в невротическом состоянии переживание слабости и беспомощности, которое описывал как «комплекс неполноценности». Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к механизмам компенсации и гиперкомпенсации. Невротический симптом при этом рассматривается как выражение борьбы, направленной на преодоление чувства недостаточности. Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства. Развитие невротических симптомов считается «бегством в болезнь», «желанием, власти», «мужским протестом». Первый и третий симптомы — это способ привлечения внимания к себе (с помощью симптома человек может получить его даже в большей степени, чем здоровый), желание же власти — второй — входит в конфликт с ощущением близости с другими людьми. Адлер определял невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность. Основной феномен психических расстройств он видел не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.

К. Г. Юнг рассматривал содержание бессознательного намного шире, считая, что в него входит кроме подавленных сексуальных и агрессивных побуждений и некий ин-трапсихический материал, имеющий более глубокие, исторические, корни — врожденный опыт прошлых поколений. С точки зрения Юнга, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное есть общее для всех людей, существующее независимо от человека психическое содержание, «разум наших древних предков», которое представляет собой более глубокий и менее доступный осознанию уровень психической деятельности. Коллективное бессознательное представлено в виде архетипов — психических структур, первичных психических образов, составляющих содержание коллективного бессознательного. Архетипы рассматриваются как прообразы, доминанты, априорные формы организации нашего опыта. Архетипы определяют характер человеческой символики, сновидений, сказок, мифов. Они могут выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Юнг придавал архетипам значение предрасполагающих факторов, внутренних детерминант психической жизни человека, направляющих его поведение и дающих возможность реализовать определенные, общие для большинства людей модели поведения даже в таких ситуациях, с какими сам человек ранее не сталкивался, каких нет в его личном опыте.

Личное бессознательное, напротив, связано с прошлым опытом человека и состоит из импульсов, воспоминаний, желаний, переживаний, которые вытеснены или забыты, но достаточно легко могут быть осознаны. Личное бессознательное содержит комплексы (или организовано в виде комплексов), представляющие собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, тенденций, представлений, воспоминаний, желаний, чувств, связанных с личным опытом индивида. Вытесненные в бессознательное (в частности, под влиянием нравственного чувства, которое Юнг также считал врожденным), эти комплексы оказывают существенное влияние на психическую деятельность человека, на его поведение. Комплексы, обладающие высокой степенью аффективной заряженности и вступающие в противоречие с сознательным «Я», и являются источником невротических нарушений.

К. Хорни рассматривала в качестве детерминант человеческого поведения и развития две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной (коренной, основной) тревоги, которую она описывает как «чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Базальная тревога — это глубокое чувство одиночества и беспомощности, ощущение незащищенности. В ответ на фрустрацию этой потребности ребенок вырабатывает определенные поведенческие стратегии, которые могут фиксироваться в качестве защитных механизмов в отношении тревоги. Такие фиксированные стратегии Хорни рассматривает как невротические потребности. Первоначально Хорни выделяла 10 основных невротических потребностей, в дальнейшем описала три личностных типа на основании выраженности и преобладания тех или иных невротических потребностей и соответствующих им стратегий поведения: уступчивая личность (потребность быть рядом с другими, в признании и любви доминантного партнера — ориентация на людей), отрешенная личность (потребность в одиночестве, бегстве от людей, независимости и совершенстве — ориентация от людей) и агрессивная личность (потребность в противодействии, власти, престиже, восхищении, успехе, потребность подчинить себе других — ориентация против людей). Для невротической личности характерно доминирование какой-либо одной потребности или одной группы потребностей и соответствующих им стратегий поведения. Такая негибкость, невозможность направить поведение на удовлетворение других потребностей и изменить поведение в соответствии с новыми обстоятельствами не приносит успеха, а только усиливает фрустрацию и усугубляет невротические проблемы.

Как указывалось выше, Хорни выделяла две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Последняя включает удовлетворение не только физических (биологических) потребностей, но также потребности в самооценке и самоуважении, оценке, принятии и признании другими, в достижениях. Наличие этих двух потребностей (в безопасности и в удовлетворении) является источником постоянных противоречий и конфликтов. Для удовлетворения потребности в безопасности человек пользуется фиксированными стратегиями поведения, то есть формирует поведение, ограничивающее сферу его функционирования (ограничительное поведение) относительно безопасными областями, что снижает тревогу, но препятствует реальным достижениям, то есть фрустрируется потребность в удовлетворении. Стремясь к достижениям, человек вынужден осваивать новые сферы, отказываться от фиксированных стратегий и ограничительного поведения, что приводит к фрустрации потребности в безопасности. Таким образом, наличие этих двух потребностей несет в себе противоречие, которое может привести к неврозу. И в этом смысле различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.

Э. Фромм также не видит качественных различий между здоровьем и неврозом. С его точки зрения, человек характеризуется наличием двух тенденций, или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, собственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности. Фромм считал, что люди, в принципе, могут быть свободными и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасности. Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она недостижима. И эти две потребности находятся в постоянном конфликте, ибо борьба за личную свободу и автономию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненности и к фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людьми. Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсив-ной деятельности — «бегстве от свободы» как способе избавления от чувства одиночества, безнадежности и личной ответственности. Фромм описал три основных механизма, или три стратегии, бегства от свободы: авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивизм и конформизм. Конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.

В целом для всех представителей психоанализа характерен взгляд на невроз как на конфликт между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. Содержательно эти потребности и тенденции могут пониматься по-разному.

Использованные источники: psyera.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Метод психоанализа на основе принципа активности

Теоретическое представление о живой активности душевных Сил является основой для построения методов психоанализа глубин человеческой души. А это значит, что проективные методы исследования душевного мира должны быть приоритетными по отношению к другим методам.

Метод психоанализа предполагает, что проективный материал (например, тест-рисунки) следует рассматривать как проявление живых Сил души. А если это так, то при организации проективного тестирования мы должны внимательно следить за условиями тестирования, которые могут способствовать пробуждению одних Сил и усыплению других, не учитывая этого, мы можем получить неверные результаты.

Еще раз следует подчеркнуть тесную связь обоснования главной Силы «бессознательного» с методом (или стратегией психоанализа). Это особенно важно при использовании западных вариантов проективных тестов: следует четко представлять базовую концепцию, на которой основаны правила интерпретации этого теста. Например, известный теш1 «Дом-Дерево-Человек» имеет явную сексуальную ориентацию трактовки символов проективного материала, поэтому использовать его можно только основательно изучив психоанализ Фрейда.

Таким образом, принцип активности требует разработки психологии активности. Психология активности должна рассматривать каждый элемент душевного мира как живое Существо. Следовательно, психоанализ проективного материала должен строиться именно как психоанализ продуктов воплощения живых Сил души. Отсюда организация тестирования должна быть подобна повивальному искусству (аналогия с искусством приема родов по Сократу), то есть взращиванию живых сущностных Сил. Приоритетными должны стать проективные методы.

Отсюда психологическое резюме: принцип активности в психологии «оживил» элементы душевного мира.

4. Патологический аспект: концепция душевных заболеваний и их исцеление в трактовке 3. Фрейда.

Невроз (греч. neuron — нерв) — душевное заболевание, проявляющееся не только в расстройствах психики, но и в физиологических расстройствах (параличи, онемения, слепота, глухота и т.п.). Причина невроза не в телесной патологии, а в патологии души: в неосознаваемой «душевной занозе», возникшей в результате травмирующей конфликтной ситуации [10, с. 234].

Фиксация — «застревание» больного на каком-либо травмирующем переживании из его прошлого, выражающееся в навязчивом появлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них и т. п. [16, с. 55].

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невроза [10, с. 159].

Другие статьи словаря: Фрейд Зигмунд [10, с. 429], фрейдизм [10, с. 430], катарсис [10, с. 158].

При рассмотрении психологического аспекта принцип активности был использован в качестве критерия выделения главной Силы «бессознательного». Патологический аспект предполагает рассмотрение типа невроза, возникающего вследствие нарушения принципа активности, то есть когда нарушается правило «живого» отношения к Силам «бессознательного».

Итак, согласно «учению о вытеснении» Фрейда, несмотря на энергетическую терминологию, сущностные Силы «бессознательного больше трактуются как живые, активно действующие побуждения, окольными путями стремящиеся на «сцену сознания», При этом главной Силой «бессознательного», дающей биологичесую мощь всем элементам душевного мира, является Либидо. Пробуждение Либидо (по Фрейду) дает естественное развитие инстинктов человека, а в случае грубого подавления «основного инстинкта» его живая активность появляется на «сцене» сознания в виде симптомов душевного расстройства — сексуального невроза по Фрейду.

4.1. Как возникает невроз по Фрейду?

Если грубо подавляется активность главной биологической Силы «бессознательного» (Либидо), в прошлом игравшей ведущую роль в естественном отборе, то возникает неосознаваемая душевная травма (душевная заноза), являющаяся причиной сексуального невроза по Фрейду.

Теория психической травмы (не обязательно сексуальной) была исходной концепцией трактовки возникновения невроза. Суть этой теории заключалась в том, что многие чисто физиологические симптомы болезни являлись не следствием болезни тела, а следствием болезни души, то есть наличием неосознаваемой психической травмы.

Для иллюстрации этой теории приведем историю исцеления от невроза пациентки Анны О. Брейером (первым учителем Фрейда).

После того, как Анна О. (Берта Паппенгейм) в возрасте 21 года получила сильную психическую травму (она потеряла отца), у нее развились характерные истерические симптомы: паралич конечностей, нарушения кожной чувствительности, расстройства речи и зрения, но. главное, она. мучаясь от жажды, не могла пить обыкновенную воду А исцеление состояло в том, что этот симптом исчез, когда девушка вспомнила травмирующую ситуацию его возникновения.

Фрейд так описывает этот случай: «Если больная с выражением аффекта вспоминала в гипнозе, в какой связи и по какому поводу известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы. Летом, во время большой жары, больная сильно страдала от жажды, так как без всякой понятной причины она с известно! о времени вдруг перестала пить воду. Больная утоляла свою мучительную жажду только фруктами. Когда прошло около 6 недель со дня появления этого симптома, она стала рассказывать в автогипнозе о своей компаньонке, англичанке, которую она не любила. Рассказ свой она вела со всеми признаками отвращения Она рассказывала о том. как однажды вошла в комнату этой англичанки и увидела, что ее отвратительная маленькая собачка пила воду из стакана. Она тогда ничет о не сказала, не желая быть невежливой. После того, как в сумеречном состоянии больная высказала свое отвращение, она потребовала пить, пила без всякой задержки много воды и проснулась со стаканом у рта. Это болезненное явление с тех пор прошло совершенно» [19, с. 210].

После этого случая у Брейера возникла мысль применять гипноз для исцеления от неврозов методом воспоминания травмирующей сцены — так был создан метод катарсиса (очищения души). А Фрейд, после этого случая, окончательно оставил анатомию мозга и посвятил себя исследованиям в области психологии.

Анализируя причины возникновения невроза, Фрейд подчеркивает, что заболевание в этом случае было вызвано подавлением естественного желания высказать англичанке «словом и действием» все, что девушка думает о ней и о ее собачке [19, с. 214].

Теория сексуальной травмы — следующий этап развития фрейдизма. На этом этапе решающую роль в возникновении неврозов Фрейд придает бессознательному ядру душевного мира, образуемому мощными влечениями, прежде всего — сексуальными (Либидо).

Мы выяснили, что для осуществления метода катарсиса (очищения души) больной должен вспомнить травмирующую сцену. Но как это сделать? Ведь травмирующих ситуаций человек мог пережить очень много и неизвестно какая из них является причиной невроза. Для того, чтобы организовать успешные поиски душевных заноз, Фрейд выдвигает предположение, что основная причина неврозов заключается именно в сексуальных травмирующих ситуациях. Таким образом, в

области всех травмирующих ситуаций особо выделяется область сексуальных травм (Рис. 4).

Если Либидо является главной Силой душевного мира человека, то подавление этой Силы порождает, согласно Фрейду, неврозы: «Мы видим, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворять свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий недостатка в приспособляемости» или вследствие внутреннего [19, с. 238].

Подчеркивая особую роль Либидо, Фрейд писал: ««. Исследования показывают нам, что патогенные желания относятся к эротическим инстинктам и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию,- это так для обоих полов» [19. с. 231].

Возникновение невроза Фрейд трактует следующим образом: «Заболевание произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход и что сущность заболевания в том, что эти защемленные аффекты получили ненормальное применение. Когда река течет по двум каналам, то всегда наступает переполнение одного, коль скоро течение по другому встретит какое-либо препятствие» [19, с. 214]

Таким образом, согласно Фрейду, невроз возникает по причине подавления сексуального инстинкта (Либидо) моралью и правилами поведения, принятыми в культурном обществе. Либидо, натыкаясь на запреты, порождает душевные травмы, но энергия ее все равно прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, забывания неприятного и т.п. Поэтому специфика учения Фрейда заключается в сексуальной трактовке природы травмирующей ситуации, суть которой в том, что у неврозов всегда «сексуальная пружина».

Концепция психосексуальных стадий конкретизирует теорию сексуальной травмы Фрейда тем, что позволяет выделить типы сексуальных травм. Если известны симптомы типов травм, то это повышает эффективность поиска скрытых травмирующих ситуаций с последующим их осознанием и катарсисом.

Согласно Фрейду, при развитии организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд стадий развития: оральная (каннибальская), садистско-анальная, фаллическая. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привязанным к определенной стадии.

Одной из главных причин «фиксации» является сексуальная травма, возникшая на соответствующей стадии развития. Сексуальная травма, возникшая на определенной стадии, влияет на особенности снов, фантазий, рисунков и даже на характер взрослого человека: оральная травма — честолюбие; анальная — аккуратность, бережливость, упрямство; фаллическая — нарцистизм.

Зная симптоматику типа сексуальной травмы у взрослого человека, можно значительно повысить эффективность поиска травмирующей ситуации, направляя воспоминания пациента к соответствующему периоду детства: «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и приведением в сознание этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы получаем власть к устранению симптомов» [19, с. 232].

Использованные источники: studopedia.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Астено-депрессивный невроз это

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Теория неврозов

Понятие невротического симптома

По Фрейду, симптомы психических заболеваний являются вредными или бесполезными актами, на которые лицо часто жалуется как на вынужденные и связанные с неприятностями или страданиями. Их главный вред заключается в душевных затратах, которых стоят они сами, и в затратах, необходимых для их преодоления. При интенсивном образовании симптомов затраты могут привести к обеднению личности в отношении распоряжения её жизненной энергией.

Невротический симптом является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Ид и эго встречаются в симптоме и как будто примиряются благодаря компромиссу — образованию симптомов. Поэтому симптом так устойчив — он поддерживается с двух сторон. Известно, что одной из сторон конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо, вынужденное искать других путей для своего удовлетворения.

На вопрос о том, откуда берется симптом, отвечают впечатления, которые приходят извне, были когда-то в силу необходимости сознательными и с тех пор благодаря забыванию могут стать бессознательными. Цель симптома, его смысл, тенденция — это эндопсихический процесс, который, возможно, сначала был сознаваем, но не менее вероятно, что он никогда не был в сознании и навсегда остался в бессознательном

Невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения, имеют свой смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются.

Известно, что Я проявляет некоторую заинтересованность в возникновении и последующем существовании невроза. Симптом поддерживается Я, потому что у него есть такая сторона, благодаря которой он дает удовлетворение вытесняющей тенденции Я. Кроме того, разрешение конфликта путем образования симптома является самым удобным и желательным выходом из положения. Бывают случаи, когда даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение. Если можно сказать что у невротика каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь, то следует признать, что это бегство вполне оправдано, и врач, понявший это положение вещей, отойдет в сторону, щадя больного. Подробнее: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/07.php

Классический психоанализ Фрейд включает теорию психологического происхождения неврозов. Он различает следующие типы неврозов.

Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним в терминах личности и истории жизни. Существуют три типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению, как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Существуют различия в симптомах актуальных неврозов и психоневрозов: в обоих случаях симптомы происходят из либидо, но симптомы актуальных неврозов — давление в голове, ощущение боли, раздражение в каком-либо органе представляют собой исключительно соматические процессы, в возникновении которых совершенно не участвуют все сложные душевные механизмы.

Нарциссический невроз, при котором человек не способен к образованию переноса.

Невроз характера — в этом случае симптомы являются чертами характера.

Травматический невроз — который вызывается потрясением. Фрейд отмечал, что при травматических неврозах, особенно тех, которые вызваны ужасами войны, для нас несомненен эгоистический мотив Я, стремящийся к защите и выгоде, который в одиночку еще не создает болезнь, но санкционирует ее и поддерживает, если она уже началась.

При неврозе переноса, который вызывается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.

По словам З.Фрейда, содержание указанных неврозов неопределенно и неустойчиво. Названные формы невроза иногда встречаются в чистом виде, но чаще смешиваются друг с другом и с психоневротическим заболеванием.

И в причине и в механизме всех возможных форм неврозов всегда действуют одни и те же факторы, только в одном случае главное значение в образовании симптомов приобретает один из этих факторов, в другом — другой. Так, фантазии, превращающиеся в симптомы, нигде не проявляются более явно, чем при истерии; противоположные или реактивные образования Я господствуют в картине невроза навязчивых состояний. Излагаю по: Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. М.: Республика, 2006. 210 — 211 с.

Т.о., невротический симптом является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо; конфликта Ид и Эго.

Использованные источники: studbooks.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

Фобический невроз

Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза

Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);
— аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);
— гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности фрейд всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в «бессознательное» и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Фрейд обозначил термином «цензура», а сам процесс подавления — «вытеснением». Переживания, которые оказались вытесненными в «бессознательное», получили название «комплексов». Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Фрейда, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Фрейдy переводится (сублимируется) в допускаемые «цензурой» виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом могут обнаружиться в сознании в виде:

— страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе;
— вытесненного «аутоэротического комплекса» и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению «военного невроза» с чувством страха за свою жизнь;
— скрытых «гомосексуальных комплексов», приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда «вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому», обозначаются Фрейдом термином «конверсия» («конверсионная истерия»). Таким образом, причина болезни, по Фрейдy, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой. Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение. Исходя из данной теории, Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на невроз восстановлении в памяти («вскрытии») сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Фрейдом. В своих работах Фрейд показал влияние «бессознательного» на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

— сублимация;
— вытеснение;
— конверсия;
— формирование «комплексов»;
— психологическая защита;
— бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Фрейдa — венский психиатр Адлер, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением

к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений «Я» по Фрейдy). Ребенку, по Адлеру, свойственно, с одной невроз стороны, стремление к власти, с другой — чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием — и таким образом завоевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к «сверхкомпенсации»: заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами. Невроз, по мнению Адлера, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Невроз — это способ решения внутренних проблем человека

Критикуя ряд положений Фрейдa и его последователей, С. Homey (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Любовь ко мне — это основное условие для здоровья моих нервов!

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

H.Sul.Ivan (1953), как и С.Нотеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

— повышенную боязливость;
— страхи;
— агрессивность;

В основе неврозов, по В.Н.Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом — перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье

Благодаря изменению отношения с «горячего» на «холодное» к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.

Зигмунд Фрейд о неврозе

Великая депрессия остается классическим примером финансового кризиса рыночной экономики. Изучение методов выхода из неё, которые были применены разными странами, может оказаться полезным для проверки моделей кризиса на соответствие реальности. Модель финансового кризиса в виде роста денежного пузыря [1] должна быть проверена на основе анализа имеющихся исторических материалов, показывающих, как развивались предыдущие кризисы и какие меры оказались успешными в их преодолении. Наиболее интересным.

Новость была добавлена: 07.04.2015. 11:16

Нас находят по запросам:

Астенический невроз что это такое
Переходов: 5018

Клиника неврозов на шаболовской
Переходов: 2777

Излечим ли невроз
Переходов: 1482

Наследственные психические заболевания
Переходов: 3100

Атипичная депрессия
Переходов: 8079

Послеродовой невроз
Переходов: 1924

Долой депрессию
Переходов: 9444

Обсессивно компульсивный невроз
Переходов: 5768

Депрессия невротическая
Переходов: 1736

Народные средства при неврозе
Переходов: 3654

Атипичная депрессия
Переходов: 5113

Лечение депрессии народными средствами
Переходов: 3813

Дисфорическая депрессия
Переходов: 1727

Смешные статусы о депрессии
Переходов: 6303

Бросил курить депрессия
Переходов: 41

Тест депрессии зунга
Переходов: 6622

Дерево жизни депрессия
Переходов: 2323

Лечение неврозов препараты
Переходов: 5060

Шкала депрессии бека
Переходов: 9215

Форум невроз навязчивых состояний
Переходов: 1048

Как избежать послеродовую депрессию
Переходов: 5925

Использованные источники: depresiya.hol.es

Похожие статьи