Крейндлер астенический невроз

Астенические расстройства в клинической практике

Среди клинических проявлений неврастении существенное значение имеют сексуальные расстройства: преждевременная эякуляция, ослабление эрекции и снижение полового влечения у мужчин, неполное ощущение оргазма, иногда аноргазмия, снижение полового влечения у женщин (Карвасарский Б.Д., 1990).

Традиционный подход к лечению астенических расстройств предусматривает применение как немедикаментозных методик, так и средств фармакотерапии. Важную роль в лечении неврастении играет психотерапия. Одной из основных психотерапевтических методик, применяемых в лечении неврастении, является рациональная психотерапия. Главной мишенью такого лечения является искаженная внутренняя картина болезни, создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний. В таких случаях рациональная психотерапия основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Широкое применение в лечении неврастении получил метод аутотренинга (аутогенная тренировка), при котором путем самовнушения достигается состояние расслабления – релаксации. Первые сеансы направлены на достижение ощущений тепла и тяжести в конечностях и теле. В дальнейшем проводятся лечебные сеансы, направленные на улучшение тех или иных функций организма: регуляция пульса, дыхания и т.д.

При лечении астенических расстройств обычно используют ноотропные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях.

Новый ноотроп с антиастеническим эффектом – Метапрот проявляет антигипоксический, антиоксидантный, ноотропный, иммуномодулирующий эффекты, а также способен усиливать регенерацию и репарацию тканей. Выпускается в капсулированной форме, что позволяет уменьшить количество нежелательных реакций со стороны ЖКТ, лишен многих побочных действий на организм, характерных для традиционных ноотропов.

Метапрот назначают внутрь после еды по 0,25 г 2 раза в день. При необходимости суточную дозу повышают до 0,75 г (0,5 г утром и 0,25 г после обеда), а лицам с массой тела свыше 80 кг — до 1 г (по 0,5 г 2 раза в день). Курс лечения – 5 дней с 2-дневными перерывами между ними во избежание кумуляции препарата. Количество курсов зависит от эффекта и в среднем составляет 2–3 (реже – 1 или 4–6) курса.

Для повышения работоспособности в экстремальных условиях препарат принимают за 40–60 минут до предстоящей деятельности в дозе 0,5–0,75 г. При продолжении работы повторный прием производят через 68 часов в дозе 0,25 г. Максимальная суточная доза составляет 1,5 г, а в последующие сутки – 1 г.

Метапрот также применяют в рамках комплексной терапии последствий черепно-мозговых травм, нейроинфекций, нарушений мозгового кровообращения.

Поскольку неврастения часто ассоциируется с тревожными расстройствами, в терапии данного недуга часто используют транквилизаторы — психофармакологические средства, уменьшающие проявления тревоги, эмоциональную напряженность, страхи. При лечении неврастении лучше ограничиться небензодиазепиновыми транквилизаторами.

1. Гиндикин В.Я. Справочник: Соматогенные и соматоформные расстройства (клиника, дифференциальная диагностика, лечение). – М.: Триада-Х, 2000. – 256 с.
2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М.: Медицина, 1990. — 448 с.
3. Краснов В.Н., Вельтищев Д.Ю. Неврастения как вариант астенического синдрома: фармакотерапевтический анализ на модели терапии танаканом // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1999. – №7. – С. 37–40.
4. Крейндлер А. Астенический невроз / пер. с рум. – Бухарест, 1963. – 410 с.
5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. — 426 c.
6. Свядощ А.М. Неврозы: Руководство для врачей. — СПб.: «Питер», 1997. — 448 с.
7. Смулевич А.Б. Пограничные психические нарушения // Руководство по психиатрии / под ред. А.С.Тиганова. — М.: Медицина, 1999. – Т. 2. — С.527-607.
8. Шабанов П.Д. Гипоксия и антигипоксанты // Вестник Рос. Воен.-мед. академии. – 2003. – №1 (9). – С. 111–121.
9. Afari N., Buchwald D. Chronic fatigue syndrome: A review // Am. J. Psychiatry. – 2003. – Vol.160. – P. 221–236.
10. Sharpley A., Clements A., Hawton K., Sharpe M. Do patients with «pure» chronic fatigue syndrome (neurasthenia) have abnormal sleep? // Psychosom. Med. – 1997. – Vol. 59, №6. – P. 592–596.

Страница 3 — 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

Использованные источники: www.remedium.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

  Невроз и депрессия одно и тоже или нет

АСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (НЕВРАСТЕНИЯ)’

Термином «астенический невроз» (неврастения) в советской психиатрической литературе принято обозначать психоген­ное невротическое заболевание, в клинической картине ко­торого ведущее место занимает астенический синдром.

В этиологии невроза у детей и подростков, как показы­вают исследования, проведенные в нашей клинике Н. А. Ло- биковой (1972, 1973), основная роль принадлежит длитель­ным или даже хроническим психотравмирующим ситуациям,, чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм родителей, их развод). По данным некоторых исследователей (А. И. Захаров, 1976), важную роль в происхождении неврастении у детей играют также некоторые формы неправильного подхода родителей к воспи­танию, э особенности чрезмерные требования илзлишние ог- . раничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами большое ‘значение имеет соматическая ослабленность ребенка вследствие частых заболеваний (А. Крейндлер, 1963). По мнению Г. Е. Сухаревой (1959), при отсутствии соматической ослабленности неврастения в детском возрасте возникает очень редко. Существенную роль играет также наличие невропатических состояний в анамне­зе ребенка и резидуальной церебрально-органической недо­статочности (Н. А. Лобикона, 1973).

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интел­лектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализи­рованных школах языкового, физико-математического и дру­гого профиля, дополнительные занятия в различных кружках и секциях, в музыкальной школе и т.п.). Наш опыт говорит о том, что сам по себе фактор интёллектуальной (а также и физической) перегрузки в детском и подростковом возра­сте, хотя и может вызвать более или менее выраженную психическую астенизацию, однако при отсутствии психотрав­мирующей ситуации не ведет к развитию астенического не­вроза. Это и понятно, поскольку для возникновения невроза ® собственном смысле слова необходимо наличие конфликт­ных переживаний, связанных со срывом в системе отношений личности. Поэтому мы считаем принципиально ошибочным и отражающим расширительный подход к трактовке неврозов включение астенических состояний, связанных с длительным переутомлением (так называемый «невроз истощения») в рамки неврастении (В. К. Хорощко, 1943; Е. А. Попов, 1958;,

В. В. Королев, 1967, и др.). Г. Е. Сухарева (1959) также полагает, что школьные перегрузки могут вызвать лишь от­дельные элементы неврастенического состояния, но не самую неврастению. Астенические состояния, вызванные интеллек­туальной или физической перегрузкой у детей и под|юстков, •мы относим к числу неврозоподобных расстройств, патоге­нетически и психопатологически близких к соматогенным астеническим состояниям.

Патофизиологические механизмы неврастении были изу­чены И. П. Павловым и его учениками, по данным которых в основе неврастенических расстройств лежат явления сла­бости одного из основных нервных процессов, возникающие преимущественно у лиц слабого или возбудимого общег^ типа и среднего человеческого типа высшей нервной деятель- иости. При этом, по мнению А. Г. Иванова-Смоленского

(1952), в начальной стадии неврастении преобладает сла­бость внутреннего торможения, во второй’ стадии к слабости: внутреннего торможения ‘присоединяется ослабление про­цесса возбуждения и, наконец, в третьей стадии имеет место- слабость обоих нервных процессов с выраженным домини­рованием явлений запредельного торможения.

Астенический невроз в развернутой форме встречается; только у детей школьного возраста и подростков. У детей, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста на­блюдаются более или менее рудиментарные и атипичные психогенные астенические реакции. Основное проявление- неврастении у детей школьного возраста и подростков — со­стояние раздражительной слабости, характеризующееся, с- одной стороны, повышенной раздражительностью, несдер­жанностью, склонностью к аффективным разрядам недо­вольства, раздражения и даже гнева, а с другой — повы­шенной истощаемостью аффекта с переходом к плачу, пси­хической утомляемостью, непереносимостью любого психи­ческого напряжения, быстрым истощением активного внима­ния.. Наряду с этим в структуру астенического синдрома при неврастении всегда входят более или менее выраженные проявления вегетодистонии — лабильность вазомоторных реакций, склонность к ^сосудистым обморокам, в частности* ортостатическим, головные боли при утомлении, гипергидроз,, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверх­ностный сон.

Важно отметить, что все описанные нарушения наблюда­ются на фоне гипотимического или дистимического настрое­ния, т. е. слегка пониженного настроения с оттенком недо­вольства, раздражения, с повышенной готовностью к слезам. Характерна интимная связь гипотимического настроения с комплексом тех или иных отрицательных переживаний, кото­рые отражают содержание психотравмирующей ситуаций) (конфликтные отношения в семье, чрезмерно высокие требо­вания родителей к школьной успеваемости, затяжной школь­ный конфликт и т.п.). Психотравмирующие переживания часто можно выявить у ребенка или подростка во время — обычной беседы, конечно, при установлении с ним достаточ­ного контакта. Однако в ряде случаев для выявления психо­травмирующих переживаний и уточнения их содержания необходимо использование специальных (так называемых проективных) психологических методик [например, методики- тематического апперцептивного теста (ТАТ) в той или иной» его модификации, методики незаконченных предложений* методики трех желаний, или игровой методики (так называ­емый «сценотест» для детей младшего возраста) и др.].

В зависимости от относительного преобладания того или другого основного компонента раздражительной слабости

•некоторые авторы выделяют два клинических варианта асте­нического невроза у детей: астено-адинамический, или собст­венно астенический, и астено-гипер динамический, или

эксплозивный (Е. А. Осипова, 1934; Г. Е. Сухарева, 1959). При первом варианте на передний план выступает вялость, повышенная истощаемость, эмоциональная лабильность, плаксивость, соматовегетативные нарушения. При втором ‘варианте, который чаще наблюдается у детей более млад­шего возраста, преобладают двигательное беспокойство, ;расторможенвость, повышенная возбудимость, раздражи­тельность, расстройства сна. По данным Г. Е. Сухаревой (1959), у некоторых детей при этом варианте отмечается ■склонность к бурным аффективным взрывам, нередко с •агрессией и психомоторным возбуждением, что создает сход­ство с психопатическими состояниями.

Изучение динамики неврастении в детском возрасте (Н. А. Лобикова, 1972, 1973) показывает, что этот невроз имеет выраженную тенденцию к затяжному течению. При этом можно выделить два типа динамики, наиболее частый из которых характеризуется медленным началом (до не­скольких месяцев и даже лет), с формированием относи­тельно стойкого невротического состояния, в котором преоб­ладает астенический синдром (чаще типа раздражительной слабости). Этап, предшествующий невротическому состоя­нию, характеризуется кратковременными полиморфными невротическими нарушениями (расстройства сна, аппетита, колебания настроения, нерезко выраженные страхи), а также заострением отдельных черт характера ребенка (тревож­ность, тормозимость, возбудимость и т. п.). Указанные откло­нения не выступают как отчетливые реакции на то или иное ’психотравмирующее обстоятельство и не складываются в •какой-либо очерченный невротический синдром. Этот этап мы обозначаем термином «преневротическое состояние», используемым в зарубежной литературе (М. Тгатег, 1942; «XV. МакейопзЫ, 1957; О. Оезйипз, 1955 и др.). На этапе не­вротического состояния ведущим является тот или иной ва­риант астенического синдрома (чаще в виде раздражитель­ной слабости), который сочетается с другими невротически­ми расстройствами: страхами, ипохондрическими опасения­ми, тревогой, повышенной аффектйвной возбудимостью, де­прессивными или субдепрессивными эпизодами и т. д. Подоб­ное усложнение астенического состояния обусловлено заост­рением щреморбидных компонентов личности и других осо­бенностей «почвы» (соматической ослабленности, резидуаль­ной церебрально-органической недостаточности, невропатиче­ских проявлений). Описанный тип динамики затяжного астенического невроза часто завершается переходом заболе­вания в невротическое формирование личности.

Второй тип динамики отличается подострым началом в форме так называемых моносимптомных невротических ре­акций (невротические страхи, мутизм, расстройства сна,, тики, энурез, энкопрез), которые возникают еще в дошколь­ном возрасте. Спустя 1—3 года клиническая картина невро­за меняется, на первый план в ней выступают астенические расстройства. С этого момента начинается этап затяжного невротического состояния (собственно неврастения), кото­рый, как и при первом типе динамики, длится от 3 до 5 лет. Однако, в отличие от первого типа динамики, в этом случае чаще встречается благоприятный исход заболевания с посте­пенным сглаживанием астено-невротических расстройств.

Несмотря на возможность практического выздоровлений при обоих типах динамики, особенно при втором, после лик­видации невроза нередко длительно (на протяжении 5— 7 лет) сохраняются так называемые резидуальные невротические состояния (по К. Егпз!;, Н. Щпй, М. Но1асЬ- РисЬз, 1968) в виде склонности к колебаниям настроения » повышенной утомляемости, вегетативной неустойчивости, по­вышенной чувствительности к различным неблагоприятным ситуационным воздействиям.

Неврастению следует дифференцировать с депрессивным- неврозом, поскольку в обоих случаях имеет место понижен­ный фон настроения. При астеническом неврозе, однако, ве­дущим проявлением является та или иная разновидность астенического синдрома с признаками раздражительной сла­бости, более выражено снижение работоспособности, школь» ной успеваемости, пониженное настроение носит характер» гипотимии, не достигая степени депрессивного или субдепрес- сивного состояния.

Случаи затяжного невроза требуют отграничения от вяло протекающей шизофрении с неврозоподобными проявления­ми. Против шизофрении свидетельствуют явная зависимость- возникновения расстройств от психотравмирующей ситуации, отражение ее в переживаниях больного на всем протяжении’ невроза, отсутствие аутистических черт в поведении, доста­точная эмоциональная живость, неравномерность показате­лей деятельности в разное время, з!ависящая от периодиче­ски наступающего утомления и,’ наконец, отсутствие склон­ности к возникновению рудиментарных бредовых феноменов; (например, бредовой настроенности, подозрительости, бредо­вых страхов).

Часто астенический невроз смешивают с соматогенными и резидуально-органическими . астеническими состояниями. Для дифференциации их следует учитывать признаки, свой­ственные астеническому неврозу и не характерные для этих состояний: 1) отчетливая связь расстройств с той или иной психотравмирующей ситуацией, .которая «звучит» в пережи­вания& больного на всем протяжении заболевания; 2) выра­женная зависимость интенсивности астенических и сопутст­вующих им невротических расстройств от изменений ситуа­ции; ЗЙ наличие описанной этапности в динамике невроти­ческих! нарушений; 4) отчетливая реакция личности на имею­щиеся «расстройства и вызванное ими снижение работоспо­собности, прежде всего школьной успеваемости. Дополни­тельным, хотя и не обязательным, признаком можно считать отсутствие черт так называемой органической психики (инертность, затрудненная псреключаемость, назойливость, недостаточно развитые интеллектуальные интересы, низкий уровень памяти и т.’п.).

Использованные источники: bib.social

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Лечат ли невроз фенибутом

Астеническое состояние

По поводу астенического состояния имеются разные трактовки. Так, А. Крейндлер (1963), например, выделяет из неврастении астенический невроз. А. Г. Иванов-Смоленский (1974) пишет, что, по И. П. Павлову, «следует различать две формы неврастении: гиперстеническую (с патологически повышенной возбудимостью вследствие ослабления условного торможения) и гипостеническую — с повышенной истощаемостью нервного возбуждения и с патологическим преобладанием процессов безусловного, главным образом, охранительно-запредельного торможения».

А. В. Снежневский (1983)
описывает астенический синдром, указывая, что «проявления астенического состояния разнообразны, с преобладанием то возбудимости, внутреннего беспокойства, утраты самообладания, то истощаемости, повышенной утомляемости, слезливости с сентиментальной восторженностью». Б. Д. Карвасарский (1980) проводит знак равенства между понятиями — астенические состояния, астенический синдром и астения. Это нервно-психическая слабость, входящая в клиническую картину различных нервно-психических и соматических заболеваний.

Ввиду этого, по Д. Е. Мелехову (1967) и А. В. Снежневскому (1975), следует различать не просто астению, а астению невротическую, органическую, шизофреническую и др. Наиболее часто астенический синдром отмечается при неврастении.

Таким образом, это состояние выраженной слабости, вялости, чувство утомления, недомогания, сужение круга интересов, но не эмоциональная тупость; трудность сосредоточения внимания; непереносимость громких звуков, яркого света, большого количества людей; сонливость днем. Наряду с этим в ряде случаев имеет место эмоциональная лабильность при действии значимых для больного аффектогенных раздражителей.

Отмечается отсутствие влечения к действиям. По нашему мнению, такое определение астенического состояния больше соответствует и самому понятию «астения» (от греческого — слабость, бессилие).

Больные с астеническим состоянием, естественно, требуют со стороны среднего медперсонала ухода в плане улучшения их соматики. Надлежащее питание с достаточным количеством витаминов, общеукрепляющая медикаментозная терапия, включающая препараты фосфора, железа и др., поднимающие настроение больного ободряющие обращения к нему, психотерапия в целом являются эффективным лечебным средством.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов

Использованные источники: www.medchitalka.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Лечат ли невроз фенибутом

Ваше Здоровье

Астенический невроз (неврастения)

Ковалев В.В. ?Психиатрия детского возраста. Москва

Термином «астенический невроз» (неврастения) в советской, психиатрической литературе принято обозначать психогенное невротическое заболевание, в клинической картине которого ведущее место занимает астенический синдром. Хотя со времени выхода в свет монографии G. Beard, посвященной неврастении, прошло уже почти 100 лет ее клиника в детском возрасте изучена недостаточно, а самостоятельное существование этого невроза у детей признается: не всеми, свидетельством чего является отсутствие описания неврастении в ряде современных зарубежных руководств по детской психиатрии.

В этиологии невроза у детей и подростков, как показывают исследования, проведенные в нашей клинике Н. А. Лобиковой основная роль принадлежит длительным или даже хроническим психотравмирующим ситуациями чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм родителей, их развод). По данным некоторых исследователей (А. И. Захаров), важную роль в происхождении неврастении у детей играют также некоторые формы неправильного подхода родителей к воспитанию, в особенности чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами большое значение имеет соматическая ослабленность ребенка вследствие частых заболеваний (А. Крейндлер). По мнению Г. Е. Сухаревой при отсутствии соматической ослабленности неврастения в детском возрасте возникает очень редко. Существенную роль играет также наличие невропатических состояний в анамнезе ребенка и резидуальной церебрально-органической недостаточности (Н. А. Лобикова)

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах языкового, физико-математического и другого профиля, дополнительные занятия в различных кружках и секциях, в музыкальной школе и т. п.). Наш опыт говорит о том, что сам по себе фактор интеллектуальной (а также и физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать более или менее выраженную, психическую астенизацию, однако при отсутствии психотравмирующей ситуации не ведет к развитию астенического невроза. Это и понятно, поскольку для, возникновения невроза в собственном смысле слова необходимо наличие конфликтных переживаний, связанных со срывом в системе отношений личности. Поэтому мы считаем принципиально ошибочным и отражающим расширительный подход к трактовке неврозов включение астенических состояний, связанных с длительным переутомлением (так называемый «невроз истощения») в рамки неврастении. Г. Е. Сухарева также полагает, что школьные перегрузки могут вызвать лишь отдельные элементы неврастенического состояния, но не самую неврастению. Астенические состояния, вызванные интеллектуальной или физической перегрузкой у детей и подростков, мы относим к числу неврозоподобных расстройств, патогенетически и психопатологически близких к соматогенным астеническим состояниям.

Для детей раннего возраста чрезвычайно сильными раздражителями могут
. быть пребывание ребенка в первые недели в дошкольном учреждении, .
http://nmedicine.net/nevrozy-u-detej-ix-vidy-i-profilaktika/

Патофизиологические механизмы неврастении были изучены И. П. Павловым и его учениками, по данным которых в основе неврастенических расстройств лежат явления слабости одного из основных, нервных процессов, возникающие преимущественно у лиц слабого или возбудимого общего типа и среднего человеческого типа высшей, нервной деятельности. При этом, по мнению А. Г. Иванова-Смоленского, в начальной стадии неврастении преобладает слабость внутреннего торможения, во второй стадии к слабости внутреннего торможения присоединяется ослабление процесса возбуждения и, наконец, в третьей стадии имеет место слабость обоих нервных процессов с выраженным доминированием явлений запредельного торможения.

Астенический невроз в развернутой форме встречается: только у детей школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются более или менее рудиментарные и атипичные психогенные астенические реакции. Основное проявление неврастении у детей школьного возраста и подростков — состояние раздражительной слабости, характеризующееся, с одной стороны, повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражения и даже гнева, а с другой — повышенной истощаемостью аффекта с переходом к плачу, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, быстрым истощением активного внимания. Наряду с этим в структуру астенического синдрома при неврастении всегда входят более или менее выраженные проявления вегетодистонии — лабильность вазомоторных реакций, склонность к сосудистым обморокам, в частности, ортостатическим, головные боли при утомлении, гипергидроз, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон.

Важно отметить, что все описанные нарушения наблюдаются на фоне гипотимического или дистимического настроения, т. е. слегка пониженного настроения с оттенком недовольства, раздражения, с повышенной готовностью к слезам. Характерна интимная связь гипотимического настроения с комплексом тех или иных отрицательных переживаний, которые отражают содержание психотравмирующей ситуации (конфликтные отношения в семье, чрезмерно высокие требования родителей к школьной успеваемости, затяжной школьный конфликт и т.п.). Психотравмирующие переживания часто можно выявить у ребенка или подростка во время, обычной беседы, конечно, при установлении с ним достаточного контакта. Однако в ряде случаев для выявления психотравмирующих переживаний и уточнения их содержания: необходимо использование специальных (так называемых, проективных) психологических методик, например, методики тематического апперцептивного теста (ТАТ) в той или иной его модификации, методики незаконченных предложений, методики трех желаний, или игровой методики (так называемый «сценотест» для детей младшего возраста) и др.

В зависимости от относительного преобладания того или другого основного компонента раздражительной слабости некоторые авторы выделяют два клинических варианта астенического невроза у детей: астеноадинамический, или собственно астенический, и астеногипердинамический, или эксплозивный. При первом варианте на передний план выступает вялость, повышенная истощаемость, эмоциональная лабильность, плаксивость, соматовегетативные нарушения. При втором варианте, который чаще наблюдается у детей более младшего возраста, преобладают двигательное беспокойство, расторможенность, повышенная возбудимость, раздражительность, расстройства сна. По данным Г. Е. Сухаревой, у некоторых детей при этом варианте отмечается склонность к бурным аффективным взрывам, нередко с агрессией и психомоторным возбуждением, что создает сходство с психопатическими состояниями.

Изучение динамики неврастении в детском возрасте показывает, что этот невроз имеет выраженную тенденцию к затяжному течению. При этом можно выделить два типа динамики, наиболее частый из которых характеризуется медленным началом (до нескольких месяцев и даже лет), с формированием относительно стойкого невротического состояния, в котором преобладает астенический синдром (чаще типа раздражительной слабости). Этап, предшествующий невротическому состоянию, характеризуется кратковременными полиморфными невротическими нарушениями (расстройства сна, аппетита, колебания настроения, нередко выраженные страхи), а также заострением отдельных черт характера ребенка (тревожность, тормозимость, возбудимость и т.п.). Указанные отклонения не выступают как отчетливые реакции на то или иное теихотравмирующее обстоятельство и не складываются в какой-либо очерченный невротический синдром. Этот этап мы обозначаем термином «преневротическое состояние», используемым в зарубежной литературе. На этапе невротического состояния ведущим является тот или иной вариант астенического синдрома (чаще в виде раздражительной слабости), который сочетается с другими невротическими расстройствами: страхами, ипохондрическими опасениями, тревогой, повышенной аффективной возбудимостью, депрессивными или субдепрессивными эпизодами и т.д. Подобное усложнение астенического состояния обусловлено заострением преморбидных компонентов личности и других особенностей «почвы» (соматической ослабленное, резидуальной церебрально-органической недостаточности, невропатических проявлений). Описанный тип динамики затяжного астенического невроза часто завершается переходом заболевания в невротическое формирование личности. Второй тип динамики отличается подострым началом; форме так называемых моносимитомных невротических реакций (невротические страхи, мутизм, расстройства сна, тики, энурез, энкопрез), которые возникают еще в дошкольном возрасте. Спустя 1—3 года клиническая картина невроза меняется, на первый план в ней выступают астенические расстройства. С этого момента начинается этап затяжного невротического состояния (собственно неврастения), который, как и при первом типе динамики, длится от 3 до 5 лет. Однако, в отличие от первого типа динамики, в этом случае чаще встречается благоприятный исход заболевания с постепенным сглаживанием астено-невротических расстройств.

Несмотря на возможность практического выздоровления-при обоих типах динамики, особенно при втором, после ликвидации невроза нередко длительно (на протяжении 5-7 лет) сохраняются так называемые резидуальные невротические состояния в виде склонности. К колебаниям настроения и повышенной утомляемости, вегетативной неустойчивости, повышенной чувствительности к различным неблагоприятным ситуационным воздействиям.

Неврастению следует дифференцировать с депрессивным: неврозом, поскольку в обоих случаях имеет место пониженный фон настроения. При астеническом неврозе, однако, ведущим проявлением является та или иная разновидность астенического синдрома с признаками раздражительной слабости, более выражено снижение работоспособности, школьной успеваемости, пониженное настроение носит характергипотимии, не достигая степени депрессивного или субдепрессивного состояния.

Случаи затяжного невроза требуют отграничения от вялопротекающей шизофрении с неврозоподобными проявлениями. Против шизофрении свидетельствуют явная зависимость, возникновения расстройств от психотравмирующей ситуации, отражение ее в переживаниях больного на всем протяжении невроза, отсутствие аутистических черт в поведении, достаточная эмоциональная живость, неравномерность показателей деятельности в разное время, зависящая от периодически наступающего утомления и, наконец, отсутствие склонности к возникновению рудиментарных бредовых феноменов (например, бредовой настроенности, подозрительости, бредовых страхов).

Астенический невроз в развернутой форме встречается: только у детей
школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и
младшего .
http://health.sarbc.ru/astenicheskii-nevroz-nevrasteniya.html

Часто астенический невроз смешивают с соматогенными и резидуально-органическими астеническими состояниями. Для дифференциации их следует учитывать признаки, свойственные астеническому неврозу и не характерные для этих: состояний: 1) отчетливая связь расстройств с той или иной психотравмирующей ситуацией, которая «звучит» в переживаниях больного на всем протяжении заболевания; 2) выраженная зависимость интенсивности астенических и сопутствующих им невротических расстройств от изменений ситуации; 3) наличие описанной этапности в динамике невротических нарушений; 4) отчетливая реакция личности на имеющиеся расстройства и вызванное ими снижение работоспособности, прежде всего школьной успеваемости. Дополнительным, хотя и не обязательным, признаком можно считать отсутствие черт так называемой органической психики (инертность, затрудненная переключаемое, назойливость, недостаточно развитые интеллектуальные интересы, низкий, уровень памяти и т.п.).

Использованные источники: health.kr.ua