Невроз диплом

Как восстановить пострадавшую нервную систему после невроза?

Как восстановить нервную систему после невроза, интересует многих в условиях современной динамичной жизни, способствующей развитию расстройств ЦНС. Из-за своей эмоциональности, повышенной восприимчивости и чувствительности женщины чаще страдают от неврозов, чем мужчины. Пытаясь многое успеть и сделать все идеально, они находятся постоянно в тревожном состоянии. Изнуряют себя нагрузками и самокритикой, не умея расслабляться.

Большинство людей считают релаксацию проявлением лени. Трудоголики дорожат каждой минутой, боясь потратить ее нерационально. Загнанный организм откликается неврозом, требующим немедленного лечения.

Что представляет собой невроз?

Неврозом (или невротическим расстройством) называют обратимый процесс нарушения функций нервной системы, который постепенно развивается под воздействием повторяющихся травматических факторов.

Существует 4 этапа развития невротического расстройства. На первом происходит срыв обычных механизмов защиты при сильном стрессе. Человек с трудом справляется с возникшей проблемой. С каждым новым повторением травматической ситуации происходит перенапряжение и истощение адаптивных возможностей личности.

Реакция человека на стресс уже не является адекватной, а становится невротической. Он ведет себя не в соответствии с принятыми в обществе нормами, а так, как он ощущает это на самом деле. Одни люди становятся в такой ситуации агрессивными, другие начинают плакать, третьи возбуждаются и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы получить поддержку.

Если психотравматическая ситуация повторяется, развивается следующий этап расстройства – острый невроз. Последствия этой стадии опасны для организма. Ухудшается обмен веществ, возникает недостаток углекислого газа и кислорода, развивается нарушение дыхания. Появляются заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, повышается артериальное давление. Человек находится в постоянной тревоге, становится раздражительным, быстро устает. Ему трудно сосредоточиться. У больного появляется бессонница и кошмарные сновидения.

Дальнейшее влияние травмирующего фактора на человека, находящегося в состоянии острого невротического расстройства, вызывает появление следующего этапа – затяжного невроза. У пациента формируется осознание себя как глубоко больного человека. Он ищет сочувствия у окружающих, концентрируется на своем состоянии.

Постепенно формируется невротическое развитие личности – 4-ый этап невроза. Больной считает себя хроническим неудачником. Его жизнь представляется ему цепочкой несчастий, он впадает в депрессию. Внешне такой человек выглядит озлобленным, бездушным и эгоистичным, зацикленным на своих проблемах. Это трудный и конфликтный человек, пытающийся посеять в других чувство вины. При этом он проявляет себя как ловкий манипулятор. Этот этап опасен тем, что излечение становится практически невозможным. Что делать при неврозе, описано далее.

Лечение невротических расстройств

Болезнь может остановиться на любом этапе или пропустить в своем развитии один из них. Если начать лечить расстройство при первых признаках его проявления, то удастся не допустить необратимого разрушения личности и здоровья. Как выйти из невроза и избежать развития патологического состояния, интересует практически каждого пациента.

Терапия неврозов включает в себя комплекс мероприятий. Используется медикаментозный, психотерапевтический и физический способы воздействия на больного. Важным фактором при лечении расстройства является удаление из жизни пациента травмирующей ситуации. Если невроз развился на основе отношений с членом семьи или с коллегой, желательно на время лечения свести к минимуму контакты больного с человеком, вызывающим стресс.

Пациенту назначают витаминные комплексы, биостимуляторы, препараты, тонизирующие умственную деятельность. Большое значение уделяется психотерапевтическим методам.

Психотерапия при неврозах

Основной задачей психотерапевта является восстановление нарушенной системы отношений пациента, коррекция неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения. В процессе психоанализа больной осознает причинно-следственные связи между особенностями его поведения и заболеванием.

При неврозах используется метод групповой активности – дискуссия, психогимнастика, пантомима, музыко- и двигательная терапия. Такой способ помогает больному восстанавливать нарушенные механизмы адаптации и восприятия, формировать адекватную модель поведения при общении с другими людьми.

Действенные упражнения

Физическая реабилитация больных неврозом направлена на восстановление здоровья изнуренного психологически и физически организма. Для больных неврозом разработаны комплексы упражнений умеренной интенсивности для всех групп мышц в зависимости от формы заболевания.

Лечебная физкультура включает в себя упражнения с отягощением, сопротивлением, использованием снарядов и углубленным дыханием. Их делают в медленном и среднем темпе. Первые занятия состоят из простых упражнений – наклоны головы и туловища, движения рук, выпады, подскоки, прыжки, ходьба.

Постепенно количество движений увеличивается, они становятся более сложными, направлены на развитие координации и внимания. Впоследствии добавляются упражнения на сохранение равновесия. Их выполняют на снарядах. Больным назначается ходьба по скамейке или бревну, лазанье на гимнастической стенке.

Лечебная гимнастика может проводиться при спокойном и расслабляющем музыкальном сопровождении. Рекомендуется игровая форма проведения занятий. Больным устраивают спортивные игры и эстафеты. Терапевтическая физкультура повышает силу нервных процессов, способствует их сглаживанию.

Физическая реабилитация при неврозах дает лучшие результаты в санаторно-курортных условиях, где есть возможность изолировать больного от привычной раздражающей среды. Пациентам прописывают пешие прогулки, плавание в бассейне, экскурсии, туристические походы умеренной нагрузки. В летнее время лечебную гимнастику проводят на природе, на берегу водоема. Может быть рекомендована ловля рыбы как отличное средство для релаксации.

Пациентам назначают общий массаж и физиобальнеотерапию. Применяется метод лечения кислородом (оксигенотерапия) и иглорефлексотерапия. Полезны радоновые, сульфидные и йодобромные ванны.

Питание при проблеме

Эффективная терапия неврозов невозможна без сбалансированного питания.

Эти проблемы нередко провоцирует недостаток фолиевой кислоты в организме. От ее количества зависит выработка серотонина (гормона счастья) в головном мозге. Невротические расстройства также сопровождаются нехваткой витаминов В6 и С. Поэтому при подобных проблемах следует уделять особое внимание продуктам, богатым данными веществами.

Это все виды капусты, салат, шпинат, щавель, свекла, бананы, спаржевая фасоль, цитрусовые, абрикосы, орехи, тыква, финики, рыба, телячья печень и куриное мясо, растительное масло, семечки, злаки, пшеничные проростки, крупы, грибы (особенно белые), шиповник, смородина, облепиха и пивные дрожжи.

Рекомендуются чаи из сборов лекарственных трав с успокаивающим действием. Особенно полезны средства с настоями мелиссы, шишек хмеля, валерианы, зверобоя, душицы и мяты.

Следует отказаться от кофе, острой пищи, курения и алкоголя. Максимально нужно ограничить употребление сладостей, сдобы, продуктов с животными жирами, черного чая, полуфабрикатов, фастфуда и газировки. Не стоит злоупотреблять продуктами, богатыми крахмалом, – картофелем, кукурузой.

Восстановление в домашних условиях

Как выйти из невроза и предупредить его повторение, будет полезно знать каждому. После лечения и реабилитации необходимо обеспечить себе гармоничную среду существования, которая бы способствовала избавлению от негативных эмоций. Если обеспечить комфортные условия за пределами дома не всегда удается, то благоустроить свой дом и выработать полезные привычки вполне возможно.

В свой режим дня нужно включить умеренные физические нагрузки. Каждый для себя может подобрать наиболее приятный способ физической активности. Это может быть тренажерный зал, прогулка с собакой, бассейн, катание на коньках или роликах, спорт или танцы. Эффект от таких упражнений будет сильнее, если они доставляют удовольствие.

Многим помогает расслабиться хороший фильм. Одним интереснее комедии, другим мелодрамы. Желательно устраивать просмотры любимых кинокартин регулярно.

Стоит завести домашнего питомца. Собаки и кошки умеют поднять настроение и успокоить нервы даже в самые трудные минуты. Если содержание таких животных кажется слишком сложным, можно приобрести мелких зверьков или рыбок, уход за которыми требует минимальных усилий.

Рекомендуется время от времени посещать театры, выставочные залы, ходить в походы или просто выезжать на природу. Существенно поднимают жизненный тонус путешествия. Желательно во время отпуска менять обстановку.

Если нет возможности посещать бассейн, рекомендуется устраивать вечера релаксации в теплой ванне с ароматизированными средствами и настоями трав. Полезно регулярно слушать любимую музыку. Она способна быстро поднять настроение.

Важно позаботиться о здоровом сне. Комната должна быть хорошо проветренной и изолированной от света и шумов. Следует научиться расслабляться и выработать привычки, помогающие справиться с внешними раздражителями.

Использованные источники: nevroz.club

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Коррекция невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность темы дипломного исследования. «Дальнейшее развитие психотерапии предполагает создание более совершенных интегративных психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, совмещающих в себе методические компоненты динамического, поведенческого и гуманистических подходов».

Эти данные могут иметь значение для повышения эффективности дея-тельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактиче-ских мероприятий, лечении и реабилитации.

В связи с теоретическим и прикладным значением указанных вопросов дальнейшее их изучение представляется весьма актуальным.

Объект настоящего дипломного исследования является психологические особенности коррекции невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов | r.bookap.info, 29 |.

Предмет исследования — особенности психологического сопровождения и обеспечения физиотерапевтическими процедурами людей, страдающих невротическими состояниями

Цель настоящей дипломной работы: исследование коррекции невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов средствам психологических и физиотерапевтических процедур.

Задачи настоящего дипломного исследования:

1. изучить понятие, сущность и классификацию невротических состоя-ний;

2. выявить особенности помощи в условиях клиники неврозов,

3. провести сравнительное исследование эффективности коррекции нев-ротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов средствам психологических и физиотерапевтических процедур;

3. разработать рекомендации по совершенствованию коррекции невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов средствам психологических и физиотерапевтических процедур по результатам исследования.

Научная новизна исследования: в настоящем дипломном исследование проведен анализ особенностей коррекции невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов средствам психологических и физиотерапевтических процедур.

Содержание

Глава I. Психологические аспекты невротических состояний и их коррекции 5

1.1. Понятие, сущность, классификация невротических состояний 5

1.2. Психологическая помощь в условиях клиники неврозов 25

1.3. Терапия невротических состояний 32

Глава II. Изучение особенностей коррекции невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов средствам психологических и физиотерапевтических процедур 35

2.1. Цели и задачи исследования 35

2.2. Результаты исследования 37

2.3. Рекомендации по совершенствованию коррекции невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов результатам исследования 51

Список литературы 60

Список литературы

1. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 111 с.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компен-сация. — М.: Наука, 1976. — 272 с.

3. Амелина А. Н. Проблема научности в психотерапии. — СПб.: Питер, 2009

4. Асатиани Н. М. Некоторые особенности клиники и патогенеза невроза навяз-чивых состояний и психастении // Клиническая динамика неврозов и психопа-тий. — Л., 1967. — С. 36−58.

5. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1973. — 173 с.

6. Балашова А. Н. Психопатия//Экспертиза, 2009, № 3

7. Баурова Н. Н. Психологические факторы невротических рас-стройств у кур-сантов военных вузов / Н. Н. Баурова , Г. П. Костюк // Биомедицинский журнал Medline. ru — 2010. — Т. 11, Ст. 10

8. Бедличев С. А. Современное учение о неврозах. — М: Л итера, 2010

9. Бухановский А. О. , Кутявин Ю. А. , Литвак М. Е. Общая психопатология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 416 с.

10. Гиндикин В. Я. Лексикон малой психиатрии. — М., Крон-Пресс, 1997

11. Голубева Э. А. Комплексное исследование особенностей человека // Вопр. психол. — 1986. — № 6. — С. 18−32.

12. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. — СПб.: Изд-во СПб. универ-ситета, 1999. — 1021 с.

13. Давыдовский И. В. Приспособительные процессы в патологии // Вести. АМН СССР, 1962.- № 4. — С. 27−37.

14. Детенгоф Ф. Ф. К вопросу классификации пограничных состояний // Журн. невропатол. и психиатр. — 1972. — № 5. — С. 763.

15. Зейгарник Б. В. Патопсихология . — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 287 с.

16. Зурабашвили А. Д. Теоретические вопросы психических реакций в норме и патологии // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». — Воронеж, 1982. — С. 12−15.

17. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб., 1998. — 252 с.

18. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. — Л.: Медицина, 1985. — 216 с.

19. Кабанов М. М. , Личко А. Е. , Смирнов В. М. Методы психологической диагно-стики и коррекции в клинике. — М.: Медицина, 1983. — 310 с.

20. Казначеев В. П. Общая патология и адаптация человека: размышления врача-клинициста // Бюл. Сибир. отд. АМН СССР, 1987. — № 6. — С. 19−26.

21. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. — Киев, 1998. — 133 с.

22. Каннабих Ю. В. История психотерапии. — М., 1929. — 268 с.

23. Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия (перев. с англ.). — М.: Гэотар медицина, 1998. — 506 с.

24. Карвасарский Б. Д. Неврозы : Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1980. — 448 с.

25. Карвасарский Б. Д. Психотерапия . — М.: Медицина, 1985. — 303 с.

26. Кекелидзе З. И. , Чехонин В. П. Критические состояния в психиатрии. — М., 1997. — 360 с.

27. Ломонских А. Н. Пограничные состояния: этимология, лечение. — М.: Мр3 Пресс, 2007

28. Ремесло, М.Б. Клинико-лингвистические характеристики больных невроза-ми и их динамика в процессе психотерапии / М. Б. Ремесло // Обозрение психи-атрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева . — 2007. — № 2

29. Руководство по психиатрии. Под редакцией А. В. Снежневского . — М. :Медгиз, 1983, Т. 2

30. Яковлев П. А. Профилактика и лечение неврозов. — М.: Смарт, 2008

Использованные источники: r.bookap.info

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Невроз признак шизофрении

  Невроз желчного пузыря симптомы

Неврозы — реферат

1. Сущность понятия «невроз» 3

2. Природа невротических расстройств 5

3. Клинические проявления неврозов 8

Последние десятилетия отмечены ростом пограничных нервно-психических расстройств во всем мире. Специального обсуждения заслуживает проблема распространенности психических расстройств непсихотического уровня, в частности невротических, что объясняется отмечаемым многими исследователями беспрецедентным ростом их числа. Так, за последние 25 лет по 60 странам мира средний ежегодный показатель прироста уровня их распространенности составил 10.8%, в том числе в развивающихся странах – 30.4%, в развитых странах – 8.4%, в странах Восточной Европы – 5.4%, в России – 20-33% среди городского и 33.3-40% среди сельского населения. Кроме того, у 718-868 из 1000 работающих выявлены лёгкие, быстро проходящие пограничные расстройства в виде невротических реакций. Между тем, эти эпидемиологические данные отражают не истинную распространенность нервно-психических расстройств, а лишь показатели обращаемости.

По данным литературы, наиболее распространёнными являются невроз страха и фобии, которые составляют примерно 20% всех неврозов, ими страдает не менее 7.8-23.3% населения. Распространённость невроза навязчивости среди населения стран Западной Европы и США составляет от 0.6 до 1.9-3.3%. В нашей стране наиболее распространенным невротическим расстройством является неврастения, которой страдают 15.7-41.9% населения.

Таким образом, изучение сущности неврозов, их природы и особенностей клинических проявлений представляется чрезвычайно актуальным и практически значимым, поскольку способствует решению задач совершенствования системы профилактики невротических расстройств, разработки методов их своевременной диагностики и эффективной терапии. Это определило выбор темы настоящего теоретического исследования, посвященного изучению клинических особенностей и проявлений неврозов.

1. Сущность понятия «невроз»

Невроз – это собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Термину «невроз» более двухсот лет. Он был введен в медицину в 1776 г. шотландским врачом Уильямом Кулленом. С тех пор этот термин претерпел многочисленные перерассмотрения и до сих пор не получил однозначного определения. Из первоначального определения этого заболевания сохранилось только представление о неврозе как о функциональном нарушении [5]. Кроме того, в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности [3].

Использованные источники: referatbox.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

  Эпилепсия и невроз лечение

  Источник невроза

Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет

Дипломная работа — Психология

Другие дипломы по предмету Психология

Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет

психогенный заболевание невроз дети

Актуальность избранной темы исследования во многом определяется растущей распространенностью неврозов и других пограничных психических расстройств среди детей (Личко А.Е., 1985, 1991 [6; 7]; Попов Ю.В., 1991 [по 5]). Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (Исаев Д. Н. , 1996; Захаров А.И. , 1996; Гарбузов В. И. , 1994), но и особенности развития личности (Аверин), сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и тому подобное) (Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н. И. 1994). Это и определяет интерес специалистов,- медицинских психологов, психиатров и психотерапевтов,- к проблеме неврозов детей возраста, разработка которой во многом имеет профилактическую направленность в отношении более серьезных психических, психосоматических расстройств и саморазрушающего поведения.

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы.

Гипотеза: Патогенность значимых детско-родительских отношений в семьях детей больных неврозами во многом обусловлена непоследовательностью проводимых родителями воспитательных мероприятий.

Объектом исследования являются дети от 6 до 10 лет по складу высшей нервной деятельности склонных к невротизации.

Цель: Совершенствование работы по выявлению детей склонных к невротизации и организации педагогического процесса, позволяющего предупредить развитие неврозов. Цель определила задачи исследования:

.Изучение специальной медико-психологической литературы, посвященной проблеме развития неврозов, у детей от 6 до 10 лет.

. Выбор психодиагностических методик.

.Определение параметров выборки.

.Определение методов качественно-количественного анализа результатов психологического тестирования.

.Анализ и интерпретация психологического тестирования.

.Выработка рекомендаций по ранней диагностике неврозов и профилактики невротических состояний.

Теоретические: изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования.

Тест Личностная шкала проявления тревоги, адаптированная Т.А. Немчиным.

Тест Автопортрет — телесное состояние

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест несуществующее животное

Тест графическая самооценка

Тест отношения с родителями

Личностный опросник Айзенка (EPI)

I этап включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.

II этап представляет собой предварительный системный анализ объекта исследования.

На III этапе происходит развертывание рабочих гипотез

IV этап включает в себя принципиальный (стратегический) план исследования.

Теоретической основой работы послужили исследования известных психологов: Л.И. Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной, У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования диагностической программы для определения неблагополучия в семье и выявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте Рекомендации, предложенные в работе могут быть реализованы в практической деятельности социального работника, педагогов и психологов для работы с этой категорией семей и подростков с отклоняющим поведением.

В данном исследовании, участвовали дети, в возрасте от 6 до 10 лет, с личностным развитием, по психопатическому типу — 30 человек (16 мальчиков, 14 девочек). Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения , библиографии и приложений.

Невротичность, тревожность, неблагополучные семьи, темперамент, психотравмирующее воздействие, неврозы страха, неврозы навязчивых состояний, фобический невроз, депрессивный невроз, истерический невроз, неврастения, ипохондрический невроз, невротические расстройства сна, телесное состояние, аутоагрессивность.

Использованные источники: www.studsell.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Невроз признак шизофрении

Читать диплом по психологии: «Психологические особенности развития неврозов у детей»

Введение В настоящее время увеличилось число детей страдающих неврозом, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление невроза связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Закрепление и усиление невроза происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Невроз имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти “возрастные пики невроза” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная тревожность», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы».

Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

В “возрастные пики невроза” невроз выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния.

Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах.

Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

Поэтому знания причин возникновения повышенной невроза, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению невроза и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Наблюдения педагогов, психологов показывают, что уровень невроза школьников надежно коррелирует с ситуацией экзаменационного стресса. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс.

Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней неврозов посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В Казахстане проблемы невроза исследуют учёные и педагоги: Ударцева В.М., Куликова О.А., Подлесная Г.В. В их работах рассматриваются проблемы организации психопросвещения и профилактики невроза у школьников.

Несмотря на большое количество исследований и публикаций по данной теме (Л.М. Аболин, В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Н.М. Гордецова, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, В.Р. Кисловская, У.Л. Морган, A.M. Прихожан, Т.Я. Решетова, Н.В. Фролова, 3.Фрейд, Ю.Л. Ханин, К.А. Эликсон и др.), они не дают однозначного представления о проблеме, методах ее диагностики и эффективности коррекции.

Можно кратко разделить все теории на динамические (З. Фрейд, К. Хорни, К.Изард, Ч. Д. Спилбергер), которые рассматривают невроз с точки зрения динамического подхода, делая упор на бессознательные импульсы которые не осознаются, и функциональные (В. В. Суворова, В. Н. Астапов, И. В. Дубровина, Л. И. Бонович, И. В. Имедадзе, Н. Д. Левитов, В. Р. Кисловская и др.), которые рассматривают невроз с точки зрения ее функций, выделяя невроз 2 типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией Ч. Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности.

Невроз в функциональном подходе рассматривается как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом. Известна теория К. Изарда о том, что тревожность — это комплексное сплетение фундаментальных эмоций.

Несмотря на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния невроза, концептуальная разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается недостаточно разработанной.

В современной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний невроза. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами — с одной стороны, и психическими свойствами личности — с другой.

Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности.

Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования состояний невроза в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором.

Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней невроза применительно к учебной деятельности.

Рассматриваемая проблема заключается в противоречии между необходимостью создания оптимальных условий для охраны психического здоровья школьников.

Актуальность проблемы определила выбор темы дипломной работы: «Психологические особенности развития неврозов у детей»

Цель исследования: изучение психологических особенностей развития неврозов у детей.

Объект исследования: — проявление невроза у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — причины возникновения неврозов у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования — если установить определенные причины неврозов у детей младшего школьного возраста, то целенаправленная коррекционно-развивающая программа может привести к достижению положительных результатов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

.Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

.Исследовать особенности развития неврозов у детей младшего школьного возраста и установить причины неврозов.

.Изучить влияние специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение неврозов у детей младшего школьного возраста.

Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между неврозом и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников детей младшего школьного возраста.

Исследование опирается на методологию современной педагогики (Б.С. Гершунский, А.А. Кирсанов, В.В. Краевский, B.C. Леднев и др.). принципы системного подхода (И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Б.Ф. Ломов, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов и др.).

Идеи педагогической интеграции (А.П. Беляев, А.А. Кирсанов, В.Т. Фоменко и др.), принципы гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, Ю.П. Ветров, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов, И.С. Якиманская и др.), теоретические подходы к определению и содержанию тревожности (В.В. Белоус, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, П.Г. Вельский, Г.Г. Бочкарева, Л.С. Венгер, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, И.В. Карабанова, A.M., Прихожан, Л.С. Славина, Ю.Л. Ханин и др.).

Методологической основой исследования служат: концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (З. Фрейда, К. Хорни); теория Ч. Д. Спилбергера; концепции психологов (Захаров, И. В,Дубровина, В. Р. Кисловская, Л. И. Божовия, К. С. Лебединская, В.В. Суворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, Давыдов).

В процессе решения указанных задач использованы следующие методы исследования:

обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме;

сравнительный анализ, изучение и обобщение материалов;

наблюдения, беседы с учителями, с учащимися, изучение продуктов деятельности учащихся, эксперимент.

С целью изучения влияния специально организованной работы по коррекции неврозов у мальчиков и девочек

Использованные источники: referat.co

Похожие статьи