Невроз и самолёты

Аэрофобия — боязнь летать на самолете

Страх перед полетами на самолете называется аэрофобией. По сути, данная фобия является разновидностью акрофобии — панического страха перед высотой. Распространенность данного явления достигает 15-20% от всего количества людей, вынужденных прибегать к авиаперелетам. Однако в реальности данное явление присутствует и у многих больных, ни разу в жизни на самолетах не летавших.

Боязнь летать на самолете выявлялась у людей еще на ранних этапах развития авиации, однако интенсивность данного страха была у всех различной. Так, одни люди испытывали лишь легкое беспокойство, связанное с низким уровнем развития авиационной техники и высоким риском аварии, у других же возникал панический иррациональный страх, который, по сути, и являлся признаком такого заболевания, как авиафобия.

Как правило, аэрофобия проявляется в возрасте около 25 лет, однако первые ее симптомы могут возникать и в более раннем возрасте. Особенно часто подобное происходит при наличии некоторого негативного опыта в области авиаперелетов и подъемов на высоту. Важно, что аэрофобия, хотя и имеет непосредственное отношение к акрофобии, не приводит к появлению страха перед подъемом на любую высоту, т.е. пациенты боятся именно полетов. Соответственно, особого влияния на качество жизни человека, крайне редко пользующегося услугами авиакомпаний, заболевание не оказывает.

Причины возникновения аэрофобии

Наиболее часто боязнь полетов бывает обусловлена несколькими разновидностями страхов. К нам относят такие опасения больных, как:

  • Боязнь авиакатастрофы. При этом доводы о том, что самолет является самым безопасным и технически совершенным видом транспорта, в расчет не принимаются и больного не успокаивают. Природа данного явления заключается в видимости хотя бы минимального контроля над ситуацией при перемещении на других видах транспорта. При полетах подобной видимости не создается.
  • Нарушения в работе вестибюлярного аппарата. При этом избавиться от заболевания можно только путем грамотной коррекции соматического состояния.
  • Клаустрофобия. Боязнь самолетов может быть одним из симптомов страха перед нахождением в замкнутом пространстве.
  • Страх наступления критического ухудшения в состоянии здоровья по причине повышенных нагрузок и нестабильности воздушных потоков.

Помимо всего вышесказанного, страх перед полетами может быть вызван общими психическими нарушениями и нестабильностью психики больного. В таком случае заболевание, как правило, сочетается с другими расстройствами психики различного характера.

Симптомы и диагностика

Рассматриваемая фобия проявляется в форме психических и физических симптомов. К физическим симптомам заболевания относят тремор конечностей, потливость, психомоторное возбуждение, гипертонус мышц, учащение сердцебиения и подъем артериального давления. Помимо этого, отмечается расширение зрачков, гиперемия или бледность кожных покровов.

Со стороны психики отмечается нервозность и различный уровень страха, вплоть до развития панических приступов в процессе полета. При этом пациент не воспринимает разумных доводов об отсутствии повода для беспокойства, скорее наоборот, он целенаправленно осуществляет поиск информации об авиакатастрофах, повышая при этом собственный уровень беспокойства.

Как правило, чтобы преодолеть свой страх, пациент начинает употреблять алкоголь, психотропные средства, усиленно наблюдает за поведением самолета в воздухе и действиями экипажа. При этом любая спешка в перемещениях пилотов или обслуживающего персонала по салону трактуется им как признак внештатной ситуации.

Диагноз при авиафобии ставится на основании имеющейся клинической картины и рассказов пациента о своем самочувствии в процессе полета и во время подготовки к нему. Как правило, первые признаки нервозности можно выявить даже при моделировании пациентом воображаемого полета на самолете.

Как избавиться от аэрофобии

Для людей редко прибегающих к полетам это заболевание не представляет большой проблемы. Лечение аэрофобии в данном случае может осуществляться посредством некоторых фармакологических средств воздействия на психику. На сегодняшний день популярными успокоительными средствами являются:

  • Препараты на основе растительного сырья (пион, валериана). Данные средства могут использоваться для того, чтобы побороть слабую степень аэрофобии либо нервозность, возникающую в преддверии полета. Все они оказывают мягкий седативный эффект, не вызывающий тяги ко сну. В случаях риска панической атаки необходимо использовать более действенные препараты.
  • Транквилизаторы. Данная группа лекарственных препаратов обладает более выраженным седативным и снотворным эффектом. Однако самостоятельное применение подобных средств не рекомендуется, так как они обладают рядом возможных побочных эффектов и противопоказаний. Использование транквилизаторов проводится по назначению врача.
  • Барбитураты. Таблетки, обладающие выраженным снотворным эффектом. Могут использоваться во время длительных перелетов, однако приобретение препаратов также возможно лишь по назначению врача и рецепту.

Любое вышеназванное лекарство может использоваться только в случаях редких перелетов. Частые и длительные периоды нахождения в самолете требуют более глубокого решения проблемы. Так, психологами проводится работа с подобными пациентами, направленная на длительное и частое соприкосновение пациента с причиной своего страха и получение им навыков релаксации. При этом используются компьютерные технологии (виртуальная реальность), имитирующие нахождение больного в летящем самолете. Подобные меры позволяют справиться со страхами пациента, при этом постоянно контролируя его состояние.

Профилактика аэрофобии заключается в исключении негативной информации о полетах, правильной психологической подготовке и выборе надежной авиакомпании, самолеты которой являются современными, комфортными и технически исправными. Бороться с развившимся заболеванием будет не в пример дороже, чем немного переплатить за билет.

Использованные источники: depressiya-nevroz.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

  Невроз признак шизофрении

Боитесь летать? 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии

Полет без страха: самостоятельно или с помощью психолога

Накануне новогодних каникул страх полета на самолете — актуальная тема. Примерно 30% россиян страдают от аэрофобии, а у половины из них — тяжелая форма, утверждают психологи. Такие люди вообще никогда не летают. Они отказываются от отпусков и командировок, пытаются ездить за тысячи километров поездом, а купив билет на самолет, в последний момент сбегают из аэропорта. Можно ли побороть страх полета, рассказывает автор журнала «Business Traveller» Елена Горелова.

Самолет кружил над Шереметьево около часа. Небо набухло тучами, справа и слева сверкали молнии. Я старалась не смотреть в иллюминатор, подозревая, что у нас отказало шасси. Справиться со страхом помогли слова, которые я слышала от знакомого пилота: «В небе над Москвой тоже бывают пробки, а в часы пик, когда все возвращаются из отпусков, они достигают десяти баллов». Вовремя вспомнилась и успокоительная фраза из брошюрки для аэрофобов: «Каждый день в мире хотя бы в один самолет бьёт молния. Но пассажиры этого не замечают, ведь у авиалайнера есть специальная защита». Спокойно, сказала я себе: мы просто ждём очереди на посадку. И страх улетучился.

Человек, который боялся летать

Когда-то Марку Райхлину приходилось летать из России в Канаду по 16 раз в год по делам его консалтинговой компании. И каждый полёт был трагедией: аэрофобия мешала жить и работать. На борту сразу начиналась паническая атака. «Полуобморочное состояние, холодный пот, ощущение, что ты умираешь», — вспоминает Марк. Если он летел с коллегами, то старался занять место подальше, чтобы никто не видел, какие приступы случаются у него на борту.

Однажды в небе между Монреалем в Вашингтоном его застал приступ. «Я свалился на пороге туалета, и сгорая со стыда, совсем не мог двигаться. Самолет экстренно посадили в Бостоне, а меня отправили в больницу», — рассказывает Марк. Он пересел на поезд, поэтому опоздал на конференцию.

Обычно же фобия обходилась ему дороже: он выбирал рейсы, на которых используют только большие самолеты. Один раз Марк купил билет до Москвы с тремя стыковками: «К своему ужасу в Гётеборге я увидел 10-местный самолет, хоть и бизнес-класса. В результате всю дорогу пролежал в беспамятстве, пока самолет резво подпрыгивал на восходящих потоках».

Справиться с фобией Марку помог случай. На одном из рейсов рядом оказался правильный сосед: пожилой разговорчивый пилот. «Он был первым человеком, который авторитетно смог меня убедить, что самолет в воздухе — устойчивая штука. После того разговора я начал думать и анализировать», — говорит бывший аэрофоб.

В начале 2000-х Райхлин переехал в Чили. Сейчас он владеет пекарней Montreal Bagel в Сантьяго, печет канадские бублики, а 17-часовые перелёты в Москву переносит довольно легко.

Как побороть страх полета

В мире работает около 50 центров лечения аэрофобии. На помощь тем, кто боится летать, приходят специально обученные авиационные психологи. Поддерживают такие центры, как правило, заинтересованные авиакомпании: ведь чем меньше аэрофобов, тем больше у них клиентов. К примеру, британская компания Virgin, принадлежащая Ричарду Брэнсону, открыла центр Flying Without Fear. У авиакомпании KLM есть центр VALK, посетить который можно в амстердамском аэропорту «Схипхол». Подобный кабинет недавно появился и в аэропорту «Шереметьево». Если перед полётом у вас есть лишние 40 минут, вы успеете бесплатно посмотреть фильм о том, как бороться со страхом полёта.

Миллионы людей живут с этой фобией годами. Многие рассуждают так: «А вдруг меня вылечат, я начну летать и разобьюсь?» — рассказывает Алексей Герваш, основатель компании «Летаем без страха». Он пилот и психолог, в Москве семь лет работает его школа, которую закончили более 6000 учеников. На курсах слушателям рассказывают, как устроена авиация. Объясняют, почему возникают страхи, учат контролировать свои рефлексы, а не самолёт. Проводят тренинги на симуляторах авиалайнеров. Отправляют в настоящие полёты вместе с психологами-инструкторами. Обучают спокойно переносить самые пугающие ситуации в воздухе — взлёт, жесткую посадку, турбулентность.

«Один мой клиент, владелец рыболовного бизнеса из Мурманска, не летал 20 лет, — приводит пример Герваш. — У него дом в Ницце, куда вся его семья часто ездит отдыхать. Он же приезжал туда всего раз в году на поезде, тратя на дорогу две недели». Когда бизнесмен избавился от фобии, то был несказанно счастлив.

5 мифов о самолетах и авиации

Понять, какие представления об авиации соответствуют действительности, а какие надуманны — значит сделать первый шаг к избавлению от страхов. Тренеры из центров лечения аэрофобии развеивают самые распространённые мифы.

Например, турбулентность — самое страшное слово для 20% людей в мире. Они считают, что сильная турбулентность опасна. В реальности же турбулентность любой степени — явление в авиации заурядное, вызванное неоднородностью воздуха. Самолёт, преодолевая «неровный» воздух, подскакивает, как автомобиль на кочках. Известен лишь один случай, когда турбулентность привела к гибели пассажира: чемодан вывалился из незакрытой багажной полки ему на голову и сломал несчастному шею. За 110-летнюю историю авиации из-за турбулентности не разбился ни один самолет.

Аэрофобы убеждены, что «самолеты падают». На самом деле, давление под крылом самолета во много раз больше, чем давление над ним. Самолет так же прочно опирается на это давление, как автомобиль на дорогу.

Ещё один миф: «Самолет— сверхсложный механизм, и любая ошибка может привести к катастрофе». По статистике же, происходит всего 10 авиакатастроф на 48 млн рейсов в год. Самолет и правда очень сложный и дорогой механизм, именно поэтому отказ любой системы или ошибка члена экипажа не чревата страшными последствиями. Ситуацию контролируют четыре компьютера и два пилота, дублируя друг друга.

Еще одно заблуждение связно с тем, что летать на старых самолетах опасно. Даже у очень старых самолетов статистика аварийности не выше, чем у новых, утверждают в центре «Летаем без страха». Отказ двигателя у авиалайнеров разного возраста случается очень редко — один раз на 2 млн полетов.

И, наконец, воздушные ямы — тоже миф. Современные самолеты не проваливаются в ямы.

Как подготовить к полету без страха своими силами

Бороться со страхом стоит начать не накануне полёта, а намного раньше. И для этого совсем не обязательно обращаться к психологам — кое-что можно сделать и собственными силами, если не лениться. Например, скачать и изучить бесплатное русскоязычное приложение для iPhone «Страх полёта».

Самый лучший способ излечиться — научиться расслабляться. Любые телесные практики, будь то цигун, йога и даже курсы танго, работают против аэрофобии.

В полёте стоит постараться думать о чём-то приятном — возвращении домой или отпуске. А деловым людям, любящим всё планировать, наоборот, заняться делами: составить план на неделю или месяц, подготовить тезисы для презентации, поработать над стратегическими вопросами, на которые в ежедневной суете не хватает времени.

Стоит позаботиться и о комфорте в пути. В ручную кладь взять с собой только самое нужное, никаких зонтов и шляп, которые мешают и раздражают. Опытные путешественники, прежде всего женщины, берут с собой тонкие хлопковые носки, чтобы в пути можно было снять туфли.

Ещё один отвлекающий манёвр: побаловать себя чем-то необычным. Например, взять с собой изысканную сладость, даже если вы сидите не диете. Можно выпить и бокал вина, но не больше, предупреждают врачи.

«Не ищите, где и что не так в самолёте, не прислушивайтесь к звукам двигателей. Это лишь усиливает тревогу, — рекомендует сайт „Трансаэро“. — Попробуйте контролировать свою физиологию: дышите спокойно, выдыхайте медленнее, чем вдыхаете. Постарайтесь расслабить мышцы. Если это не удается, сильно напрягите их на 7 секунд, после чего резко расслабьтесь и прислушайтесь к состоянию покоя на полминуты. И приезжайте в аэропорт заранее, чтобы провести 45-60 минут в том месте, откуда видна стоянка самолётов или взлетная полоса». Это завораживает и успокаивает, убеждены авиаторы.

Семь симптомов аэрофобии

Как отличить страх полёта — естественную защитную реакцию психики — от аэрофобии? Со страхом обычно довольно легко справиться, правильно настроив себя. Тогда как аэрофобия — глубокий невроз, и ему сопутствуют другие фобии — боязнь замкнутого пространства и высоты, болезненная склонность контролировать всё вокруг. Самостоятельно с ним справиться трудно.

Проверьте, есть ли у вас симптомы аэрофобии:

  1. Сильная раздражительность и тревожность за несколько дней, а то и недель до перелёта.
  2. Навязчивые мысли об авиакатастрофах: вы ищите в СМИ новости о таких происшествиях, информацию о надёжности того или иного типа самолёта.
  3. Вы можете отказаться от полёта в последний момент или не летаете вообще, предпочитая путешествовать поездом.
  4. Во время полёта у вас учащённое сердцебиение, холодный пот, сбои в дыхании, напряжённость в теле.
  5. Вы чутко прислушиваетесь к шуму двигателей, отслеживаете любые движения, чтобы выявить возможные неполадки, контролируете выражения лиц бортпроводников.
  6. Страх усиливается во время турбулентности.
  7. После полёта вы долго не можете прийти в себя.

Использованные источники: www.7ya.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

Как летаете на самолете с ВСД и паническими атаками?

Уже 7 лет как началась ВСД, бывают панические атаки. За это время никуда отдыхать не летала. Боюсь, что станет плохо в самолете. У кого такое было, как с этим справляетесь?

Уже 7 лет как началась ВСД, бывают панические атаки. За это время никуда отдыхать не летала. Боюсь, что станет плохо в самолете. У кого такое было, как с этим справляетесь?

Накидайтесь успокоительными и в полет .
А вообще у меня тоже ВСД,только оно ни как не проявляется. Вообще врачи давно говорят о том,что это несущ болезнь,ее нет. Это все надумано

Накидайтесь успокоительными и в полет . А вообще у меня тоже ВСД,только оно ни как не проявляется. Вообще врачи давно говорят о том,что это несущ болезнь,ее нет. Это все надумано

На самом деле, ни какого — ВСД, не существует в природе, как нет его и в международном классификаторе болезней МКБ 10 Пересмотра. По исторически сложившейся традиции, под ВСД у нас в России — часто списывают симптоматику характерную для тревожно-невротических расстройств, а типичные проявления «панической атаки» — принято называть вегетативным кризом. Поэтому за аббревиатурой ВСД, особенно у «эмоциональных натур», чаще скрывается банальный невроз, подлежащий лечению у врача-психотерапевта. Нет четких и внятных критериев, самого псевдо-диагноза «ВСД», которого вообще нет в современной медицине. Нервная система человека, состоит из центральной нервной системы и вегетативной системы. Вегетативная система — контролирует работу внутренних органов. Вегетативная нервная система, подразделяется на — симпатическую и парасимпатическую. Симпатическая, например, повышает кровяное давление, ускоряет работу сердца, а парасимпатическая — наоборот, снижает кровяное давление и замедляет сердцебиение. В норме они находятся в равновесии.
Дисфункция вегетативной системы — представляет собой, дисбаланс и неправильную работу систем организма, которые регулируют вегетативные функции. То есть, нарушение равновесия — между симпатической и парасимпатической системами вегетативной нервной системы.
На практике, это выглядит приблизительно так: человек поволновался и почувствовал боль в сердце. Он обращается к кардиологу с жалобами на боли. Врач полностью обследует человека (называя его больным), делает ЭКГ, УЗИ сердца. «Больной» сдает массу разных анализов. Нигде нет изменений. Врач говорит: «У вас все с сердцем нормально», это у вас ВСД, сходите на прием к неврологу. Невролог — проверяет рефлексы и говорит, что с его стороны все в порядке, предлагает попить успокаивающие препараты: валериану, пустырник и т. д.

Начинается хождение по мукам, к кардиологу, терапевту, неврологу — и никто не находит заболевания. Все говорят — это у вас ВСД. Но от этого легче не становиться, и сердце болит? Предлагают сходить к психиатру…
И так проходят годы, пока, наконец — однажды, набравшись смелости, человек — все же самостоятельно обращается к врачу-психотерапевту. Психотерапевту понятно, что этот человек страдает системным неврозом. Начинает проводить комплексную психотерапевтическую программу, и боли проходят.
Так стоит ли, столько лет ходить с несуществующим диагнозом ВСД и прислушиваться к своему сердцу? Не лучше ли — сразу же обратиться к врачу-психотерапевту, и не терять время, силы и деньги?

Использованные источники: www.woman.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Срыв и невроз

  Ладошки невроз

  Невроз признак шизофрении

  Невроз желчного пузыря симптомы

Авиафобия

Среди прочих фобий авиафобия представляет собой довольно распространенный диагноз. Имеется два вида этого состояния, это естественная боязнь полетов на самолете, и собственно, фобия. Одним из инстинктов самосохранения является страх перелета, и совершенно естественно, когда человек испытывает чувство тревоги за предстоящее путешествие по воздуху. Но если это обычных страх, то возможно отвлечься от подобных переживаний, и в этой ситуации человек даже не допускает мысли о том, чтобы отказаться от полета. В случае выраженной авиафобии, человек не то что не сядет в самолет, он даже не приблизится к аэропорту.

Между авиафобией и боязнью перелетов имеются отличия в виде разной силы интенсивности переживаний. Страх признан психологами вполне нормальной, и даже необходимой физиологической реакцией организма, притом, что человек способен управлять своим инстинктом самосохранения. Но если интенсивность страха выходит за определенные границы, и человек не в состоянии адекватно воспринимать и оценивать происходящее, можно утверждать, что это уже фобия.

Авиафобия бывает столь сильна, что без посторонней помощи больной не может контролировать ситуацию, у него не получается уменьшить эти ощущения, так как фобия представляет собой приступ паники. Несколько секунд больной авиафобией не может управлять своими эмоциями и поведением, он не осознает, что утратил способность к логическому мышлению.

Физические проявления авиафобии

Боязнь перелетов характеризуется вегетативными реакциями. Чаще всего это учащенное сердцебиение, повышенное отделение пота, тремор, резкое покраснение лица. Многие больные жалуются на сильную слабость. Обычно все эти признаки быстро прогрессируют, и достигают пика. Если человек, страдающий авиафобией, оказывается в подобном состоянии, то привести его в норму не так просто. Чтобы помочь больному, требуется сильнодействующий препарат, либо на человека нужно воздействие отвлекающего внешнего фактора, который поможет пересилить эту фобию.

Если рассматривать страх, как фобию, то специалисты утверждают, что он не имеет отношения к инстинкту самосохранения, и очень часто он вообще не связан с действительностью, и совершенно иррационален. Часто авиафобией страдают люди, которые даже никогда не совершали полетов на самолетах или вертолетах, никогда не были в авиакатастрофах или опасных ситуациях, связанных с самолетами, но, тем не менее его страх огромен, и он прочно закреплен в его сознании. Хотя, статистика, которой мы все доверяем, утверждает, что самолеты представляют наиболее безопасное средство передвижения.

Страх падения самолета

Когда речь идет о каких либо конкретных причинах, то женщины заявляют, что безумно боятся, что их самолет упадет, к тому же они не могут контролировать свои эмоции, и выплескивают их, независимо от обстоятельств. Мужчины больше нервничают, так как у них чаще встречается страх высоты, и они очень обеспокоены тем фактом, что никоим образом не могут оказать влияние на ситуацию. Тем не менее, мужчинам свойственно держать свои сомнения и тревоги внутри себя, в то время, как женщины проявляют свое состояние слезами и дрожью. Женщины значительно эмоциональнее мужчин, поэтому любые их чувства, в том числе и страхи, более ярко выражены. Среди возрастных категорий панике больше подвержены пожилые люди.

Лечение авиафобии

Нервная система человека так устроена, что если тревожная ситуация обсуждается вслух, то снижается эмоциональное напряжение, улучшается самочувствие. Поэтому, нужно спокойно вспомнить, что явилось первичной причиной тревоги, связанной с самолетами. Может быть, это оказалась незапланированная посадка, или тряска на большой высоте, или другие ситуации. Когда причина будет найдена, человек должен убедить себя, что в любом случае, летать самолетами – самый безопасный выбор, и любой другой транспорт не гарантирует стопроцентной защищенности, и не исключает возникновение чрезвычайных ситуаций.

Если самостоятельно справиться с фобией невозможно, и она лишь усиливается со временем, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом или психологом. В этом случае обычно врач назначает расслабляющие препараты, они совершенно безвредны, и принимаются во время нахождения в самолете, не давая тревоге развиться до катастрофических размеров.

Также больному авиафобией следует не смотреть телевизионные передачи, где подробно расписываются авиакатастрофы, не читать об этом в газетах, особенно, если предстоит перелет. У людей много страхов, граничащих с фобией, вызывает взлет самолета. Если человек опаздывает на рейс, то беспокойство, связанное с этой ситуацией, может стать причиной паники при взлете самолета. Поэтому, в аэропорт всегда следует приезжать немного раньше, чтобы никуда не спешить и не волноваться, боясь опоздать на регистрацию рейса.

Человеку, страдающему авиафобией, обязательно следует принимать лекарство, назначенное врачом, это делается, когда до полета остается полтора часа. К тому же, при авиафобии нужно по возможности располагаться в определенной части самолета. Когда пугает высота, лучше держаться подальше от иллюминатора. Турбулентность всегда более выражена в хвостовой части самолета, поэтому если это вызывает страх, нужно располагаться в середине салона. При клаустрофобии будет лучшим выбором занять кресло возле аварийного входа.

А если человек уже в самолете, и чувствует, что паника приближается, но он уже не может вернуться домой? Лучше всего вспомнить о моментах, которые помогут отвлечься. Например, можно позволить себе сто-то, что человек любит, но позволяет в обычной жизни. Например, попросите у стюардессы шоколад или виски. Также неплохо переключает интересная книга с интересно развивающимся сюжетом, сборник анекдотов или кроссвордов. Можно купить свой любимый журнал, и приберечь его для просмотра во время полета. Некоторые люди уверяют, что им помогает привычка из детства, считать до ста, и в обратном порядке, до одного.

Использованные источники: www.psyportal.net

Похожие статьи