Невроз из за учебы

Невроз у школьника: как распознать проблему и помочь ребенку

Школьные неврозы в основном проявляются у детей, обладающих уязвимой нервной системой и психикой. Они представляют собой совокупность психологических проблем, возникающих у школьника при посещении учебного заведения. Крайней степенью такого невроза является отказ ребенка посещать школу и депрессивное состояние с различного рода фобиями.

Определение школьного невроза

Термин «школьный невроз» не единожды упоминается в специальной педагогической литературе. Само понятие возникло в психологии во второй половине прошлого века и описывало состояние, при котором у ребенка возникает множество характерных симптомов, среди них преобладает нежелание посещать школу.

На сегодня не существует научного определения этого психологического состояния, и не всегда ясно, что понимается под школьным неврозом. Кратко охарактеризовать нервное заболевание можно так: конфликт особенностей личности ребенка и ситуации, сложившейся в учебном заведении. По существу, школьный невроз – это психологический дискомфорт и перманентный стресс, вызванный негативным отношением к школе. В этом состоянии школьник испытывает тревогу, отвращение, страх, порой возникает стойкая депрессия.

Признаки невроза

Этому состоянию подвержены как дети младшего школьного возраста, так и старшеклассники. Если малышам чаще свойственна дезадаптация, то подростки нередко испытывают трудности с самоутверждением в коллективе, а также экзаменационный стресс.

Симптомы школьного невроза, которые отмечаются дома и в школе:

  • ученик не собран, часто роняет предметы и возится под партой;
  • в классе боится выходить к доске;
  • не в состоянии наладить эмоциональный контакт со сверстниками;
  • ребенок отказывается идти в школу;
  • забывает дома разные школьные принадлежности;
  • трудное задание может вызывать слезы и истерику;
  • скрытен, прячет дневник и тетради от родителей;
  • у него дрожат руки и потеют ладони;
  • присутствуют навязчивые движения (грызет губы, ногти, ручку, теребит волосы, потирает руки, лоб);
  • может возникать тик, непроизвольные гримасы и подергивания;
  • при выполнении домашнего задания лежит на диване, ходит или стоит, а если и сидит за столом, то постоянно отвлекается на посторонние занятия;
  • агрессивен, вымещает злобу на школьных принадлежностях.

На пути становления личности, ребенку полезен любой, даже негативный опыт, но он должен чувствовать поддержку родителей и ощущать уверенность в себе.

Нельзя запускать ситуацию, поскольку это чревато развитием депрессии. Следует обсуждать сложившиеся обстоятельства с ребенком, а при необходимости прибегнуть к помощи детского психолога.

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).

В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

Помощь ребенку

Зачастую родители видят причины невроза в чем угодно (детских садах и школах, неблагоприятных обстоятельствах, перенесенном испуге), но только не в собственных ошибках воспитания.

Но как раз психологические проблемы формируются под влиянием социально-бытовых условий, при постоянном воздействии нездорового семейного климата и неправильного воспитания, а внешние обстоятельства становятся тем последним рычагом, запускающим механизм развития патологии. Для того, чтобы улучшить ситуацию, родителям важно проделать определенную работу над собой:

  • Преодолевать негативные черты характера, вредные привычки и стереотипы поведения, которые могут стать примером для подражания.
  • Наладить эмоциональную близость с ребенком.
  • Перестать концентрироваться на своих «взрослых» проблемах и путях их решения. Детские неурядицы имеют такое же значение. Ребенок должен ощущать поддержку и веру родителей в его силы.
  • Перебороть в себе такие негативные стереотипы поведения, как родительская диктатура и излишняя принципиальность.
  • Стараться поддерживать ровные, доброжелательные отношения со всеми членами семьи.

Только при положительных изменениях в поведении родителей можно добиться улучшения в состоянии ребенка, преодолеть тревожность и фобии.

Профилактические мероприятия

Своевременное лечение заболевания позволяет полностью справиться с неврозом. Однако следует иметь в виду, что уязвимость нервной системы является врожденным качеством и остается на всю жизнь.

Для таких детей важна профилактика неврозов, которая позволит свести к минимуму возможность развития патологии. Существуют правила, которые помогут поддержать психическое здоровье ребенка:

  1. Необходимо придерживаться режима дня, который помогает детям с нестабильной психикой стабилизировать работу нервной системы.
  2. Оптимально распределять учебную нагрузку, не допуская переутомления.
  3. Чередовать физические упражнения с умственной деятельностью.
  4. Наладить благоприятный семейный микроклимат.
  5. При конфликтных ситуациях в детском коллективе привлекать в разрешение проблемы педагогов и детского психолога.
  6. Проводить с ребенком сеансы релаксации, йоги или дыхательной гимнастики. Детей старше 12 лет можно обучить медитации.

Школьный невроз проще не допустить, чем бороться с ним. В тяжелых и запущенных случаях следует без промедления привлекать соответствующих специалистов, а также строго соблюдать все назначенные лечебные мероприятия.

Использованные источники: depressia911.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Невроз у школьников

Совет:

Дачная аптечка

В дачной аптечке обязательно должны находиться жаропонижающие и болеутоляющие препараты для детей, средства от аллергии, антисептики наружного применения («зеленка», перекись водорода), активированный уголь, сосудосуживающие капли для носа, а также бинт, лейкопластырь, вата и градусник.


За последнее время учебная программа в школе усложнилась в разы. Помимо школьных уроков дети посещают дополнительные занятия, занимаются с репетитором, учатся в музыкальных школах, ходят в спортивные секции. Ребенок не всегда может справиться с непомерной умственной, физической и эмоциональной нагрузкой.

Причины невроза у школьников

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

  • Физиологические причины — тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
  • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.

Симптомы невроза

В зависимости от того, какие причины вызвали невроз, симптомы заболевания могут иметь физиологический или психологический характер.

К физиологическим симптомам можно отнести:

  • Нарушение сна (дневная сонливость, бессонница, ночные кошмары);
  • Нарушение аппетита (тошнота, рвотные позывы, булимия, анорексия);
  • Головная боль и головокружение;
  • Спазматические боли;
  • Слабость, повышенная утомляемость;
  • Судороги, тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной функции.

Психологические симптомы невроза:

  • Частые перепады настроения;
  • Ранимость, обидчивость, уязвимость;
  • Страхи;
  • Раздражительность и агрессивность;
  • Угнетенность, подавленность;
  • Истерические припадки с криками и рыданиями, падениями на пол или ударами об стену.

Профилактика и лечение невроза у детей школьного возраста

Обязанность родителей — внимательно наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его физическом и эмоциональном состоянии, чтобы вовремя определить симптомы невроза и предупредить заболевание. Профилактика невроза – это соблюдение несложных правил:

  • Постоянный режим дня помогает упорядочить повседневную жизнь и стабилизировать работу нервной системы;
  • Смена деятельности. Если ребенок много времени проводит за книгами и тетрадями, необходимо «разбавить» умственную деятельность прогулками, физкультурой, спортом.
  • Терапия. Помочь ребенку преодолеть страх, тревожность, раздражительность можно с помощью арт-терапии, музыкальной или игровой терапии;
  • Релаксация. Нужно научить ребенка расслабляться и снимать стресс с помощью ванны с эфирными маслами, плавания, дыхательной гимнастики, медитации и йоги, общения с животными (лошадьми, дельфинами, кошками, собаками);
  • Прием успокоительных препаратов. Препарат Тенотен детский способствует снижению уровня тревожности и избавлению от повышенной возбудимости. Кроме того, он может помочь снять симптомы вегетососудистой дистонии – головную боль, тошноту, слабость, учащенное дыхание и сердцебиение. Препарат Тенотен детский не имеет побочных эффектов и не вызывает привыкания.

Помните! Невроз у детей школьного возраста легче предупредить, чем лечить. Но если состояние ребенка ухудшается, а симптомы невроза усиливаются, нельзя откладывать визит к врачу. Потребуется комплексное лечение при участии таких специалистов, как психолог, терапевт, невролог, психотерапевт, массажист и другие.

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Использованные источники: schoolofcare.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Невроз признак шизофрении

  Невроз желчного пузыря симптомы

  Как доказать мужу что у меня невроз

Определение школьного невроза

«Невроз как психофизиологическое состояние,- писал И. Г. Шульц, немецкий психиатр и психотерапевт,- являет собой комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек вольно или невольно отвечает на раздражение внешней среды».

И не в мышцах кроются причины беспорядочных мускульных напряжений, создающих напряженность, а в подсознании, как оборонительный рефлекс (защитить глаза и голову). Когда дети идут в школу, спектр раздражений этой самой среды значительно расширяется. Вот почему среди детских невропатических патологий школьный невроз занимает отдельную нишу.

Неврозы школьников могут быть как продолжением детских нервных расстройств, вызванных рядом наследственных и социальных причин, таких как тяжелое течение беременности матери и сложные роды, неврологические заболевания кровных родственников. Огромную роль, провоцирующую заболевание, играет неблагополучная атмосфера в семье. Неверное понимание родителями тактики воспитания (излишняя строгость, жестокость или чрезмерное потакание всем прихотям ребенка).

Симптомы

Если с наступлением учебного периода ребенок стал плохо спать, практически потерял аппетит (его довольно часто тошнит, иногда возникает рвота, при этом не связанная с пищевым отравлением), у него наблюдаются спазмические боли, сводит судорогой конечности, случается ночное, а иногда дневное непроизвольное мочеиспускание — энурез), то родители обязательно должны обратить на это пристальное внимание, как на признаки невротического характера.

  • Подавленное, угнетенное настроение или наоборот, повышенная эмоциональность и возбудимость;
  • Раздражительность, порой перерастающая в агрессию;
  • Плаксивость, повышенная уязвимость;
  • Резкая смена настроения;
  • Истерические припадки, с падением на пол, бурными криками и рыданиями,- явные психические признаки проявлений невроза.

А подергивание глазами, потряхивание головой, гримасы, заикание, частое шмыганье носом, привычка грызть ногти и т.п.,- его соматические симптомы. Эти проявления тесно связаны с личностными особенностями больного, а также типа психотравмирующей ситуации. Истеричность, тревожная мнительность вызывают истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.

Причины

Участившиеся неврозы школьников, прежде всего, прямо пропорциональны изменениям в общеобразовательной системе. Очень усложнилась обучающая программа. А, значит, возникла потребность в дополнительных занятиях и репетиторах. Помимо этого, ребята посещают всевозможные кружки, спортивные секции. Школьникам не всегда под силу справится с серьезной умственной, эмоциональной и физической нагрузкой.

Не будем забывать и о межличностных отношениях в школе между сверстниками и педагогами. А также отношениями в семье. Для примера, давайте рассмотрим вариант психотравмирующей ситуации. Ребенок старается хорошо учиться, слушаться преподавателей. Он получает отличные оценки, его ставят в пример. Что не может не сказаться на отношении к нему менее успевающих одноклассников. «Зубрилка», «шестерка»,- самые мягкие из прозвищ, которыми его награждают. Нередки физические унижения и издевательства.

Если школьник не начнет подстраиваться под сверстников, дальше – хуже. Он станет бояться ходить в школу и на прогулки т.п. Заикание (логоневроз), подергивание мелких мимических черт лица, спровоцированное страхом, обидой, злостью, вызовет еще большую бурю насмешек. А если он захочет стать «своим» среди однокашников, резко снизит успеваемость, станет хамить учителям, его ждут новые испытания, уже со стороны педагогов и родителей. Боязнь идти домой, не оправдав ожидания, где ждут насмешки, наказания (психологические и физические) за плохие оценки и поведение.

Замкнутый круг психотравмирующих ситуаций вгоняет мозг ребенка в такое состояние, когда он переживает не только следствия минувших причин, но и для паники появляются вымышленные поводы. Инстинкт самосохранения порождает запредельное возрастающее напряжение. И, как следствие, глубокий невроз.

Это только одна из моделей возможного развития ситуации. Их может быть множество. Наличие или отсутствие модной одежды или гаджетов, социальный статус семьи, физические недостатки или совершенства, могут сделать школьника изгоем, «белой вороной» в стае.

Самооценка ребенка, склонного к неврозу, необъективна, занижена. Или наоборот, завышена. Он считает себя «непризнанным гением».

Диагностика

К сожалению, диапазон перечня неврозов у школьников очень велик, что затрудняет диагностику категории психоневрологических расстройств. Только опытный терапевт – невролог может правильно определить тип недуга и назначить психокорректирующее лечение.

А начинать диагностику, прежде всего, необходимо общения с родителями, выяснить обстановку в семье. Затем, изучить обстановку в школе. Взаимоотношения ребенка с учителями и сверстниками. А в беседе с самим больным, определить его болезненные точки, основные раздражители.

Выделить главные особенности развития его личности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Тестирование проводится в игровой форме, с помощью рисунков ребенка, которые очень информативны. Также в доверительной беседе.

По результатам обследования, включающим лабораторные анализы, консультации нескольких специалистов в данной области, назначается лечение, которое соответствует психосоматическому состоянию невротика.

Лечение

При диагнозе «школьный невроз» есть очень хорошая новость, заболевание носит обратимый характер. Вовремя назначенное комплексное лечение — психологическое, медикаментозное и домашними средствами, покажет быструю, положительную динамику смягчения симптомов и полного исцеления.

Следует отметить, что главную роль в излечении играют психические методы, так как невроз, прежде всего,- психогенное заболевание. Врач помогает родителям разобраться во внутрисемейных отношениях, наладить эмоциональную связь со своим чадом. Принять его таким, какой он есть. Уделять больше внимание, но не переусердствовать в опеке. Поддерживать, но не решать полностью его проблемы. Обратить внимание на принципы воспитания, убрать диктат и жесткость. Ни в коем случае не выяснять отношений с обидчиками ребенка. Возможно, изменить что то в своем поведении, служить личным примером.

Иногда отлично помогает гипнотерапия. Во время сеанса гипноза, убираются психотравмирующие моменты, дается установка на адекватную реакцию малыша в стрессовых ситуациях, на его позитивное восприятие жизни.

В медикаментозном лечении применяются витамины, антидепрессанты. В сложных случаях, только по предписанию врача, назначаются транквилизаторы.

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

В домашних условиях, проконсультировавшись с доктором, рекомендуется давать больному настои и отвары успокоительных лекарственных растений. К ним относятся корни валерианы, пустырника, пиона уклоняющегося. В аптеках продаются специальные травяные лекарственные сборы, нормализующие эмоциональное состояние ребенка.

Установить ребенку режим дня

Строгий режим дня поможет привести нервную систему школьника в порядок. Необходимо, чтобы его отход ко сну приходился на одно и то же время. Не допускайте позднего выполнения домашнего задания, просмотра телевизора, компьютерных игр. После школы, особенно в первые годы обучения, желателен дневной отдых. Обеспечьте сбалансированный, полноценный и своевременный прием пищи.

Смена рода деятельности

Для того чтобы стабилизировать нервную систему школьника, следите за временем, которое он проводит за уроками, чтением книг, компьютером. Разбавляйте занятия прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Играйте, по возможности, вместе с ним в разные, особенно подвижные игры. Наполните жизнь ребенка впечатлениями от совместных поездок в театр, цирк. В хорошую погоду всей семьей выбирайтесь на природу.

Релаксация

Разгрузке нервной системы школьника очень помогают теплые ванны с добавлением успокоительных эфирных масел. Массажи, лечебная гимнастика, плавание.

Отмечено, что общение с животными оказывает целительный эффект на психику ребенка. Заведите домашнего питомца. Хотя бы небольшой аквариум с рыбками. Наблюдение за их жизнью очень расслабляет, успокаивает. А если нет возможности, ходите в зоопарк. В современных зверинцах детям дают возможность погладить некоторых животных. Катание на лошадях, общение с дельфинами в бассейне творит чудеса.

Профилактические мероприятия

Чтобы не допустить развитие невроза у школьников, семье и учителям важно уделять внимание профилактике заболевания. Любящие, внимательные родители, замечайте даже незначительные перемены в состоянии ребенка! Не относитесь к нему пренебрежительно, слишком строго. Ведь растущему человечку очень сложно справляться со стрессами, связанными со сменой привычной обстановки, круга общения, распорядка дня, ответственностью и возросшими психическими и физическими нагрузками. Приглашайте к себе домой и на прогулки друзей ребенка.

Педагоги должны учитывать индивидуальные особенности личности каждого учащегося, и на основании этого корректировать обучающую программу. От педагога зависит и микроклимат в классе, и отношения между детьми. Учитель с «Большой буквы», обязательно выделит самые сильные стороны каждого ребенка, найдет к его душе свой подход. Совместные классные мероприятия (походы в лес, кино, театры), командные игры помогают детям подружиться, что дает отличные результаты в процессе учебы и адаптации в школьном коллективе.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Использованные источники: 1neurologia.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза и его проявления

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

  Источник невроза

Синдром отличника. Невроз у ребёнка нередко вызывают сами родители

После каникул дети вернутся к учёбе и начнут вновь трепать нервы родителям. Или мы им? Почему у детей болит голова и откуда берётся «синдром отличника», «АиФ» рассказала врач-невролог Елизавета ЩУР.

Цена «десятки»

Юлия Борта, «АиФ»: Елизавета Анатольевна, неврозы чаще бывают у отличников, потому что они суперответст­венные. Или это надуманно?

Елизавета Щур: Неврозы не связаны с оценками — если ребёнок учится на «отлично», это не значит, что невроз ему обеспечен. Многое зависит от родителей и личности ребёнка. Если учёба даётся в целом легко, ребёнок всё схватывает на лету и случайная «двойка» не вызывает у родителей паники, то проблем не возникает. Однако сегодня немало семей, где взрослые искренне считают, что даже «восьмёрка» недопустима. Такой перфекционизм родителей нередко способствует формированию неврозов. Ребёнок боится осуждения со стороны взрослых, боится лишиться каких-то своих привилегий, тревога перерастает в хроническое состояние и формируются чувство страха и гиперответственность. Ко мне на приём приходила мама с дочкой 9 лет. Родители забеспокоились: девочка стала плаксивой, раздражительной, замкнутой, пере­стала общаться с одноклассниками, отвечать на уроках, стала бояться ходить в школу. В беседе с мамой выяснилось: за год до поступления в школу у девочки начались интенсивные подготовительные занятия, ей постоянно внушали, что она должна быть во всём успешнее других, а если что-то не получалось, обвиняли в лени. Нервная система ребёнка не выдержала мощнейшей нагрузки. У ребёнка был диагностирован невроз, но изменения режима дня, массажа и физиотерапии в данном случае оказалось мало. Понадобились назначение серьёзных лекарств и помощь психолога. Но главное — удалось убедить родителей, что ребёнок имеет право на ошибки. Разве можно научиться чему-либо, не совершая их?

Нервы сдают?

— Если ребёнок жалуется на головную боль, как понять — это «от нервов» или всё серьёзнее?

— Это одна из самых распространённых жалоб — головные боли беспокоят примерно 20% детей 5-7 лет и больше 50% подростков. Степень серьёзности может определить только врач. Любая головная боль — повод для обращения к неврологу. Причиной может быть не только психоэмоциональное перенапряжение, но и сосудистые нарушения, инфекции, травмы. Грозный симптом — нарастающая головная боль, сопровождаемая рвотой, потерей сознания, судорогами. Это может быть началом серьёзнейших заболеваний: крово­излияния, менингита, опухоли головного мозга. В этом случае необходима срочная медицинская помощь. Часто головная боль связана с большими школьными нагрузками, несоблюдением режима дня и питания, хроническим недосыпом и, опять же, завышенными требованиями родителей к успешности детей без учёта их индивидуальных особенностей. Поэтому иногда избавить ребёнка от головных болей можно, просто наладив режим дня и уменьшив нагрузки. Если ребёнок пожаловался на головную боль, начните с простых средств: сладкого чая с мятой и лимоном, фито­препарата седативного действия либо 1-2 таблеток глицина. Если не помогает, можно разово дать обезболивающее. И обязательно посетить невролога. Самолечение опасно!

— Повышенная агрессивность современных детей — это реальность или «страшилка»?

— Увы, это реальность. В ­10-20% случаев на приём приходят родители с жалобами на то, что ребёнок к концу детского сада или в начальных классах школы стал более агрессивным, неуправляемым. Это следствие в том числе и бесконтрольного использования компьютера. Иногда в беседе выясняется, что ребёнок проводит перед экраном гаджета по 5-6 часов в день. Зависимость от компьютерных игр сродни наркотической или алкогольной, и занимается такими проблемами психиатр. Конечно, можно разрешить ребёнку сидеть за компьютером, скажем, 1-2 часа в день. Но лучше поощрять реальное общение со сверстниками.

Использованные источники: www.aif.by