Невроз по эрику берну это

В чем ошибся Эрик Берн? Научно-популярная статья

В чем ошибся Эрик Берн? Авторская интерпретация трансакционного анализа Э.Берна.

Всемирно известный американский психотерапевт Эрик Берн предложил анализировать мотивацию поведения человека при помощи трансакционного анализа (ТА).

Эта теория изложена в книге Эрика Берна «Игры в которые играют люди». СПб., Специальная литература, 1995.

По Эрику Берну, человек в каждый момент времени может находиться в одном из трех Эго-состояний: Родитель (Р), и Взрослый (В) или Ребенок, Дитя (Д) и реагировать в соответствии с этими программными установками.

РВД-теория предполагает, что поведение человека, находящегося в состоянии «Я-Родитель» напоминает поведение ответственного родителя, который опекает ребенка и контролирует ситуацию с позиций морали.

Реагирование человека из состояния «Я-Взрослый» характеризуется рациональным поведением, основанным на чистой логике и чётком анализе фактов.

Что касается, «Я-Дитя», то, по мнению, Эрика Берна, — это презентация эмоциональной сферы человека, которая выражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности его потребностей.

Поведение человека в Эго-состоянии «Дитя» («Ребенок») Берн сравнил с поведением ребенка, который действует спонтанно, без учёта морали и логики.

В целом, эта знаменитая теория Эрика Берна великолепна, и она хорошо работает на практике в части выявления конфликтов для общения.

Однако я не могу согласиться с тезисом Берна о том, что человек в конкретный момент бытия находится в каком-то одном из этих Я-состояниях (РВД), когда одно из них берёт верх над остальными.

По моему наблюдению, личность оценивает поступающую информацию об окружающей среде одновременно и одномоментно сразу из этих трех активных Эго-состояний – и как Родитель, и как Ребенок, и как Взрослый.

То есть, реагирование на конкретную ситуацию происходит путём одновременного оценивания её на предмет удовлетворения потребностей на всех РВД-уровнях в форме взаимодействия этих форм самосознания.

Человек как целостный и разумный индивид реагирует комплексно на конкретную информацию сразу на уровнях своего эмоционального, рационального и нравственного Я.

Если бы эти реакции были только из какого-либо одного Эго-состояния, то поведение человека не было бы целостным и адекватным, поскольку интеграция логики, морали и чувств создают единство человеческой личности.

По моему мнению, отличному от Берна, не только «Я-Ребенок» выражает эмоциональное состояние человека, но и «Я-Родитель».

Я считаю, что «Я-Родитель» воплощает в себе отрицательные эмоции субъекта (страх, гнев, вину, обиду, стыд), которые он транслирует на уровень «Я-Ребенок» в необходимых случаях.

Напротив, «Я-Ребенок» содержит положительные эмоции (удивление, радость, интерес), благодаря которым и создается мотивация к действию.

«Я-Родитель» (аналог СуперЭго и совести у Зигмунда Фрейда) – это искусственная подструктура личности, которая содержит негативные эмоции как санкции на случай невыполнения моральных норм и предписаний общества.

Эго-состояние «Родитель» символизирует культурный слой личности, а также сознательные и бессознательные установки родителей и прародителей индивидуума относительно поведения в социуме.

Эго-состояние «Родитель» содержит также предостережения, связанные с безопасностью ребенка во внешней среде, которые передаются «Дитя» через эмоции страха и тревоги.

Эти негативные эмоции считываются уровнем «Дитя» на бессознательной основе, поскольку в силу отсутствия достаточного опыта ребенок полностью доверяет своим родителям.

Что касается психической инстанции «Я-Взрослый», то на этом уровне сознания сосредоточена только бесстрастная логика человека, без каких-либо чувств, фактически — математика мозга.

Говоря о сущности этих подструктур личности, РВД-уровни можно интерпретировать как:

Я-Дитя – «хочу/не хочу» (потребности);
Я-Взрослый– «могу/не могу» (возможности, польза);
Я-Родитель — «надо», «можно/нельзя» (мораль, угрозы).

Постоянное желание и всеобщий интерес «Ребенка» — это ответ «да» на конкретное предложение другого человека, а неуверенность, подозрения и опасения его «Родителя» — это ответ «нет», «можно» или «нельзя» на то же самое предложение. Если на этих уровнях сознания (Р-Д) не достигнуто согласия, коммуникации людей (взаимной трансакции) не будет.

«Родитель» должен разрешить «Ребенку» этот контакт, это действие, а «Взрослый» одобрить его с позиции пользы и продуктивности.

Таким образом, «Я-Дитя» (положительное мировосприятие) и «Я-Родитель» (негативный опыт коммуникаций) – это конкурирующие подструктуры личности, которые постоянно конфликтуют друг с другом. Это часто ощущается как борьба мотивов.

Эго-состояние «Я-Дитя» (положительные эмоции Я) можно вызывать через формирование интереса (ответ «да, хочу»), когда удаётся найти неудовлетворенные потребности индивида.

Основная проблема – преодолеть волнение «Родителя» за безопасность и нравственность «Ребенка», которая выражается в общей оценке возможного поведения «Ребенка» через внутренние ощущения «можно/нельзя».

Моральная оценка «Родителя» выражается также через диаду «уважаю/не уважаю», поскольку это связано с репутацией человека и соблюдением социальным норм общества.

«Я-Родитель» — это оценочная функция психики, с тем, чтобы принцип удовольствия (желание) и принцип реальности (отсрочка удовлетворения) не вступали в излишнее противоречие, поскольку фрустрация потребностей приводит к потере мотивации.

Оценочная подструктура личности — «Я-Родитель» совместно с позитивной частью психики — проницательным и искренним «Я-Ребенок» через интуицию «Ребенка» и опыт «Родителя» совместно решают важный вопрос о достоверности поступающей информации — «верю /не верю, доверяю/не доверяю».

Какое всё сказанное имеет значение для использования в психологической практике?

Я уверена, что для получения удовлетворения от контакта с внешней средой и получения продуктивной обратной связи надо одновременно удовлетворять все уровни сознания (Р-В-Д) партнера по взаимодействию.

Итак, чего же хочет человек на уровнях «Ребенок», «Родитель» и «Взрослый»?

На уровне «Я-Ребенок» мы хотим получить эмоцию радости, интереса, получить поддержку и похвалу («Молодец, классно!»). Самооценка – вот что важно для «Дитя».

На уровне «Я-Родитель» человек хочет, прежде всего, уважения и благодарности («Спасибо!») за заботу и труд.

«Я-Взрослый» стремится к материальной выгоде, пользе для себя («Выгодно!»).

Чтобы коммуникация состоялась, и другой человек вступил с Вами в конструктивное взаимодействие, нужно сделать 3 действия:

1) Похвалить (его «Ребенка»);
2) Поблагодарить (его «Родителя»);
3) Дать что-то материальное (его «Взрослому»).

Одновременное удовлетворение этой группы Я-состояний через триаду – «Классно! Спасибо! Выгодно!» позволяет побудить другого человека к совершению действия, которое Вы от него хотите.

Человек принимает положительное решение вступить в продуктивный контакт с другим (дать что-то своё взамен) на уровне «Я-Взрослый» только в том случае, если его «Родитель» и внутреннее «Дитя» согласованы и удовлетворены («Ребенка» похвалили, а «Родителя» поблагодарили).

Когда Вы говорите о выгоде, пользе, Вы обращаетесь к «Я-Взрослый» человека, чтобы он логически оценил Ваше предложение.

Однако, эта идея будет воспринята адресатом только в том случае, если его «Я-Родитель» оценит её как приемлемую с точки зрения морали и своего опыта, а «Дитя» почувствует удовольствие и радость, предвкушение удовлетворения своих потребностей, исполнения желаний.

«Взрослый» хочет заработать. Но желание получить выгоду, материальную пользу должны сочетаться с удовлетворением потребности «Родителя» в уважении и самоуважении, а также с ощущением «Дитя» заботы о себе как проявлении любви.

Итак, когда человек хочет контакта и вступает в контакт?

Когда он получает удовлетворение сразу на всех трех уровнях своего сознания (РВД-уровни) в форме поддержки («Дитя»), уважения («Родитель»), выгоды («Взрослый»).

Контакт с другими человеком будет продуктивен, то есть, он даст что-то своё взамен, если он почувствует доверие, поддержку, уважение и пользу от этого контакта.

Если хотя бы одна из трех инстанций не будет удовлетворена в предлагаемой коммуникации, контакт не состоится.

Например, человек чувствует выгоду, но оценивает способ её достижения как аморальный.

Либо человек чувствует уважение к себе, но не видит смысла тратить своё время на пустое времяпровождение (без извлечения практической пользы).

Либо человек не чувствует возможности получить положительные эмоции в форме любви и заботы о нём, и поэтому готов воздержаться даже от выгодного предложения.

В этом и состоит подлинная трансакция – когда идёт продуктивный обмен ресурсами, поскольку стороны заботятся об удовлетворении потребностей друг друга.

Мне представляется, что Эрик Берн не доработал свою теорию в части практического применения по мотивированию людей к достижению общих позитивных целей.

У Берна в основном описаны негативные коммуникации – как не надо общаться, как потратить жить впустую на психологические игры — это пересекающиеся трансакции, когда стороны не дают удовлетворения друг другу хотя бы даже на одном из уровней РВД.

Такова моя личная интерпретация теории трансакционного анализа Эрика Берна, которого я глубоко уважаю как выдающуюся личность и блестящего ученого-психолога.

Январь, 2012 год

Я тоже его читала — попался в библиотеке. Как-то не пришло на ум, что другие психологи могут его оспаривать.
Попробую применить ваши советы на практике, к одному объекту очень трудно управляемому, ещё и на расстоянии. Выгоду только мне трудно ему предложить

Спасибо за отклик, Ольга. Выгода — это не обязательно материальные блага, это может быть информация и даже внимание нужного человека.

Использованные источники: www.proza.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Невроз признак шизофрении

«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Тематика: Психиатрия

5.7. Что вызывает неврозы?

Невроз зависит прежде всего от силы импульсов Ид и от возможностей их выражения либо каким‑нибудь приличным прямым путем, либо здоровыми методами смещения. Если человека с раннего детства приводили в ярость или сексуально стимулировали, он просто не в состоянии справиться с накопившимся возбуждением с помощью нормальных методов, имеющихся в его распоряжении; тогда это возбуждение будет мешать его счастью и производительности его труда, если только он не получит помощи извне. С другой стороны, некоторые люди не могут справиться даже с нормальным количеством возбуждения, не испытывая трудностей; происходит это от чересчур строгого Суперэго, от недостаточной стимуляции развития Эго и способности хранения энергии и восприятий, или же от особо плохих внешних обстоятельств.

Если человек испытывает трудности, пытаясь справиться со своими накопившимися напряжениями, то любое изменение одного из упомянутых факторов может вызвать невроз. Все может быть благополучно, пока обстоятельства не приведут к увеличению напряжений Ид (усилению негодования или полового возбуждения), к увеличению суровости Суперэго (чувства вины), к ослаблению способности хранения (при физической болезни) или же лишат человека путей здорового выражения напряжений (при тюремном заключении); и тогда наступает срыв.

Весьма важна роль Суперэго, определяющего, сколько напряжений индивид позволяет себе облегчить и сколько ему приходится хранить. Если Суперэго снисходительно, оно допускает свободное облегчение и требуется небольшое хранение; если же оно требовательно, разрешая лишь небольшие удовлетворения, то накапливается много напряжений, перегружающих способность хранения. Это не значит, что для избежания неврозов надо давать свободное выражение своим импульсам. Прежде всего такое поведение может привести к столь значительным осложнениям с внешними энергетическими системами, то есть с природой и с другими людьми, что дальнейшее облегчение станет невозможным и в конечном счете накопится больше напряжений, чем когда‑либо прежде. Например, человек, позволяющий себе бранить жену сколько ему вздумается, может ее потерять, и у него не останется никого, кто позволил бы использовать себя в качестве объекта либидо или мортидо, а это вызовет у него страдания.

Затем, разумнее соблюдать воздержание, чем рисковать оскорбить Суперэго: это придирчивый хозяин, и кары его трудно избежать. Допустим, женщина решает, что ее Суперэго позволит ей сделать аборт без последующего наказания.

Если она не способна правильно судить о своих подлинных чувствах, ей может показаться в этот момент, что все будет в порядке; но если, как это нередко случается, она неверно о себе судит, то чувство вины может пробудиться много времени спустя и, возможно, под действием неумолчных упреков Суперэго прорвется в сорок или пятьдесят лет.

Другой важный фактор невроза – это количество неоконченных дел, оставшихся с детства. Чем больше это количество, тем более вероятен невроз в заданной ситуации и тем более суровым он может оказаться. Например, из трех пациентов, совместно испытавших тяготы военной службы, отцы которых умерли, когда им было соответственно два, четыре и восемь лет, у первого произошел самый тяжелый срыв, у второго менее серьезный, а у третьего самый легкий. У первого было больше всего неоконченных «отцовских дел», у второго меньше, а у третьего меньше всего. Сила их неврозов соответствовала их эмоциональному опыту – или отсутствию, опыта – по отношению к старшим мужчинам; это отношение важно в армейской жизни, где офицер во многом играет роль отца. Человек с небольшими эмоциональными пережитками раннего детства в дальнейшем может вынести, не срываясь, большую напряженность, чем человек с рядом нерешенных детских проблем.

Невротики часто говорят: «Моя мать и мой отец были нервные люди, вот и я нервный. Я получил это в наследство».

Это неверно. Невроз не передается по наследству; но основы его могут быть заложены в раннем детстве вследствие поведения родителей. Невроз зависит от того, как индивид использует свою энергию. Некоторые из его тенденций могут зависеть, как мы видели в первой главе, от его унаследованной конституции; но его фактическое развитие больше зависит от того, чему он учится, наблюдая своих родителей. Что бы ни делали родители младенца, это кажется ему «естественным порядком вещей», поскольку ему редко удается сравнить их поведение с поведением других. Мы уже описали, как он, подражая им, становится приятным и любящим или злобным и жадным. Если он видит, что при столкновении с трудностями они выходят из себя, вместо того чтобы справляться с действительностью согласно Принципу Реальности, то он будет подражать их поведению. Если они используют свою энергию невротическим способом, то у него будет тенденция поступать так же, потому что все поведение родителей представляется младенцу «необходимым». Итак, если его родители невротики, то и он может вырасти невротиком, но не потому, что унаследовал их невроз, точно так же как не унаследовали его отец и мать. Они научились неврозу, в свою очередь, у своих родителей.

Возможно, что сила стремлений Ид, способность проходить через процессы, необходимые для формирования стойкого Суперэго, и способность психики хранить энергию и восприятия являются наследственными, но применение, которое индивид дает этим врожденным способностям, зависит от его ранней подготовки. По‑видимому, некоторым детям развитие нормальной личности с самого рождения дается труднее других, и это накладывает добавочное бремя на их родителей, которые должны вести себя в таких случаях особо осторожно. Если это им не удалось, то перед психиатром возникает задача исправить невротические черты поведения, как бы долго они ни присутствовали; в процессе исправления он должен учитывать всевозможные качества и склонности, с которыми пациент появился на свет.

© Все права принадлежат авторам и издателям.
Информация на данном сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, чтобы Вы могли читать книги онлайн бесплатно без регистрации.

Использованные источники: psybern.bib.bz

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

Рецензия на произведение Эрика Берна «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Как разобраться в тайных лабиринтах своей психической жизни и гармонизировать внутренний мир с непрерывно меняющимся вселенским потоком? Ответ на этот непростой вопрос можно получить, прочитав книгу Эрика Берна «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных». Как бы пугающе это ни звучало, почти каждый цивилизованный человек вполне может стать потенциальным пациентом психиатра или психоаналитика. Объясняется это уязвимостью психики каждого перед напором потока стрессовых воздействий из внешнего мира. Наука, изучающая человеческую психику, прошла долгий и мучительный путь от смирительных рубашек и ледяных ванн до попыток разобраться в причинах душевных страданий. Простой и доступный язык, которым написана книга, позволяет понять корни многих психологических проблем и психиатрической патологии.

Генетический код, определяющий развитие личности

В своем труде Эрик Берн подчеркивает, что первоначально необходимо выяснить характерный типаж личности, который определит направление развития патологического состояния. Данный тип формируется внутриутробно, поэтому изменить или направить в другое русло течение психических процессов не представляется возможным.

Три типа личности

По Берну, можно выделить три основных типа личности и с этими особенностями связать ход развития психологических проблем:

  • висцеротоник (первостепенное значение придает питанию);
  • мускульный тип (предпочитает занятия спортом и физическую культуру);
  • церебральный тип (все подвергает анализу и осмыслению).

После проведенного анализа и выделения у индивида того или иного типа можно ожидать у него определенный прогноз развития невротических поведенческих реакций. В основном пациентами специалистов являются представители последнего типа, так как склонность к рефлексии вызывает у них патологическое состояние. Но Эрик Берн отмечает, что эту же способность можно успешно использовать для самопомощи и осуществления самостоятельного психоанализа.

Психосоматические заболевания

После прочтения книги даже далекому от медицины читателю становится ясно, что работа внутренних органов неразрывно связана с психическими процессами. Лечение многих хронических заболеваний представляется сложным и безуспешным из-за непризнания клиницистами этой связи.

Для приведения в порядок организма необходимо начинать с его верхнего этажа, то есть психики. После ремонта координационного центра любой системы легко наладить функцию других органов. Эрик Берн неоднократно подчеркивает, что человека следует рассматривать как энергетическую систему, а не физическое тело.

Основные движущие силы человеческой личности

Берн является методичным последователем Фрейда в основном положении: главными двигателями личности являются два основных инстинкта: либидо (сексуальное влечение) и морбидо (влечение к разрушению и смерти). Все поступки и намерения, а также корни психологических проблем кроются в этих древних мощных движущих силах. Невротические состояния и разрушительные тенденции поведения связаны c проблемой реализации этих инстинктов.

Подавление или вытеснение приводит к невротическим состояниям, депрессии, фобиям. У цивилизованного человека существует проблема с выражением потребностей, которые диктуют либидо и морбидо, так как общественная мораль не позволяет их явно проявлять. В связи с этим действие может быть направлено как во внешний мир, так и на собственную личность.

Преобразование мощной сексуальной энергии по Фрейду называется сублимацией. Основоположники психоанализа считают ее основной движущей силой любого творчества. Так как активными носителями сексуальности являются мужчины, именно их творения вызывают вздох восхищения многих поколений человечества.

Взаимосвязь сознания и подсознания и их влияние на поведение

Действительные причины поступков и мотивов поведения часто обусловлены процессами, которые происходят в подсознании. Основной персонаж подсознания – Ид (область инстинктов). Действенность психоанализа объясняется тем, что специалисты, работающие в этом направлении, выводят на уровень сознания скрытые причины невротических реакций и аномалий поведения. Основная мысль работы Эрика Берна заключается в следующем: Фрейд, несмотря ни на что, был прав! Фрейдовский анализ взаимосвязи сознательного и подсознательного оказывает решающее значение на психиатрию на момент написания книги Берна и до последнего времени.

Детские проблемы и их влияние на жизнь человека

Метод психоанализа, суть которого Берн показывает доступным и понятным языком, предусматривает детальный анализ событий детства. Именно в нем и Фрейд, и Берн видят основные причины психологических проблем личности. Абсолютно все дети, которых недостаточно любили в детстве, получают сложные и проблемные отношения во взрослой жизни. Берн подчеркивает, что качание малышей, кормление грудью обеспечивает полноценное и гармоничное развитие нервной системы.

Взаимоотношения сына и матери, а также дочери и отца оказывают влияние на отношения детей с противоположным полом в последующем. Основатели психоанализа подчеркивают, что либидо присуще человеку с начала жизни и направлено на родителя противоположного пола. У сыновей это проявляется в большей мере из-за физиологических причин (кормление, уход за малышом).

Область сновидений

Психоанализ объясняет сны, которые видит человек, попыткой прорыва подсознательной информации в сознание. Таким образом, анализ сновидений позволяет получить информацию из подсознания, но порой она предоставляется в зашифрованном виде.

Рекомендуется запоминать свои сны и подвергать их детальному анализу, чтобы иметь представление о своей инстинктивной жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем глубже в подсознание уходит сфера инстинктов. Но вытеснение не избавляет от инстинктов! Чем строже контроль, тем в более уродливой форме они могут проявиться в самый неожиданный момент. Аскеза в бытовой сфере и духовная святость – разные вещи, и психоанализ доказывает это.

Влияние эмоций на состояние организма

Эрик Берн в своей книге провозглашает истину, которая знакома многим практикующим врачам: эмоциональное состояние оказывает прямое влияние на здоровье внутренних органов. Используя это утверждение, можно сделать вывод: у психиатров и психоаналитиков есть возможность предупреждать развитие заболеваний внутренних органов и сосудов. Сложную патологию (артериальную гипертензию, язвенную болезнь желудка, проблемы щитовидной железы) можно не допустить, если вовремя гармонизировать эмоциональное состояние.

Берн подчеркивает: не нужно думать, что психиатрия всесильна! Ей полностью подвластна только профилактика, но повернуть вспять необратимые патологические изменения вряд ли возможно.

Неврозы и психозы

Нарушение нормального взаимодействия между Ид (инстинктами) и Суперэго (сознательная деятельность) вызывает невроз или психоз. Основную роль в этих заболеваниях играет предрасположенность личности, которая закладывается еще во внутриутробном периоде. Стрессовые воздействия со стороны окружающей среды также имеют значение в развитии страданий, но им следует отдать второстепенную роль.

Неврозы

Эрик Берн выделяет несколько вариантов протекания неврозов, каждый из которых имеет специфическую клиническую картину:

  • ипохондрия (повышенная сосредоточенность на состоянии своего здоровья);
  • неврастения (раздражительная слабость с обилием психосоматических жалоб);
  • истерия (демонстративное поведение с элементами театральности и тенденцией гиперболизации жалоб);
  • фобический невроз (боязнь конкретных ситуаций или вещей с повышенным уровнем тревожности).

Характеристикой любого невротического состояния является затруднение с выражением потребностей либидо и морбидо при повышенной активной контролирующей позиции Суперэго.

Психозы

На момент написания книги «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» состояние психоза купировалось с большим трудом, так как эра нейролептиков только начиналась. Психиатрия в то время располагала диапазоном жестких методов, которые применялись для лечения психозов.

Психоз, согласно определению последователей психоанализа, представляет собой резкую активизацию подсознательной сферы с инстинктами (Ид) при отсутствии контролирующего влияния Суперэго. В результате мы видим неконтролируемое и неадекватное поведение с полной или частичной утратой чувства реальности.

Влияние психоактивных веществ на психику человека

Психоактивные вещества меняют восприятие объективной реальности и вызывают изменение настроения. Применение средств с подобным действием известно давно. Вещества, описанные Берном в книге, продолжают активно использоваться в настоящее время. Основная опасность их употребления заключается в возникновении зависимости и разрушении мозговых нейронов.

Алкоголизм

Проблема алкоголизма остается такой же острой, как и во времена Берна. Необходимо отметить, что восприимчивость к этому виду зависимости зависит от многих факторов. Наиболее подвержены алкоголизму люди с наследственной неполноценностью специфических ферментов печени, отвечающих за расщепление алкоголя на составляющие.

Алкоголь во все времена играл роль наиболее доступного антидепрессанта и транквилизатора, поэтому алкогольной зависимости часто предшествует невротическое состояние.

В процессе развития стадий зависимости меняется личность, влияние суперэго на Ид постепенно ослабевает, на последней стадии инстинкты уже не контролируются. Появление алкогольных психозов (белой горячки, Корсаковского психоза, алкогольного параноида и галлюциноза) свидетельствует об этом явлении.

Берн подчеркивает, и это мнение трудно оспорить, что лечение алкоголизма возможно только при условии формирования нового влечения с очень сильным очагом возбуждения в головном мозге, которое способно подавить болезненную тягу к алкоголю. Несоблюдение этого условия объясняет неудачи в лечении алкогольной зависимости и широкое распространение этого недуга.

Наркомания

Диапазон наркотических средств, описанных Берном (опиаты, кокаин, амфетамины, марихуана), в настоящее время значительно расширился. Их отличие от алкоголя заключается в более быстром воздействии на головной мозг. Даже якобы безобидная марихуана способна при длительном употреблении вызывать шизоподобные психозы.

Следует заметить, что во времена Фрейда было более лояльное отношение к наркотическим средствам. В начале своей практики основоположник психоанализа часто назначал пациентам кокаин, не подозревая о его коварных свойствах.

На сегодняшний день наркомании сопутствуют антисоциальные поступки и преступления. Ее роль заключается в демонстрации искусственного выключения влияния Суперэго как цивилизационного достижения и погружение в мир расторможенных инстинктов.

Средства, применяемые в психиатрии

Современная психиатрия прошла непростой путь от применения жестоких методов подавления личности (лоботомия, лечение электрошоком, погружение в инсулиновые комы, смирительные рубашки и прямое насилие) до индивидуального подхода с применением психотерапии, психоанализа, психофармакотерапии.

Фрейда и его последователей можно отнести к представителям психиатрии, которые впервые в истории этой отрасли медицины сделали шаг к ее гуманизации и пристальному вниманию к особенностям личности каждого конкретного пациента.

Книга Эрика Берна «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» доступно и понятно объясняет читателю сущность психических процессов. Прочтение произведения позволяет взглянуть на эту отрасль медицины с новой точки зрения. Настороженность общества к психиатрам и их пациентам объясняется традиционным подходом, когда на агрессивность больных отвечали карающими методами. Психоанализ Фрейда и его последователей позволяет понять причину страданий психики и облегчить их путем обнажения существующих проблем. Суть этого метода и его значение в поддержании гармонии и баланса в душе цивилизованного человека блестяще показал Эрик Берн.

Список литературы:
  • 1. Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — Эксмо 2016. — 496 с.
  • 2. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. – Харьков, Клуб семейного досуга. — 2012. — 480 с.
  • 3. Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений. – Харьков, Клуб семейного досугаю — 2012. 576 с.

Автор: Ковалева Марина, врач-психоневролог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Использованные источники: psychosearch.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Симптомы невроза по ночам

Трансактный анализ Эрика Берна

Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.

Эрик Берн (Леонард Бернс(ш)тейн) родился в бедной еврейской части Монреаля (Канада), в семье выходцев из России. Отец — доктор Давид Гиллель Бернстайн — был увлечённым практикующим врачом-терапевтом, часто брал сына с собой при обходе своих пациентов. Оливер Джеймс (Oliver James, 1977) считает, что «Ребенка» в Берне травмировала смерть отца, который, безусловно, имел сильное влияние на сына, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Берном книги «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»), которое переводится так: «В память о моем отце Давиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных» (Berne, 1961). Мать Берна — литератор Сара Гордон — была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа она поддерживала своих детей, Эрика и его сестру, занимаясь литературной деятельностью, и, очевидно, также её влиянием на сына явилось желание писать о лечении пациентов Берна.

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»). Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.

Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает его «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансакционного анализа, как диагноз Эго-состояний (структурный анализ); анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) — анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

Берн все дальше уходил от ортодоксального психоанализа, и в 1956 году его заявление о членстве в Психоаналитическом институте Сан-Франциско было отклонено в третий раз. По поводу этого случая Берн замечает: «…После пятнадцати лет психоаналитическое движение и автор официально разошлись (оставшись в хороших отношениях)…» (Berne, 1961, р. 13). Когда несколькими годами позже Берну предложили стать членом Психоаналитического института, он с благодарностью отказался. Берн все больше убеждался в том, что консультант должен быть более активным, чем это допускается в ортодоксальном психоанализе, и должен практиковать скорее трансакционно, чем у изголовья кушетки в кабинете психиатра. В ноябре 1957 года на Западной Региональной конференции Американской Ассоциации групповой психотерапии в Лос-Анджелесе Берн выступил с научным докладом «Трансактционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» («Transactions Analysis: a New and Effective Method of Group Therapy»), который был опубликован в 1958 году. В течение трех последующих лет он обогащал свой опыт, работая на островах в южной части Тихого океана, куда он отправился для того, чтобы изучить местную социализацию и психические заболевания, распространенные в различных островных культурах. К 1961 году Берн посетил психиатрические больницы приблизительно 30 различных стран в Европе, Азии, Африке и на островах Атлантического и Тихого океанов. Целью этих посещений было подтверждение сделанных предположений в различном расовом и культурном окружении. Наиболее систематическая книга Берна — «Трансакционный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy») — была издана в 1961 году.

В 1963 году была опубликована работа «Структура и динамика организаций и групп» («The Structure and dynamics of Organizations and Groups»), в которой обсуждалось, как можно применять трансакционный анализ при работе с группами. В 1964 году Берн представил свои идеи, касающиеся анализа психологических игр, в книге «Игры, в которые играют люди» («Games People Play»), частное издание которой вышло в 1961 году. Принципы трансакционного анализа изложены Берном в книге «Принципы группового лечения» («Principles of Group Treatment»), изданной в 1966 году, а идеи, касающиеся анализа сценария (скрипт-анализа), представлены в работе «Что вы говорите после того, как сказали „здравствуйте“?» («What Do You Say After You Say Hello?»), изданной, после смерти Берна, в 1972 году. Берн также написал книги: «Счастливая Долина» («The Happy Valley») — для детей, и «Секc в человеческой любви» («Sex in Human Loving»), — адресованную как непрофессионалам, так и профессионалам. В 1962 году начал издаваться журнал «Бюллетень трансакционного анализа» («Transactionai Analysis Bulletin»), редактором которого в течение нескольких лет был Берн. В 1964 году была образована Международная Ассоциация трансакционного анализа (International Transactional Analysis Association (ITAA). Задачами ITAA были подготовка специалистов в области трансактного анализа и их аккредитация. Теперь функции ITAA выполняет Европейская Ассоциация трансакционного анализа.

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Использованные источники: psychojournal.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Трансакционный анализ Эрика Берна (1910-1970)

Эрик Берн — автор знаменитой триады «Родитель — Взрослый — Ребенок» в структуре психики. Также от известен понятиями «жизненного сценария» и «психологической игры». Его трансактный (или трансакционный) анализ представляет собой теорию личности и социального поведения. Она широко используется как метод психотерапии и претендует быть инструментом более широких социальных изменений.

Словосочетание «трансактный анализ» дословно означает «анализ взаимодействий». В нем заложены две психологические идеи: а) мультипликативная (многоуровневая) природа общения; б) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Как психологическое течение и направление психотерапии он приобрел популярность в 1960-е годы благодаря появлению двух книг, которые стали бестселлерами (Э. Берн. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» , Т. Харрис «Со мной все в порядке — с вами все в порядке»).

Трансакционный анализ основывается на динамических принципах и имеет своим предметом межличностное поведение. Он объясняет проблему невроза в духе рациональности и этим отличает себя от когнитивной терапии.

Согласно этому направлению в психологии, определенные состояния ego несут ответственность за поведение индивидуума. Эти состояния, или самости, определяют способы, которые использует человек в своих трансакциях — базовых единицах социального взаимодействия. Каждый человек ведет себя относительно других или как Ребенок (нетерпеливое и инфантильное эмоциональное существо, пораженное общением), или как Родитель (диспозиция и вера, которая усваивается путем восприятия установок от родителей), или как Взрослый , имеющий самостоятельность суждений (зрелое и рациональное ego).

Состояние эго «Родитель»:

Поведение, мысли и чувства, скопированные от родителей или родительского образа. Родитель требует, оценивает, осуждает или одобряет, учит, руководит, покровительствует.

Состояние эго «Взрослый»:

Поведение, мысли и чувства, которые являются прямыми ответами на «здесь и сейчас». Взрослый проявляет рассудительность, логически работает с информацией.

Состояние эго «Ребенок»:

Поведение, мысли и чувства родом из детства. Ребенок демонстрирует инфантилизм, эгоизм, беспомощность, состояние подчинения.

Хотя три состояния ego находятся на бессознательном уровне, в трансакционном анализе терапевт имеет дело с феноменами, которые находятся на уровне сознательном, и указывает пути, на которых пациент и сообщество, с которой тот имеет дело, были бы успешными в их коммуникациях, привлекательными в «перекрестных трансакциях».

Терапевт также распознает много психологических «игр», в которых скрывается реальное значение интеракции. Пациенты играют неотчуждаемые роли, учатся распознавать, в чем заключается их самость в трансакциях с другими (и с терапевтом). Под руководством терапевта они учатся использовать своего Ребенка для шуток, но имеют своего Взрослого как гарантию их серьезного поведения. Эрик Берн выходил в своих постулатах прежде всего из фрейдистского психоанализа, а также из трудов Пенфилда и Федерна, которые изучали влияние прошлых впечатлений на дальнейшее поведение индивида. Для его исследования используются методология структурного анализа и трансактный подход.

Как замечал сам Берн, в своих выводах он опирается на клинические наблюдения, опыт работы с больными, у которых были расстроены интегральные состояния «Я». Это должно было выявить ряд фундаментальных вопросов психологии и психиатрии. В частности, речь идет о наличии в личности больного «архаичных элементов» и о возможности обучения больного структурному и трансактному анализу. И врач, и пациент могут в любой момент остановиться, подвести итоги и спланировать, что следует сделать на следующем этапе. Во время психотерапевтических процедур архаические состояния «Я», зафиксированные в результате травмы, дифференцируются, но все еще сохраняются. Под влиянием фактора реальности пациент переходит в ситуацию, благоприятную для решения архаических конфликтов.

Раскрывая терминологию структурного анализа, Эрик Берн по сути излагает систему своего учения. Екстеропсихика, неопсихика и археопсихика рассматриваются им как психические механизмы (органы, орудия), которые оказываются феноменологически как экстеропсихическое (например, идентификация), неопсихическое (например, обработки данных) и археопсихическое (например, регресивний) состояния «Я». Эти типичные состояния соответственно называются «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». В словарь трансактного анализа Берн также добавляет «времяпрепровождение», «игру» и «сценарий». Это не абстракции, а рабочие социальные реальности.

Берн формулирует такую гипотезу. В личности взрослого человека сохраняются остатки «Я» ребенка, которые оживают при определенных условиях. Это явление можно наблюдать во время гипноза, психоза, врачебной или прямой электрической стимуляции коры мозга. Берн предполагает, что эти следы могут проявляться у человека даже в нормальном психическом состоянии.

Типичная ситуация показывает одно состояние «Я», адекватное для данной реальной обстановки, и соответствующее адекватное суждение. Вместе с этим наблюдается другой процесс, который определяется, в частности, манией величия, архаичными страхами и надеждами. То есть, в одной и той же ситуации у человека проступает поведение взрослого и ребенка. Вмешательство врача помогает осуществить переход к новому состоянию: все поведение, осознание реальности, мимика, голос, мышечный тонус, манеры начинают соответствовать «Я» взрослого человека. Это дает короткое успокоение в психозе. Поэтому Берн определяет психоз как перетекание психической энергии со взрослой системы в детскую, а его лечение — как перемещение в противоположном направлении.

При психозе, когда пациент страдает галлюцинациями, он слышит слова родителей, которые предлагают делать ему то и то. Родитель, Взрослый и Ребенок — это реальные личности, которые входят в окружение пациента, и имеют определенные имена, занятия и т.д. Для успешного лечения следует, в частности, отделить Взрослого от Ребенка, а изучение Родителя перенести на следующую стадию лечения. Следует также убедить пациента, что Ребенок, Взрослый и Родитель — термины, отражающие явления реальности. Можно показать Ребенком человека, укравшего жевательную резинку, но это не означает, что именно этот индивид воровал жевательную резинку в детстве.

Соскальзывания в другое состояние «Я» у больных и здоровых людей Эрик Берн объясняет концепцией психической энергии, или замещения власти: в какой-то момент состояние «Я», которое заменено, обладает исполнительной властью. Это, однако, все равно, что объяснять действие магнита магнитной силой. Для психотерапевтической практики этого, видимо, достаточно, но речь идет о концептуальном рассмотрении, в котором Берн оставил без внимания характер сочетания в психическом нового и старого опыта.

Берн ограничивается лишь констатацией того, что «Я» составляет вид сущности, как бы отделяющегося от остального психического содержания, которое существовало много лет или минуту назад, или одновременно. То есть каждое состояние «Я» имеет цель, которая отделяет его от других состояний. Тогда, разумеется, возникает вопрос: какое же состояние «Я» следует считать настоящим?

Однако вместо научного решения этой проблемы, Берн соскальзывает в мир метафор, где можно приятно себя чувствовать (как в мире поэзии), но ни на йоту не сдвинуться с места в раскрытии истинных закономерностей. Стоит присмотреться к стилю самого автора: «В данной системе соскальзывание с одного состояния «Я» в другое обусловлено тремя силами, которые действуют на каждое состояние, проницательностью границ между различными состояниями и объемом полномочий каждого состояния «Я». Комментарии излишни: Берн критически относится к фрейдовскому описанию «психической энергии» и «предоставления полномочий». Но сам едва ли продвигается вперед: не хватает главной концептуальной схемы. Состояния «Я» разделены, но феноменология их связи так и не выяснена.

Загадка сосуществования прошлого, будущего и настоящего в одной душе должна быть раскрыта в концепциях развития психического. Но сама идея развития была потеряна для Берна. Он не осветил противоречия предыдущего слоя психического, чтобы показать необходимость возникновения следующего слоя. В психике, действительно, то, что было как-то сформировано, включено во взаимодействие с миром, с одной стороны, имеет стереотип, чтобы остаться «навечно» в своей структуре. С другой стороны, эта структура подвергается воздействию структур последующих и получает от них определенную окраску, в то же время влияя на структуры следующие. Возникают определенные интеграционные слои психического, куда включаются все события человеческой жизни. Интеграция является так же субординацией, что приводит к единству. При нарушении такого единства субординированное становится автономным в своем значении, и наступает раздвоение личности — либо в мотивационной борьбе, либо в патологических осложнениях.

Центральной для трансактного анализа является практика, известная как stroking-прием, — процесс стимулирования и содействия познавательным актам других людей. Образцы приемов формируют общую тему в главных субсекциях анализа трансакций.

Личностная структура выступает во взаимоотношениях родителей, взрослых и детей. Эти термины не выступают в своем общем смысле, они лишь обозначают «Я-состояния», связанные системы внешнего поведения и внутренних процессов. Они формуются в процессе развития человека. Родительское «Я-состояние» основано на установлении ограничений, запретов и на кормлении, что является выражением основных функций родителей. Взрослый вмещает в себе реальность проверки и возможность вероятностного подсчета. Ребенок является выражением чувств, творчества или приспосабливаний, происходящих из опыта. Трансактный анализ предлагает методы для достижения баланса энергии между «Я-состояниями», что должно быть важным для благополучия индивида, семьи или организации.

Коммуникация определяется Берном как серия стимулов и ответов со стороны «Я-состояний». Трансакционный анализ уделяет особое внимание тем стимулам и ответам, которые случаются на психологическом уровне, которые всегда невербальные и бессознательные для субъектов — участников коммуникации.

Графически трансактный анализ выглядит так: каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого.

Выделяются разнообразные виды трансакций: «сверху» и «снизу», на равных, параллельные и пересекающиеся, конструктивные и конфликтогенные, проч. Например, «сверху» (обращение от Родителя одного партнера к Ребенку другого) — это стремление доминировать, внешне проявляется как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, высокомерные и покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, взгляды сверху вниз и мн. др. Снизу (от Ребенка к Родителю) — выглядит как просьба, извинение, заискивание, и т.п. На равных (В-В) — стремление к сотрудничеству, информационному обмену и т.п.

Существуют скрытые трансакции (на рис. выделены пунктиром), и можно считать, что они определяют реальный результат психического изменения. Стимулы и ответы являются чрезвычайно сильными средствами, которые люди используют для влияния друг на друга.

Игры — наиболее оригинальное понятие в трансактном анализе — формируются при условии регулярного использования скрытых трансакций, которые дают основание выяснить факторы «выигрышей» и «проигрышей» каждого из участников ситуации. Игроки выходят из психологических ролей «Преследователя», «Спасителя» или «Побежденного». Они могут находится в диапазоне от легкой надоедливости до опасного криминального поведения и охватывать большую часть ежедневной активности индивида.

Анализ чувств сфокусирован на репертуаре гнева, страха, печали и радости, или таких сложных чувств, как вина, боль, печаль или зависть, составленных из двух или более базовых четырех чувств.

Анализ жизненного сценария включает выявление планов и установок, созданных еще в раннем детстве под родительским влиянием и направленных на наиболее важные аспекты жизни. Сценарий по Берну — это психологический импульс, который с большой силой толкает человека вперед, заставляя действовать определенным образом, и очень часто независимо от его желания или свободного выбора. Он заключается в возникновении мифов из сообщений, полученных относительно собственной самости и мира вокруг, и входят в основные категории «победителя», «успеха, «побежденного», которые являются толерантными, но неудовлетворительными, «потерянного», которое представляет проблемы разного уровня.

Негативные жизненные сценарии должны быть осознаны и трансформированы в соответствии с реалистичным и более правильным мировоззрением.

Изменение сценария, переход от одного в к другому имеет такой характер:

  • постигается ситуация как совокупность значений в новом ее видении;
  • возникают новые мотивы, которые преодолевают и зовут к заветной цели;
  • реализуется действие, через которое человек входит в новое «Я-состояние»;
  • срабатывает рефлексия — активная философия жизни.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003.

Использованные источники: psyfactor.org

Похожие статьи