Неврозы факторы среды

Неврозы. Этиология и факторы риска.

Хотя это не обязательно. Любой невроз может развиться независимо от типа темперамента и характера.

Обязательная личность, взваливающая на себя всю ответственность и работу — склонна к неврастении (болезнь нервного истощения).

Тревожно-мнительная личность, сомневающаяся и робкая — склонна к психастении или обессивно-фобическому неврозу (болезнь навязчивостей и фобий).

Инфантильная, незрелая, демонстративно-эгоцентрическая личность — склонна к истерическому неврозу (бегство в болезнь)

Неврозы, темпераменты и сигнальная система по Павлову.

По учению Павлова невроз — это состояние, в основе которого лежит нарушение силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов — возбуждения и торможения, а для человека — также нарушение уравновешенности между первой и второй сигнальными системами. К этому определению следует еще добавить — при отсутствии психических расстройств.

Неврозы чаще наступают у холериков и меланхоликов, чем у сангвиников и флегматиков.

И.П.Павлов отмечал, что у художественного типа (лирика), с преобладающей первой сигнальной системой, срыв нервной деятельности протекает в форме истерических реакций, а у мыслительного типа (философ), с преобладающей второй сигнальной системы, — в форме навязчивых состояний.

Истерия по Павлову развивается в результате преобладания в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над процессами торможения; недостаточна корковая регуляция подкоркового возбуждения и слаба вторая сигнальная система по сравнению с первой. Слабость коры и преобладание первой сигнальной системы определяют хаотичность реакций, эмотивность, импульсивность и внушаемость. Многие жизненные раздражители для таких людей непосильны и вызывают распространение торможения с коры головного мозга на его подкорковые отделы, что обусловливает гипнотические состояния разной глубины (см. Гипноз). Истерия проявляется истерическим характером, истерическими припадками, истерическими нарушениями сознания, функций внутренних органов. У потенциальных истериков отмечается слабость корковых процессов. Раздражитель чуть сильнее нормального вызывает развитие в клетках коры глубокого торможения, которое распространяется по всей коре и по закону отрицательной индукции вызывает в подкорковых образованиях состояние возбуждения. Это вначале проявляется у больных повышенной эмотивностью, которую И. П. Павлов считал первым признаком истерии. Поскольку для возбуждения ЦНС характерны явления суммации, эмотивность может носить характер взрывных аффектов. Возбуждение подкорковых образований в свою очередь, оказывает влияние на кору головного мозга и извращает ее реакции на психогенные воздействия. Кора становится чрезвычайно чувствительной к сверхслабым раздражителям. Отсюда второй ведущий симптом истерииогромная внушаемость истерических больных.

Психастения- это слабость подкорки и 1-й сигнальной системы, преобладание 2-й сигнальной системы (мыслительная жвачка, руминации)

Там где тонко — там и рвется.

В коре головного мозга есть два основных процесса — торможение и возбуждение. У разных типов темперамента динамика этих процессов разная.

Слабый тип нервной системы характеризуется слабостью обоих процессов: и возбуждения, и торможения. Любой достаточно сильный раздражитель (и возбудительный, и тормозной) перенапрягает эти процессы, в результате чего в ЦНС такого типа развивается состояние разлитого торможения. Если обратиться к делению людей на темпераменты (конституциональные типы), предложенному Гиппократом, то слабый тип соответствует гиппократовскому меланхолику.

У сильного неуравновешенного типа (безудержного — по И. П. Павлову) относительно слаб процесс торможения, вследствие чего представители этого типа характеризуются взрывными реакциями. По гиппократовской классификации — это холерик.

Сильный уравновешенный подвижный тип был назван И. П. Павловым идеальным, поскольку у него для обоих процессов свойственны и высокая сила, и выраженная уравновешенность, и способность к быстрой сменяемости, то есть этот тип лучше всех остальных адаптирован к действию раздражителей (сангвиник по классификации Гиппократа).

Слабым звеном сильного уравновешенного инертного типа (флегматика — по Гиппократу) является тугоподвижность нервных процессов, неспособность к быстрой смене одного другим.

Этиология неврозов, факторы риска.

Неврозы-это реактивные состояния, психогении. То есть реакция на психотравмирующие обстоятельства жизни.

Психотравмы возникают в результате неблагоприятных ситуаций, когда их влияние имеют высокую значимость для человека. Таких как:

  • Катастрофы и болезнь отношений.
  • Внутренние неразрешимые невротические противоречия.
  • Кризис мировоззрения.

    На возникновение невроза влияют астенизирующие факторы, уменьшающие сопротивляемость организма: болезни, переутомление, срыв биологического ритма, вредные привычки.

    КАТАСТРОФЫ И БОЛЕЗНЬ ОТНОШЕНИЙ.

  • Шоковые психические травмы характеризуются большой силой и внезапностью действия. Они связаны с угрозой жизни или благополучия человека. Внезапные угрозы — и испуг. Например, в детстве испугался собаки.
  • Острая психотравма относительно кратковременного действия может наступить во время субъективно значимых и сильных эмоциональных потрясений: болезнь и смерть близкого человека, распад семьи, ссора с товарищами или любимым человеком, конфликт в школе, безвыходная ситуация, когда выбор сделать очень сложно.
  • Хронические психотравмирующие ситуации — постоянные ссоры в семье, конфликты на работе, полоса невезения, финансовая яма, неуверенность в завтрашнем дне, дефекты воспитания в детстве (деспотизм родителей, загрузка детей кружками и наоборот попустительсво, потворство прихотям)
  • Эмоциональная депривация и частые фрустрации. При эмоциональной депривации ребенок частично или полностью лишен необходимой ему родительской ласки, заботы, тепла, внимания и любви. Фактор эмоциональной депривации особенно ярко прослеживается у отказных детей, которые живут и воспитываются в детских домах. Фрустрированность — состояние постоянной разочарованности от неудач, когда ожидаемый результат или цель постоянно не достигаются. Крайним проявлением фрустрации является фактор вакуума — это когда много труда, времени и ресурсов вложил в мечту, в результате мечта не достигнута, часто по вине других людей или обстоятельств.

    ВНУТРЕННИЕ НЕРАЗРЕШИМЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

    Трем основным неврозам соответствуют невротические конфликты.

  • Неврастенический конфликт. Противоречие между возможностями и желаниями, завышенные требования к себе, установка «я должен». Я ХОЧУ, НО НЕТ СИЛ.
  • Обсессивно-психастенический конфликт. Борьба между желанием и долгом, моральными (религиозными принципами) и личными привязанностями. Я ХОЧУ, НО НЕ МОГУ РЕШИТЬСЯ.
  • Истерический конфликт. Конфликт завышенных личных притязаний и объективных ограничений/условий/требований окружающих. Превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе. Я ХОЧУ, НО НЕ ИМЕЮ ПРАВА.

    Приглашаю невротиков на консультации!

    При создании заметки использована информация из открытых источников интернета.

    Использованные источники: www.b17.ru

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Невроз нетрадиционная медицина

      Астено-депрессивный невроз это

      Срыв и невроз

    Определение понятия «невроз». Этиологические факторы и механизмы формирования неврозов.

    Термин «невроз» впервые был введен в повседневную практику Уильямом Кулленом в 1776 г. (W. Cullen 1710-1790). Одновременно, в психиатрический лексикон вошло прилагательное «невротический». Тогда под этим термином подразумевалось «генерализованное пораже­ние нервной системы, которое не вызвано ни какой-либо локализован­ной болезнью, ни лихорадочным заболеванием».

    Из первоначального определения сохранилось только представле­ние о неврозе как психическом расстройстве, лишенном органической основы. В 30-х годах ХХ-го в. распространение в психиатрии получают идеи 3. Фрейда о том, что многие формы невроза имеют ясные психоло­гические причины. По этой причине он назвал их психоневрозами, включая сюда истерию, тревожные состояния и обсессии. Пытаясь ус­тановить причины психоневрозов, Фрейд пришел к заключению, что истоки многих из них кроются в тех процессах, которые определяют также развитие личности. Такой ход рассуждения привел к термину «невротический характер», обозначавший личность, природа которой сходна с таковой при неврозах. Взаимосвязь между неврозами и типом личности подчеркивали и другие исследователи (К. Ясперс, К. Шнай­дер, Луфборроу). Они считали, что невроз представляет собой реакцию на стресс, возникшую у личности определенного типа. В связи с таким подходом был введен новый термин «патологическая эмоциональная реакция», однако взаимосвязь между типом личности и типом реакции далеко не однозначна.

    Достаточно полное определение неврозов, отражавшее взгляды рус­ской психиатрии, дал В.А. Гиляровский: «Неврозы — это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфе­ре срывы личности в ее общественных взаимоотношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими измене­ниями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».

    В этом определении подчеркиваются основные критерии выделения неврозов: психогенный фактор как причина, вегетосоматические прояв­ления, личностный характер и тенденция к переработке возникших нару­шений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

    Неврозы– это обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больными факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся в основном психогенно-обусловленными и соматовегетативными расстройствами.

    Неврозы являются наиболее распространенной психогенной патологией. В последние десятилетия число больных с невротическими расстройствами неуклонно увеличивается, особенно это относится к экономически развитым странам.

    Неврозы развиваются в результате воздействия длительной психической травмы, нередко на фоне переутомления, недосыпания, перенесенного соматического заболевания. Но они не приводят к нарушениям отражательно-познавательной деятельности, грубым изменениям психических функций, не нарушают адаптации больных к жизненной ситуации.

    Изменившиеся межличностные отношения повлекли за собой и изменение признаков, например, частые депрессивные состояния. Этим обстоятельством и объясняется рост депрессивных «неврозов» в современном обществе. Основоположник индивидуального подхода в психологии Альфред Адлер, выделяющий невроз в отдельную категорию, писал, что, если цели, которые ставит перед собой человек, или способы их реализации, не соответствуют возможностям человека, эти цели приобретают черты фикции, становясь недостижимыми и невротическими. Невротик, по выражению Адлера, «приколочен к своим фикциям». Симптомы невроза играют защитную роль и являются бегством от реальности. Защищая человека от соприкосновения с жизненными проблемами и не позволяя ему понять секрет своей низкой самооценки, невроз является своеобразной психической компенсацией. Страдающий неврозом может чувствовать себя хорошо в связи с тем, сто он «не видит» реальности. По мнению К. Хорни, источником неврозов являются нарушенные межличностные отношения. Хорни, считая, что главной целью неврозов является получение безопасности, ставит во главу угла понятие тревоги и страха. Стремление к безопасности, одна из невротических тенденций, характеризующаяся ригидностью, проявляющейся в стремлении человека получить эту безопасность любым путем. «Шествуя» по такому канализированному пути, человек теряет способность видеть нюансы окружающего мира, теряя многое из того, в чем он мог бы участвовать с пользой для сохранения своей психофизиологической ценности.

    В отечественной психиатрии всегда преобладали взгляды классичес­кой немецкой психиатрической школы на природу неврозов. Невроз рассматривался как вариант реактивного состояния, отвечающего кри­териям К. Ясперса:

    • в основе лежит длительно сохраняющаяся, эмоционально значи­мая психотравма, подвергающаяся психологической переработке, с формированием и закреплением патологических форм реагиро­вания;

    • она звучит в переживаниях больного;

    • после дезактуализации психотравмы реактивное состояние исче­зает.

    Широкое распространение в определении концепции неврозов по­лучила гипотеза динамики невротических формирований, которая ос­новывается на этапности: невротическая реакция, невротическое состоя­ние, невротическое развитие личности. Такой подход объясняет многие клинические закономерности и не противоречит современным науч­ным достижениям.

    Условий для возникновения неврозов в настоящее время стало еще больше, чем несколько лет назад. Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов:

    1. Факторы биологической природы – наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

    2. Факторы психологической природы – преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации.

    3. Факторы социальной природы – родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

    4. Общеистощающие вредности – длительное недосыпание, неправильное питание, физические и умственные нагрузки.

    Этиология и патогенез невротических расстройств определяются следующими факторами.

    Генетические— это в первую очередь конституциональные особен­ности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Первые доказаны на осно­вании результатов выполнения психологических тестов (степень нейротизма), вторые определением тенденции вегетативной нервной сис­темы реагировать на стрессовые воздействия. По данным авторов, пол­ная конкордантность определяется у 40% монозиготных близнецов и у 15% дизиготных близнецов.

    Факторы, влияющие в детском возрасте.Исследования, проводив­шиеся в этой области, не доказали однозначного влияния, однако нев­ротические черты и наличие невротических синдромов в детском воз­расте свидетельствуют о недостаточно устойчивой психике и об отста­вании в созревании. Особое значение влиянию психотравм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоа­налитические теории.

    Личность.Факторы детского возраста способны формировать лич­ностные особенности, которые впоследствии становятся почвой для развития неврозов. Вообще, значение личности в каждом случае как бы обратно пропорционально степени тяжести стрессовых событий в мо­мент начала невроза. Так, у нормальной личности невроз развивается лишь после серьезных стрессовых событий, например неврозы военно­го времени.

    Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.

    Невроз как нарушение научения.Здесь представлены теории двух типов. Сторонники теорий первого типа признают некоторые этиологи­ческие механизмы, предложенные Фрейдом, и пытаются объяснить их с точки зрения механизмов научения. Так, вытеснение при этом тракту­ется как эквивалент научения избеганию; эмоциональный конфликт приравнивается к конфликту приближения — уклонения, а смещение — к ассоциативному научению. Теории второго типа отвергают идеи Фрейда и пытаются объяснить невроз, исходя из понятий, заимствован­ных в экспериментальной психологии. При этом тревога рассматрива­ется как стимулирующее состояние (импульс), тогда как другие симп­томы считаются проявлением усвоенного поведения, подкреплением для которого служит вызываемое ими снижение интенсивности этого импульса.

    Факторы окружающей среды(условия жизни, труда, безработица и т.п.). Неблагоприятная обстановка; в любом возрасте наблюдается чет­кая взаимосвязь между психологическим здоровьем и показателями со­циального неблагополучия, такими как непрестижный род занятий, безработица, бедность домашней обстановки, теснота, ограниченный доступ к благам, таким как транспорт. Вероятно, неблагоприятная со­циальная обстановка увеличивает степень дистресса, но вряд ли высту­пает этиологическим фактором в развитии более тяжелых расстройств. Неблагоприятные жизненные события (одна из причин — отсутствие в социальном окружении защитных факторов, а также внутрисемейные неблагоприятные факторы).

    Достаточно четко все эти факторы были суммированы в теории «барьера психической резистентности» (Ю.А. Александровский) и раз­витии невротического расстройства в тех случаях, когда этот барьер недостаточен для противодействия психотравме. Этот барьер как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности ре­агирования человека. Хотя он базируется на двух (расчленяемых лишь схематично) основах — биологической и социальной, но по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением.

    Морфологические основы неврозов.Доминировавшие представле­ния о неврозах как функциональных психогенных заболеваниях, при которых в мозговых структурах отсутствуют какие-то морфологичес­кие изменения, в последние годы подверглись существенному перес­мотру. На субмикроскопическом уровне выделены церебральные изме­нения, сопутствующие изменениям ВНД при неврозах: дезинтеграция и деструкция мембранного шипикового аппарата, уменьшение числа ри­босом, расширение цистерн эндоплазматического ретикулума. Отмече­на дегенерация отдельных клеток гиппокампа при экспериментальных неврозах. Общими проявлениями адаптационных процессов в нейронах мозга считаются увеличение массы ядерного аппарата, гиперплазия ми­тохондрий, нарастание числа рибосом, гиперплазия мембран. Изменя­ются показатели перекисного окисления липидов (ПОЛ) в биологичес­ких мембранах.

    Разнообразные события окружающего мира, лавинооб­разный поток информации, изменение социального поло­жения и взаимоотношений между людьми — все это влия­ет на психику человека и вызывает различные формы реа­гирования на отрицательное воздействие. А при определен­ных условиях все это может обернуться факторами, созда­ющими дополнительное болезненное напряжение в душев­ной жизни конкретного человека.

    Являясь функциональной патологией, неврозы при адекватной современной терапии, как правило, полностью излечиваются.

    Использованные источники: lektsii.org

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Симптомы невроза и его проявления

      Астено-депрессивный невроз это

      Предрасположение к неврозу навязчивости

      Источник невроза

    ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ среды

    Принято считать, что Неудовлетворительные жилищные условия Могут создавать предпосылки для развития невроза — либо непосредственно, либо за счет воздействия на семейную жизнь. Если такое предположение верно, то после переезда, связанного с явным улучшением жилищных условий, люди должны меньше страдать неврозами. Taylor и Chave (1964) исследовали тех, кто с переселением в другой город сменил плохие (также городские) условия на гораздо лучшие, а Hare и Shaw (1965) — тех, кто (с аналогичным результатом) переехал в другой жилой район в пределах того же города. Ни одно из этих исследований не выявило снижения частоты неврозов после переезда. Правда, возможно, что положительный эффект от улучшения жилищных условий был сведен на нет неблагоприятным воздействием большей социальной изоляции в новом окружении. Взаимосвязь между психическим здоровьем и жилищными условиями рассмотрена в книге под редакцией Freeman (1984).

    Еще одной предполагаемой причиной невроза является шум, например производимый самолетами. На мысль о наличии такой причинной связи навел тот факт, что в районах, расположенных вблизи аэропорта, среди жителей, жалующихся главным образом на шум, выявляется тенденция к большему количеству невротических симптомов, чем у других людей. Данное наблюдение, возможно, указывает на то, что шум способен вызывать неврозы, но не менее вероятно также, что обостренная чувствительность к шуму является симптомом невроза, вызванного какой-то иной причиной. Данной проблеме был посвящен ряд исследований (Jenkins et al. 1981; Meecham, Smith 1977; Tarnopolsky et al. 1980); поскольку неопровержимых доказательств наличия рассматриваемой связи при этом получить не удалось, представляется сомнительным, чтобы шум оказался важной причиной невроза.

    Есть предположение, что определенные особенности Условий труда Способствуют развитию невроза. Такая возможность широко изучалась в годы второй мировой войны, когда был сделан вывод, что работа, которая требует от человека постоянного внимания, но не позволяет проявить инициативу или ощутить свою ответственность (например, выполнение однообразных операций за станком), может стать причиной невроза (Fraser 1947). Более современные исследования показали, что у работающих на сборочных конвейерах с заданным ритмом выявляется больше невротических симптомов, чем у сравнимых с ними по ряду характеристик людей, имеющих возможность самостоятельно управлять темпом своей работы (Broadbent, Gath 1979; Broadbent 1981).

    Отдельно взятый, такой результат мог бы рассматриваться как следствие избирательного оттока здоровых людей с рабочих мест, где труд наименее привлекателен. Однако при других обстоятельствах было продемонстрировано, что у одного и того же человека в период работы в более стрессовых условиях проявляется больше невротических симптомов. Так, при исследовании учащихся медицинского училища, проходящих практику в разных отделениях клиники, у них обнаруживали больше указанных симптомов именно тогда, когда они трудились в условиях, расцениваемых ими как стрессовые, особенно если работа не давала достаточного удовлетворения (Parkes 1982). Справедливо было бы заключить, что стрессовые условия труда могут играть определенную роль в провоцировании невроза.

    В связи с длительной безработицей регистрируется больше симптомов малых аффективных расстройств (Banks, Jackson 1982). Здесь возможны два объяснения: либо безработица служит причиной этих симптомов, либо лицам, склонным к развитию таких симптомов, труднее найти работу. Warr и Jackson (1985) считают вторую версию неправдоподобной, поскольку, как они установили, степень тяжести симптомов вскоре после потери работы не предопределяет длительности последующего периода безработицы. Если же безработица является причиной малого аффективного расстройства, то подобный эффект может быть связан с потерей самоуважения, с утратой привычной социальной роли, с финансовыми проблемами или с усилением конфликтов и эмоционального разлада в семье. Перечисленные факторы обсуждаются в следующем разделе. Обзорную информацию по вопросам взаимосвязи между занятостью и психическим расстройством можно найти у Smith (1985).

    Похожие материалы:

    Узнаем своего ребенка лучше — детские онлайн-тесты

    Невозможно представить жизнь современного человека без психологии, эта наука является незаменимым помощником в любом возрасте. Благодаря простейшим психологическим методикам.

    Использованные источники: www.psyportal.net

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Невроз нетрадиционная медицина

      Срыв и невроз

      Симптомы невроза по ночам

    Факторы развития неврозов

    Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической психологии многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

    Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. «невротический уровень» нарушений психической деятельности или поведения, при которых:

    а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;

    б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;

    в) нарушение вызвано психологическими (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.

    Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.

    Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде. Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других — невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.

    Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию («опережающее отражение»), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.

    Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации (связанный с недостаточным использованием возможностей ее нахождения, восприятия, анализа и синтеза, хранения и применения) приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.

    На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.

    Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоции определяют валентность системы отношений человека как направленной социально зафиксированной связи личности с окружением. Именно поэтому качество отношений, связанное с личностно-типологическими характеристиками человека, также определяет нарушения системы адаптации и, следовательно, развитие пограничных состояний. А эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.

    Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психотических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).

    Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии. При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы — идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные).[15]

    Проблема заключается в том, что при нарушениях биологического гомеостаза (органические психические нарушения) действует такой же механизм невротических реакций (отсюда попытки выделить в отдельные таксономические единицы — сопутствующие синдромы — неврозоподобные и психопатоподобные состояния, возникающие при различных заболеваниях).

    Невротические реакции, невротические состояния и невротические развития личности являются узловыми пунктами динамики пограничных психических расстройств. Общая схема их развития такова: психическая травма (действие личностно значимой, отрицательно эмоционально окрашенной информации) приводит к невротической реакции; в свою очередь, при сохранении психотравмирующих ситуаций такие реакции складываются в стабильные состояния и приводят к дезадаптации социальной системы личности, в результате чего невротическое реагирование расширяется на другие стимулы; со временем психические переживания соматизируются. При наличии же конституциональной предрасположенности возникают патологические изменения в личности (психопатии). Однако сами по себе психопатические черты характера не являются болезненными проявлениями. Они становятся таковыми только под влиянием дезадаптирующих воздействий, когда происходит декомпенсация системы взаимодействия личности и среды.

    Основная методологическая проблема в связи с пограничными психическими состояниями заключается в том, что на практике и неврозы, и психопатии, и органически обусловленные личностные изменения при различных соматических состояниях имеют сходные нейрофизиологические механизмы развития и сходные поведенческие формы выражения (симптомы). При этом патологические нарушения поведения внешне ничем не отличаются от нормальных поведенческих реакций человека в текущих ситуациях психоэмоционального напряжения.

    В изолированном виде симптомы пограничных расстройств встречаются очень редко. По ведущим признакам традиционная отечественная клиническая психология выделяет основные типы неврозов: неврастению, истерию, психастению и навязчивые состояния. Однако деление это достаточно условное и проблематичное, поскольку в каждом конкретном случае симптомы всегда группируются и взаимодополняют друг друга в зависимости от личностных особенностей человека.

    Понятие невроза было разработано в рамках биомедицинской модели психических болезней. Первоначально неврозом во французской школе психиатрии и клинической психологии называли нарушения нервной деятельности («болезнь нервов»). Затем этим термином стали обозначать целый спектр различных психических нарушений, для которых не удавалось обнаружить какого-либо органического расстройства в качестве ведущей причины наблюдаемого дефекта (отклонения в поведении). При этом всегда полагалось, что органическое расстройство непременно имеется, однако его трудно обнаружить и доказать причинно-следственные отношения между ним и видимым отклонением.

    Начиная с работ З. Фрейда, неврозом (иногда — психоневрозом, чтобы провести четкое разграничение между неврологическим и функциональным нарушением) называют разнородную по своим проявлениям группу функциональных расстройств, имеющих общую характеристику — выраженное состояние тревоги. Сюда были отнесены такие нарушения психики и поведения, которые хотя и доставляли дискомфорт пациентам, были болезненными и мучительными для них, однако протекали легко, поскольку они не искажали базовых процессов восприятия и мышления, удерживая людей от грубых нарушений социальных норм.

    В качестве основной причины невроза З. Фрейд видел внутриличностный бессознательный конфликт, который служит причиной хронического тревожного состояния и заставляет пациента прибегать к использованию защитных психологических механизмов. Проявление вытесненного содержания внутриличностного конфликта в конечном счете и выражалось в психических и поведенческих симптомах.

    В рамках психодинамической концепции невроза выделяют следующие его виды:

    — обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний);

    — депрессивный (невротическая депрессия);

    — невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.

    В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А. Гиляровским:

    Невроз — это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

    В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов, из «слабости» психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.

    Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу личностного развития. В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям, в психоанализе выделяют взрослого человека с «анальным характером». Личность с «анальным характером» — это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство, скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций оказывается ограниченным) и приводит к невротизации — развитию какого-либо невроза.

    Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 553 | Нарушение авторских прав

    Использованные источники: medlec.org

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Астено-депрессивный невроз это

      Срыв и невроз

      Симптомы невроза по ночам

    Неврозы. Этиология и факторы риска.

    Хотя это не обязательно. Любой невроз может развиться независимо от типа темперамента и характера.

    Обязательная личность, взваливающая на себя всю ответственность и работу — склонна к неврастении (болезнь нервного истощения).

    Тревожно-мнительная личность, сомневающаяся и робкая — склонна к психастении или обессивно-фобическому неврозу (болезнь навязчивостей и фобий).

    Инфантильная, незрелая, демонстративно-эгоцентрическая личность — склонна к истерическому неврозу (бегство в болезнь)

    Неврозы, темпераменты и сигнальная система по Павлову.

    По учению Павлова невроз — это состояние, в основе которого лежит нарушение силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов — возбуждения и торможения, а для человека — также нарушение уравновешенности между первой и второй сигнальными системами. К этому определению следует еще добавить — при отсутствии психических расстройств.

    Неврозы чаще наступают у холериков и меланхоликов, чем у сангвиников и флегматиков.

    И.П.Павлов отмечал, что у художественного типа (лирика), с преобладающей первой сигнальной системой, срыв нервной деятельности протекает в форме истерических реакций, а у мыслительного типа (философ), с преобладающей второй сигнальной системы, — в форме навязчивых состояний.

    Истерия по Павлову развивается в результате преобладания в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над процессами торможения; недостаточна корковая регуляция подкоркового возбуждения и слаба вторая сигнальная система по сравнению с первой. Слабость коры и преобладание первой сигнальной системы определяют хаотичность реакций, эмотивность, импульсивность и внушаемость. Многие жизненные раздражители для таких людей непосильны и вызывают распространение торможения с коры головного мозга на его подкорковые отделы, что обусловливает гипнотические состояния разной глубины (см. Гипноз). Истерия проявляется истерическим характером, истерическими припадками, истерическими нарушениями сознания, функций внутренних органов. У потенциальных истериков отмечается слабость корковых процессов. Раздражитель чуть сильнее нормального вызывает развитие в клетках коры глубокого торможения, которое распространяется по всей коре и по закону отрицательной индукции вызывает в подкорковых образованиях состояние возбуждения. Это вначале проявляется у больных повышенной эмотивностью, которую И. П. Павлов считал первым признаком истерии. Поскольку для возбуждения ЦНС характерны явления суммации, эмотивность может носить характер взрывных аффектов. Возбуждение подкорковых образований в свою очередь, оказывает влияние на кору головного мозга и извращает ее реакции на психогенные воздействия. Кора становится чрезвычайно чувствительной к сверхслабым раздражителям. Отсюда второй ведущий симптом истерииогромная внушаемость истерических больных.

    Психастения- это слабость подкорки и 1-й сигнальной системы, преобладание 2-й сигнальной системы (мыслительная жвачка, руминации)

    Там где тонко — там и рвется.

    В коре головного мозга есть два основных процесса — торможение и возбуждение. У разных типов темперамента динамика этих процессов разная.

    Слабый тип нервной системы характеризуется слабостью обоих процессов: и возбуждения, и торможения. Любой достаточно сильный раздражитель (и возбудительный, и тормозной) перенапрягает эти процессы, в результате чего в ЦНС такого типа развивается состояние разлитого торможения. Если обратиться к делению людей на темпераменты (конституциональные типы), предложенному Гиппократом, то слабый тип соответствует гиппократовскому меланхолику.

    У сильного неуравновешенного типа (безудержного — по И. П. Павлову) относительно слаб процесс торможения, вследствие чего представители этого типа характеризуются взрывными реакциями. По гиппократовской классификации — это холерик.

    Сильный уравновешенный подвижный тип был назван И. П. Павловым идеальным, поскольку у него для обоих процессов свойственны и высокая сила, и выраженная уравновешенность, и способность к быстрой сменяемости, то есть этот тип лучше всех остальных адаптирован к действию раздражителей (сангвиник по классификации Гиппократа).

    Слабым звеном сильного уравновешенного инертного типа (флегматика — по Гиппократу) является тугоподвижность нервных процессов, неспособность к быстрой смене одного другим.

    Этиология неврозов, факторы риска.

    Неврозы-это реактивные состояния, психогении. То есть реакция на психотравмирующие обстоятельства жизни.

    Психотравмы возникают в результате неблагоприятных ситуаций, когда их влияние имеют высокую значимость для человека. Таких как:

  • Катастрофы и болезнь отношений.
  • Внутренние неразрешимые невротические противоречия.
  • Кризис мировоззрения.

    На возникновение невроза влияют астенизирующие факторы, уменьшающие сопротивляемость организма: болезни, переутомление, срыв биологического ритма, вредные привычки.

    КАТАСТРОФЫ И БОЛЕЗНЬ ОТНОШЕНИЙ.

  • Шоковые психические травмы характеризуются большой силой и внезапностью действия. Они связаны с угрозой жизни или благополучия человека. Внезапные угрозы — и испуг. Например, в детстве испугался собаки.
  • Острая психотравма относительно кратковременного действия может наступить во время субъективно значимых и сильных эмоциональных потрясений: болезнь и смерть близкого человека, распад семьи, ссора с товарищами или любимым человеком, конфликт в школе, безвыходная ситуация, когда выбор сделать очень сложно.
  • Хронические психотравмирующие ситуации — постоянные ссоры в семье, конфликты на работе, полоса невезения, финансовая яма, неуверенность в завтрашнем дне, дефекты воспитания в детстве (деспотизм родителей, загрузка детей кружками и наоборот попустительсво, потворство прихотям)
  • Эмоциональная депривация и частые фрустрации. При эмоциональной депривации ребенок частично или полностью лишен необходимой ему родительской ласки, заботы, тепла, внимания и любви. Фактор эмоциональной депривации особенно ярко прослеживается у отказных детей, которые живут и воспитываются в детских домах. Фрустрированность — состояние постоянной разочарованности от неудач, когда ожидаемый результат или цель постоянно не достигаются. Крайним проявлением фрустрации является фактор вакуума — это когда много труда, времени и ресурсов вложил в мечту, в результате мечта не достигнута, часто по вине других людей или обстоятельств.

    ВНУТРЕННИЕ НЕРАЗРЕШИМЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

    Трем основным неврозам соответствуют невротические конфликты.

  • Неврастенический конфликт. Противоречие между возможностями и желаниями, завышенные требования к себе, установка «я должен». Я ХОЧУ, НО НЕТ СИЛ.
  • Обсессивно-психастенический конфликт. Борьба между желанием и долгом, моральными (религиозными принципами) и личными привязанностями. Я ХОЧУ, НО НЕ МОГУ РЕШИТЬСЯ.
  • Истерический конфликт. Конфликт завышенных личных притязаний и объективных ограничений/условий/требований окружающих. Превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе. Я ХОЧУ, НО НЕ ИМЕЮ ПРАВА.

    Приглашаю невротиков на консультации!

    При создании заметки использована информация из открытых источников интернета.

    Использованные источники: www.b17.ru

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Срыв и невроз

      Ладошки невроз

      Невроз желчного пузыря симптомы

    Определение понятия «невроз». Этиологические факторы и механизмы формирования неврозов.

    Термин «невроз» впервые был введен в повседневную практику Уильямом Кулленом в 1776 г. (W. Cullen 1710-1790). Одновременно, в психиатрический лексикон вошло прилагательное «невротический». Тогда под этим термином подразумевалось «генерализованное пораже­ние нервной системы, которое не вызвано ни какой-либо локализован­ной болезнью, ни лихорадочным заболеванием».

    Из первоначального определения сохранилось только представле­ние о неврозе как психическом расстройстве, лишенном органической основы. В 30-х годах ХХ-го в. распространение в психиатрии получают идеи 3. Фрейда о том, что многие формы невроза имеют ясные психоло­гические причины. По этой причине он назвал их психоневрозами, включая сюда истерию, тревожные состояния и обсессии. Пытаясь ус­тановить причины психоневрозов, Фрейд пришел к заключению, что истоки многих из них кроются в тех процессах, которые определяют также развитие личности. Такой ход рассуждения привел к термину «невротический характер», обозначавший личность, природа которой сходна с таковой при неврозах. Взаимосвязь между неврозами и типом личности подчеркивали и другие исследователи (К. Ясперс, К. Шнай­дер, Луфборроу). Они считали, что невроз представляет собой реакцию на стресс, возникшую у личности определенного типа. В связи с таким подходом был введен новый термин «патологическая эмоциональная реакция», однако взаимосвязь между типом личности и типом реакции далеко не однозначна.

    Достаточно полное определение неврозов, отражавшее взгляды рус­ской психиатрии, дал В.А. Гиляровский: «Неврозы — это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфе­ре срывы личности в ее общественных взаимоотношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими измене­ниями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».

    В этом определении подчеркиваются основные критерии выделения неврозов: психогенный фактор как причина, вегетосоматические прояв­ления, личностный характер и тенденция к переработке возникших нару­шений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

    Неврозы– это обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больными факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся в основном психогенно-обусловленными и соматовегетативными расстройствами.

    Неврозы являются наиболее распространенной психогенной патологией. В последние десятилетия число больных с невротическими расстройствами неуклонно увеличивается, особенно это относится к экономически развитым странам.

    Неврозы развиваются в результате воздействия длительной психической травмы, нередко на фоне переутомления, недосыпания, перенесенного соматического заболевания. Но они не приводят к нарушениям отражательно-познавательной деятельности, грубым изменениям психических функций, не нарушают адаптации больных к жизненной ситуации.

    Изменившиеся межличностные отношения повлекли за собой и изменение признаков, например, частые депрессивные состояния. Этим обстоятельством и объясняется рост депрессивных «неврозов» в современном обществе. Основоположник индивидуального подхода в психологии Альфред Адлер, выделяющий невроз в отдельную категорию, писал, что, если цели, которые ставит перед собой человек, или способы их реализации, не соответствуют возможностям человека, эти цели приобретают черты фикции, становясь недостижимыми и невротическими. Невротик, по выражению Адлера, «приколочен к своим фикциям». Симптомы невроза играют защитную роль и являются бегством от реальности. Защищая человека от соприкосновения с жизненными проблемами и не позволяя ему понять секрет своей низкой самооценки, невроз является своеобразной психической компенсацией. Страдающий неврозом может чувствовать себя хорошо в связи с тем, сто он «не видит» реальности. По мнению К. Хорни, источником неврозов являются нарушенные межличностные отношения. Хорни, считая, что главной целью неврозов является получение безопасности, ставит во главу угла понятие тревоги и страха. Стремление к безопасности, одна из невротических тенденций, характеризующаяся ригидностью, проявляющейся в стремлении человека получить эту безопасность любым путем. «Шествуя» по такому канализированному пути, человек теряет способность видеть нюансы окружающего мира, теряя многое из того, в чем он мог бы участвовать с пользой для сохранения своей психофизиологической ценности.

    В отечественной психиатрии всегда преобладали взгляды классичес­кой немецкой психиатрической школы на природу неврозов. Невроз рассматривался как вариант реактивного состояния, отвечающего кри­териям К. Ясперса:

    • в основе лежит длительно сохраняющаяся, эмоционально значи­мая психотравма, подвергающаяся психологической переработке, с формированием и закреплением патологических форм реагиро­вания;

    • она звучит в переживаниях больного;

    • после дезактуализации психотравмы реактивное состояние исче­зает.

    Широкое распространение в определении концепции неврозов по­лучила гипотеза динамики невротических формирований, которая ос­новывается на этапности: невротическая реакция, невротическое состоя­ние, невротическое развитие личности. Такой подход объясняет многие клинические закономерности и не противоречит современным науч­ным достижениям.

    Условий для возникновения неврозов в настоящее время стало еще больше, чем несколько лет назад. Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов:

    1. Факторы биологической природы – наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

    2. Факторы психологической природы – преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации.

    3. Факторы социальной природы – родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

    4. Общеистощающие вредности – длительное недосыпание, неправильное питание, физические и умственные нагрузки.

    Этиология и патогенез невротических расстройств определяются следующими факторами.

    Генетические— это в первую очередь конституциональные особен­ности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Первые доказаны на осно­вании результатов выполнения психологических тестов (степень нейротизма), вторые определением тенденции вегетативной нервной сис­темы реагировать на стрессовые воздействия. По данным авторов, пол­ная конкордантность определяется у 40% монозиготных близнецов и у 15% дизиготных близнецов.

    Факторы, влияющие в детском возрасте.Исследования, проводив­шиеся в этой области, не доказали однозначного влияния, однако нев­ротические черты и наличие невротических синдромов в детском воз­расте свидетельствуют о недостаточно устойчивой психике и об отста­вании в созревании. Особое значение влиянию психотравм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоа­налитические теории.

    Личность.Факторы детского возраста способны формировать лич­ностные особенности, которые впоследствии становятся почвой для развития неврозов. Вообще, значение личности в каждом случае как бы обратно пропорционально степени тяжести стрессовых событий в мо­мент начала невроза. Так, у нормальной личности невроз развивается лишь после серьезных стрессовых событий, например неврозы военно­го времени.

    Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.

    Невроз как нарушение научения.Здесь представлены теории двух типов. Сторонники теорий первого типа признают некоторые этиологи­ческие механизмы, предложенные Фрейдом, и пытаются объяснить их с точки зрения механизмов научения. Так, вытеснение при этом тракту­ется как эквивалент научения избеганию; эмоциональный конфликт приравнивается к конфликту приближения — уклонения, а смещение — к ассоциативному научению. Теории второго типа отвергают идеи Фрейда и пытаются объяснить невроз, исходя из понятий, заимствован­ных в экспериментальной психологии. При этом тревога рассматрива­ется как стимулирующее состояние (импульс), тогда как другие симп­томы считаются проявлением усвоенного поведения, подкреплением для которого служит вызываемое ими снижение интенсивности этого импульса.

    Факторы окружающей среды(условия жизни, труда, безработица и т.п.). Неблагоприятная обстановка; в любом возрасте наблюдается чет­кая взаимосвязь между психологическим здоровьем и показателями со­циального неблагополучия, такими как непрестижный род занятий, безработица, бедность домашней обстановки, теснота, ограниченный доступ к благам, таким как транспорт. Вероятно, неблагоприятная со­циальная обстановка увеличивает степень дистресса, но вряд ли высту­пает этиологическим фактором в развитии более тяжелых расстройств. Неблагоприятные жизненные события (одна из причин — отсутствие в социальном окружении защитных факторов, а также внутрисемейные неблагоприятные факторы).

    Достаточно четко все эти факторы были суммированы в теории «барьера психической резистентности» (Ю.А. Александровский) и раз­витии невротического расстройства в тех случаях, когда этот барьер недостаточен для противодействия психотравме. Этот барьер как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности ре­агирования человека. Хотя он базируется на двух (расчленяемых лишь схематично) основах — биологической и социальной, но по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением.

    Морфологические основы неврозов.Доминировавшие представле­ния о неврозах как функциональных психогенных заболеваниях, при которых в мозговых структурах отсутствуют какие-то морфологичес­кие изменения, в последние годы подверглись существенному перес­мотру. На субмикроскопическом уровне выделены церебральные изме­нения, сопутствующие изменениям ВНД при неврозах: дезинтеграция и деструкция мембранного шипикового аппарата, уменьшение числа ри­босом, расширение цистерн эндоплазматического ретикулума. Отмече­на дегенерация отдельных клеток гиппокампа при экспериментальных неврозах. Общими проявлениями адаптационных процессов в нейронах мозга считаются увеличение массы ядерного аппарата, гиперплазия ми­тохондрий, нарастание числа рибосом, гиперплазия мембран. Изменя­ются показатели перекисного окисления липидов (ПОЛ) в биологичес­ких мембранах.

    Разнообразные события окружающего мира, лавинооб­разный поток информации, изменение социального поло­жения и взаимоотношений между людьми — все это влия­ет на психику человека и вызывает различные формы реа­гирования на отрицательное воздействие. А при определен­ных условиях все это может обернуться факторами, созда­ющими дополнительное болезненное напряжение в душев­ной жизни конкретного человека.

    Являясь функциональной патологией, неврозы при адекватной современной терапии, как правило, полностью излечиваются.

    Использованные источники: lektsii.org

    Похожие статьи