Неврозы и проблемы с речью

Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Дизартрия

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Шизофазия

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Парафазия

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Подобные нарушения можно считать симптомом общего речевого недоразвития.

Расстройство экспрессивной речи

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Использованные источники: onevroze.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Срыв и невроз

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

Логоневроз (невротическое заикание, речевой невроз): лечение, симптомы и причины

Логоневроз в переводе с латинского языка означает «заикание ». Проявляется заболевание в виде нарушения речи и ее задержки непроизвольным способом, частого повтора слова или звука.

В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.

Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.

Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.

Существует две формы этого патологического состояния:

  1. Нарушение речи невротического характера . Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.
  2. Неврозоподобное заикание . Отмечается в состоянии душевного волнения.

Причины и виды заболевания

Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:

  • психоэмоциональные потрясения;
  • поражение нервной системы инфекционного характера ;
  • нарушения эндокринной системы;
  • ДЦП .

Существует три вида логоневроза:

  • тонический представляет собой непроизвольные паузы в разговоре или затяжное произношение звука;
  • клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
  • смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.

Симптомы нарушения

Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:

  • выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
  • затрудненное произношение слов;
  • спазм языка и губ;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • появление гримасы;
  • ускоренное моргание;
  • психическое напряжение;
  • нарушение сна ;
  • повышенная потливость;
  • отсутствие аппетита;
  • развитие чувства неполноценности.

Стадии развития отклонения

Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:

  1. Дошкольный период . Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
  2. Этап начальной школы . Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
  3. С 9 до 16 лет . Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
  4. Этап подросткового развития, взросление . Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.

Осмотр и диагностика

В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.

Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:

  • нарушения ритмичности речи;
  • в начале речи появляются запинки и трудности;
  • есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.

Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ. РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.

Выясняются следующие свойства:

  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • постоянные или приходящие проблемы с речью;
  • в какой период возникли жалобы;
  • с чем связано нарушение речи ;
  • проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.

Коррекция и восстановление

Главная задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.

Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.

Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.

Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:

  • седативные средства . Афобазол, Новопассит.
  • общеукрепляющие . витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
  • средства, улучшающие мозговое кровообращение . Глицин, Пирацетам, Ацефен.

Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и голосовой аппарат.

Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.

В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.

Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:

  • сбалансированное и здоровое питание;
  • режим труда и отдыха;
  • достаточный и полноценный сон;
  • исключение развития стрессовых ситуаций;
  • дозированный просмотр телевизора и компьютера;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • занятия спортом;
  • общение со сверстниками;
  • обучение плавности и неторопливости речи;
  • уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
  • правильно произносить звуки;
  • следить за мимикой;
  • создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Интересные факты из истории логоневроза

Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.

Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.

Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.

Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.

Использованные источники: 1lustiness.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Ладошки невроз

  Невроз признак шизофрении

Т. В. Черниговская Нарушения речи, вызванные заболеваниями мозга, не связанными непосредственно с нарушением речевых зон


Нарушения речи, вызванные заболеваниями мозга, не связанными непосредственно с нарушением речевых зон

В литературе существует огромное число работ, исследующих речевую деятельность при преимущественно неочаговых поражениях мозга у больных с нарушениями психики и при пограничных состояниях. Особенно обширная литература имеется по проблеме речи при шизофрении и эпилепсии. Несколько меньше количество исследований касается речи больных маниакально-депрессивным психозом. Известны практически единичные работы об особенностях речи при неврозах – исключая речевые неврозы – заикание, мутизм, и другие – которым также посвящено большое количество специальных исследований. В последнее время в отдельную область выделилось изучение так называемых измененных состояний сознания, т.е. таких, которые определяются экстремальными условиями под воздействием искусственных или естественных обстоятельств. В том числе, к ним относятся состояния людей, проходящих психофармакологическую терапию. Расстройства речевой деятельности принято рассматривать как один из симптомов при психопатологических и невротических состояниях. Поэтому традиционно в литературе доминировали клинико-психологические исследования. Однако в последние десятилетия нарушения речи при нарушениях сознания стали рассматриваться и в иных аспектах – для разрешения задач самих фундаментальных наук -физиологии, психологии, лингвистики и ряда других. Практической целью таких исследований является возможность диагностики состояний человека по характеристикам речи в условиях клиники, с одной стороны, и возможность оценки успешности адаптации к экстремальным условиям – с другой. Остановимся на некоторых из таких нарушений речи.

^ Речь при неврозах

В литературе имеется незначительное количество работ, непосредственно связанных с проблемой речевого поведения людей в невротических состояниях. Следует отметить сходство указываемых характеристик с проводимыми нами ранее особенностями речи при маниакально-депрессивных психозах. Следует отметить работы Маля, Шапиро.

Интересно сопоставление различных групп невротических больных (с точки зрения использования ими различных речевых средств лексического уровня). В ряде работ подчеркивается важность анализа тех параметров речи, которые меняются в состоянии эмоциональной напряженности – число повторений фраз, слов, слогов, парафазии, число и характер пауз.

В целом, считается, что особенности речи при неврозах должны проявляться в содержательной стороне речи, так как важнейшую роль в формировании их играют личностные особенности больных. Поэтому обработка речевого материала ведется с помощью различных шкал тревоги, агрессии, депрессии, коммуникабельности.

Из этого, на наш взгляд, следует, что речевой материал используется при изучении неврозов не как источник собственно речевой информации, а как способ, язык для проникания в личность больного. Существенную роль поэтому играет подбор речевых тестов для каждой группы больных (психосмотические больные, больные с неврозом навязчивых состояний, больные истерией и т.д.) с учетом пола.

^ Н.А. Додонова. Я.А. Меерсон Использование метода контент-анализа

для исследования особенностей речевого поведения больных

неврозами // Механизм речевого процесса и реабилитация

больных с речевыми нарушениями, 1989

Использование метода контент-анализа для исследования особенностей речевого поведения больных неврозами

В различных областях человеческой деятельности могут возникать ситуации, при которых речь является практически единственным источником информации о психическом состоянии человека. В связи с этим встает вопрос, может ли речь с достаточной надежностью отражать эмоциональное и физическое состояние человека, его личностные особенности и, в частности, наличие невротических расстройств. В обширной литературе, посвященной изучению речи психических больных, имеются лишь единичные работы, посвященные изучению речи больных, страдающих неврозами, в указанном нами аспекте [Ласко и др., 1975 ; Malh , 1963] .

Учитывая вышесказанное, задачей настоящей работы является изучение некоторых особенностей речевого поведения именно этой группы больных. В качестве метода использовался контент-анализ, позволяющий проанализировать содержательную сторону речевой продукции здорового или больного человека. Было проведено обследование 74 больных неврозами в возрасте от 18 до 55 лет (30 больных с неврастенией, 30 — с истерическими неврозами и 14 — неврозами навязчивых состоянии). Контрольная группа состояла из 20 здоровых лиц в возрасте от 20 до 50 лет.

В качестве речевого материала использовались записанные на магнитную ленту рассказы, составленные испытуемыми по 5 предложенным темам с различной эмоциональной направленностью — положительной, отрицательной, нейтральной («Двое на берегу моря», «Ночь в лесу», «Исчезновение человека», «В незнакомом городе», «Необычное происшествие»).

Наиболее часто встречающимися состояниями в клинике неврозов являются состояние тревоги, агрессии и депрессии, а областью проявления имеющихся психологических конфликтов — различные виды обобщения. В связи с этим в нашем исследовании уделялось внимание проявлению в речи именно этих состояний, а также различных типов коммуникаций.

Обработка речевого материала проводилась с помощью модифицированных нами контент-шкал Готтшалка-Глезера. Использовались шкалы тревоги, агрессии, депрессии и самостоятельно составленная шкала общения. Этот тип анализа основывается на предположении, что степень выраженности того или иного психического состояния зависит от частоты упоминаний о нем в речи и от прямой или косвенной формы выражения этого состояния. В качестве оцениваемого высказывания могут быть как слово, так и группа слов или простое предложение. В соответствии со шкалой высказываниям от 1-го лица приписывается 3 балла, от 3-го лица — 2 балла и 1 балл, если наличие измеряемого состояния отрицается или приписывается неодушевленному предмету. Затем сумма баллов, полученная для текста, делится на число оцениваемых высказываний.

Для оценки личностных особенностей испытуемых использовалась методика MMPI (вариант, адаптированный И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик, Т.Л. Федоровой, 1984).

Каждый из рассказов оценивался по выраженности:

  • тревоги по поводу смерти и физического неблагополучия (тр1);
  • тревоги по поводу разобщения (тр2);
  • тревоги социального неодобрения (трЗ);
  • неопределенной тревоги (тр4);
  • тревоги за других людей (тр5);
  • открытой агрессии, которая проявляется от лица рассказчика (агр1);
  • скрытой агрессии, выражаемой от лица других действующих лиц рассказа (агр2);
  • амбивалентной агрессии, направленной одновременно вовне и на себя самого (агр3);
  • депрессии.

Кроме того, для каждого текста подсчитывалось число различных типов коммуникаций, выражающих стремление к контактам и избегание их, положительные и негативные оценки, даваемые другим людям, положительные и негативные эмоции по отношению к другим лицам, вопросы и просьбы, обращенные к другим людям, упоминаемым в рассказах.

Соответствующие показатели, вычисленные для каждого рассказа и групп больных, сравнивались с данными, полученными на группе здоровых лиц, с применением критерия Уилкинсона-Манна-Уитни при 5% уровне надежности.

Как показали результаты исследования, эмоциональные нарушения, характерные для больных неврозами, находят непосредственное отражение в их речевой продукции. При этом степень актуализации различных эмоциональных состояний в речи больных очевидным образом зависит от вида невроза и от типа рассказа ( см. табл. ). Наибольшую степень актуализации тревоги продемонстрировали больные истерией. Это проявлялось в увеличении числа высказываний, связанных со всеми типами оцениваемой тревоги, кроме тревоги социального неодобрения. Достоверное повышение показателей того или иного вида тревоги наблюдалось у больных истерией во всех рассказах, кроме одного («Двое на берегу моря»), который не был включен в таблицу, так как не дал существенных отклонений ни в одной группе. Одновременно у больных истерией отмечался большой разброс показателей агрессивности, в связи с чем достоверных различий между показателями больных и здоровых лиц не было получено.

Наименьшая степень актуализации тревоги отмечена у больных неврозом навязчивых состояний — достоверное увеличение соответствующих показателей по сравнению со здоровыми испытуемыми наблюдалось у них только в наиболее эмоционально-негативной теме «Исчезновение человека» (тревога по поводу смерти и физического неблагополучия и тревога за других людей). По проявлениям агрессии речь больных этой группы не отличалась от речи здоровых испытуемых.

Значительное число высказываний, связанных со всеми видами оцениваемой нами агрессии, наблюдалось также у больных неврастенией. Достоверное увеличение этих показателей было обнаружено в 4-х рассказах из 5. Однако у этих больных, в отличие от больных истерией, достоверно повышенными оказались показатели только двух типов тревоги — тревоги социального неодобрения и тревоги за других людей.

По большинству учтенных типов коммуникаций больные неврозами и здоровые лица достоверно не отличались, поскольку в каждой из групп больных встречались лица с высокими и низкими показателями и только по числу вопросов и просьб, обращенных к другим людям, речь больных неврастенией и неврозом навязчивых состояний отличалась от речи здоровых лиц. Ни в одной из рассматриваемых групп больных не было получено достоверного увеличения показателей по шкале депрессии Готтшалка-Глезера, что говорит об отсутствии прямого отражения в речи депрессивных переживаний больных неврозами в отличие от лиц с эндогенной депрессией, для оценки которых и была создана эта шкала.

Таким образом, у больных истерией наиболее выраженными оказались различные тревожные состояния при слабо выраженных признаках агрессии.

У больных неврастенией обнаружились только отдельные виды тревоги при наличии признаков всех типов агрессии, у больных с неврозом навязчивых состояний как тревога, так и агрессия показались слабо выраженными.

Эти результаты согласуются с клинической картиной исследованных больных заиканием [Карвасарский, 1980] . Так, больные с истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью, впечатлительностью и внушаемостью, что, вероятно, способствует актуализации тревоги в их речи, а эгоцентризм этих больных находит отражение в преобладании тех видов тревоги, которые связаны с «Я» больного — это тревога по поводу смерти и физического неблагополучия, а также неопределенная тревога и тревога разобщения.

Особенностями личности, способствующими развитию неврастении, являются стремление к чрезмерным усилиям в основных видах деятельности, повышенная ответственность, завышенные требования к себе и повышенная чувствительность к оценкам себя со стороны других лиц.

Вероятно, именно эти качества приводят к увеличению высказываний, связанных с тревогой социального неодобрения и тревогой за других лиц, а также к увеличению числа вопросов и просьб, обращенных к другим людям, упоминаемым в рассказах. Для эмоциональной сферы больных неврастенией характерны повышенная раздражительность и неустойчивое настроение, что находит отражение в повышении уровня агрессивности в их речи, а часто встречающиеся депрессивные переживания могут косвенно выражаться в актуализации амбивалентной агрессии, то есть в увеличении числа высказываний, в которых агрессия направлена не только вовне, но и на самого рассказчика.

Больные неврозом навязчивых состояний отличаются повышенной впечатлительностью при склонности к подавлению внешних проявлений своих эмоций и к соблюдению социальных норм. Этим можно объяснить отсутствие в их речи значительных проявлений агрессии, а также увеличение числа вопросов и просьб, обращенных к другим людям в составленных ими текстах. Уровень тревоги, отмечаемый в клинической картине больных, не находит отражения в большинстве текстов и она проявляется только в рассказах с наиболее эмоционально-негативной окраской.

Таким образом, состояния тревоги и агрессии находят выражение в речи больных неврозами и зависят от формы невроза и личностных особенностей больных. Более сложная картина наблюдается при исследовании депрессивных состояний. Эти переживания проявляются в виде уменьшения числа высказываний, выражающих отдельные типы коммуникаций. Так, наличие у больных признаков депрессии по шкалам MMPI сопровождается уменьшением числа вопросов и просьб, уменьшением высказываний о совместных действиях и переживаниях, о по-ложительных эмоциях по отношению к другим людям. Достоверность этих отклонений от нормы определялась с помощью критерия Z, позволяющего установить расхождение 2-х относительных частот.

Используя контент-шкалы, следует учитывать, что уровень. проявляемых в речи состояний зависит от пола испытуемых. Так, сопоставление групп с высокими и низкими показателями по шкалам тревоги, агрессии, депрессии, общения по признаку пола показало, что высокая степень актуализации тревоги разобщения достоверно чаще отмечается у женщин (р

Использованные источники: medznate.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Ладошки невроз

  Невроз признак шизофрении

Невротическое заикание

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Невротическое заикание

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Причины неврозов у взрослых людей – диагностика и классификация форм невротических расстройств

1. Причины 2. Клинические особенности 3. Классификация 4. Неврастения 5. Истерический невроз 6. Невроз навязчивых состояний 7. Диагностика и лечение

В современном быстро меняющемся мире человеческий организм ежедневно подвержен стрессам, повседневным проблемам, конфликтным ситуациям. Такое столкновениепротивоположно направленных целей, интересов и мнений способно привести к развитию особых функциональных состояний – неврозов.

Термин «невроз» включает целую группу нервно-психических расстройств, имеющих конфликтогенное происхождение. Они формируются как последствия измененного отношения человека к окружающему миру, негативного восприятия, непризнания личностных позиций и взглядов.

Неврозы и неврозоподобные состояния являются обратимыми, однако отсутствие коррекции, а также неадекватность и несвоевременность ее осуществления, способны на долгие годы сохранять клинические проявления патологии и существенно снизить качество жизни пациента.

Причины

Невротические нарушения относят к заболеваниям, этиология которых представлена мультифакториальными составляющими. В основе подобных нарушений лежат сложные психологические, биологические и социальные механизмы патогенеза. Психотравмирующая ситуация служит лишь причиной их инициации.

Формируются нервно-психические расстройства в условиях воздействия длительного или сильного по тяжести стресса преимущественно у лиц, предрасположенных к их развитию. Неврозам подвержены лица с чрезмерным доминированием отдельных черт характера. Такие особенности обуславливают снижение резистентности человека в отношении психогенных воздействий и затрудняют адаптацию в ряде ситуаций. Подобные аспекты характера закладываются еще в детском возрасте, если страдает воспитательный процесс (имеют место сверхопека, оберегание, запугивание, подавление самостоятельности, лишение собственной инициативы, противоречивость требований и так далее). Под воздействием психотравмирующей ситуации у пациента возникает психологический конфликт, который он не способен разрешить, и происходит срыв адаптационнонных способностей головного мозга.

Суть патогенеза сводится к нарушениям процессов торможения и возбуждения в нервной ткани, вследствие чего возникают расстройства высшей нервной деятельности. Кроме того, значение имеет дисфункция системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников. Страдают межполушарные взаимоотношения и надсегментарные отделы вегетативной нервной системы. Дополнительно диагностируются нейромедиаторные нарушения (изменяется обмен катехоламинов и дофамина).

Клинические особенности

Невротическое расстройство личности имеет свои четкие характеристики, позволяющие отдифференцировать его от патологии, имеющей органическую природу. Типичным для неврозов является:

  • обратимость нарушений, не зависящая от их длительности;
  • психогенная природа заболевания\
  • преобладание в клинике эмоционально-аффективных и вегетативно-соматических расстройств.

Также невротические расстройства характеризуются высоким процентом распространения заболевания именно среди женщин, а также лиц, имеющих предрасполагающие акцентуированные черты характера. Пик заболеваемости приходится на молодой трудоспособный возраст от 15 до 25 лет.

Классификация

Основные клинические формы невротических расстройств позволяют более полно оценить типичные механизмы патологического восприятия и анализ внешних конфликтогенных влияний. Кроме того, система разграничения психогенных заболеваний ориентирует врача на то, как лечить невроз.

Традиционно выделяют следующие виды неврозов:

  • неврастению;
  • истерию;
  • невроз навязчивых состояний.

Кроме того, группа общих неврозов отдельно включает депрессивный и ипохондрический невроз, а также нервную анорексию.

В основу классификации невротических нарушений по системному признаку положены основные функциональные системы, задействованные в клинической картине заболевания, а, соответственно, и то, как проявляется психогенная патология. Согласно такому распределению невротические расстройства могут проявляться в форме заикания, невротических тиков, энуреза и энкопреза. Характерологические неврозы могут возникать на основе акцентуированных черт личности и формировать патохарактерологические реакции и нарушения поведения.

Неврастения

Наиболее частое невротическое расстройство, характеризующееся повышенной раздражительностью, патологической утомляемостью и истощаемостью. В большинстве случаев заболевание является результатом нервного или умственного перенапряжения на работе. Типичное проявление невроза – это чрезмерное реагирование на окружающие события несдержанными эмоциями в сочетании с астенизацией организма в целом. Пациенты не могут контролировать свои эмоции, склонны к рыданиям. Они испытывают чувства тоски и безысходности, постоянное недовольство собой, крайне быстро истощаются. Кроме того, для неврастеников свойственны симптомы поражения вегетативной нервной системы (может отмечаться тахикардия, нестабильность уровня артериального давления, температура при неврозе).

Психологической основой неврастении выступает противоречие между потенциалом личности и завышенными запросами пациента к самому себе.

Истерический невроз

Истерия – следствие психической травмы. Клиническими проявлениями невроза служат как неврологические, так и психические симптомокомплексы. Острый истерический невроз проявляется следующими неврологическими признаками:

  • двигательные расстройства (истерические гиперкинезы, нарушения походки, параличи, истерические пароксизмы);
  • сенсорные нарушения (истерические анестезии и болевые синдромы, а также истерические глухота и слепота);
  • расстройства речи (истерические афонии, мутизм, заикание, скандирование).

Психические проявления болезни носят более сложный поведенческий характер. К ним причисляются:

  • истерическое помрачение сознания – транзиторное состояние дезориентации во времени, пространстве и собственной личности с отсутствием реакции на окружающих;
  • истерическая фуга – внезапное и бесцельное бегство из дома, с работы или иного места;
  • псевдодеменция – нелепое поведение и ответы на адекватные вопросы;
  • пуэрилизм – подражание поведению детей (разговор тонким голосом, коверканье слов, истерическая апраксия);
  • истерическая депрессия – демонстративность страданий и переживаний.

Истерический невроз складывается на фоне необоснованно высоких требований индивида к окружающим наряду с отсутствием критики к собственному поведению и состоянию в целом.

Невроз навязчивых состояний

Наиболее редко встречающийся вид невроза. Невротические синдромы складываются из навязчивых страхов, опасений, сомнений, воспоминаний и действий. Данному заболеванию подвержены люди с выраженными тревожно-мнительными чертами характера. Даже незначительный психотравмирующий фактор для них может стать поводом к формированию психогенной симптоматики.

Навязчивости проявляются в форме:

  • навязчивых страхов (фобий);
  • навязчивых мыслей (обсессий);
  • навязчивых действий (коммпульсий).

Фобии не являются защитной эмоциональной реакцией организма. Их формирование имеет последовательные стадии и идет постепенно. Изначально навязчивый страх возникает при стечении определенных обстоятельств, выступающих для человека в качестве психологической травмы. В последующем эта реакция закрепляется в ответ на схожие ситуации и далее появляется уже при одной мысли о случившемся. К наиболее распространенным вариантам фобий относят:

  • Боязнь пространства (открытого – агорафобия, закрытого – клаустрофобия);
  • Нозофобии (боязнь болезней);
  • Зоофобии (боязнь животных, птиц, насекомых);
  • Социальные фобии (боязнь одиночества, общества, публичных выступлений, осуждения окружающих и так далее).

Как правило, человеку, страдающему неврозом навязчивых состояний, присущ один подвид фобии.

Навязчивые мысли тягостны для пациента и возникают помимо его воли. Несмотря на попытки противостоять им, они в стереотипной форме постоянно возвращаются к пациенту. Чаще всего навязчивые мысли проявляются в форме немотивированных желаний и сомнений. Человек ощущает необходимость совершать какие-либо ритуалы (например, вставать только с левой ноги или считать без всякой причины все окна в кирпичных домах), а также постоянно озабочен мыслями о том, правильно ли он поступил, все ли сделал.

Обсессии порождают навязчивые действия – повторяющиеся стереотипные поступки. Они могут приобретать вид защитных ритуалов, которые, по мнению пациентов, охраняют его и близких от опасных ситуаций.

Общими чертами всех навязчивостей являются стабильность, систематичность и невозможность от них избавиться. Пациент критически относится к проявлениям болезни и признает навязчивости как тягостное для себя состояние. Однако фобии, обсессии и компульсии возникают помимо желания невротика противостоять им.

Диагностика и лечение

Выявление неврозов представляет собой некоторые трудности в связи с наличием стертых форм заболевания и симптомов, схожих с рядом других болезней. Необходимо помнить, что невроз – это диагноз исключения! Поэтому любые невротические реакции требуют тщательного обследования пациента для исключения органической неврологической и/или соматической патологии. Диагностика неврозов сводится к беседе пациента и врача, а также прохождению ряда нейропсихологических тестов.

Лечение неврозов подразумевает определение первостепенной роли нейтрализации причин заболевания. С этой целью нормализуют домашний и рабочий распорядки дня, уменьшают физическую и умственную нагрузку, используют психотерапию. Все это направлено на психологическую адаптацию человека и позволяет целенаправленно воздействовать на психогенный фактор и активно противостоять ему.

Одним из главных критериев рациональной психотерапии при неврозах является обоснованность изложения сути заболевания пациенту. Психотерапевт или врач-невролог должны в доступной форме объяснить больному и его близким, что такое невроз и как его излечивать. Четкое представление о собственном состоянии достоверно повышает результативность психотерапевтической коррекции.

К медикаментозной коррекции прибегают в крайних случаях, когда систематическая продолжительная и комплексная психотерапия при неврозах не дала результатов. При выборе тактики лекарственного воздействия необходимо помнить, что клинические симптомы и лечение неврозов напрямую связаны между собой. Однако подбор препаратов, кратность и длительность приема осуществляются только по рекомендациям лечащего врача. Чаще всего из фармакологических средств применяют нейролептики, транквилизаторы, седативные или стимулирующие препараты, вегетокорректоры.

Неврозы, как один из вариантов болезней цивилизации, все чаще встречаются среди населения в связи с нарастающей урбанизацией, информационными перегрузками и возрастающим количеством стрессовых ситуаций. Широкое распространение именно среди лиц молодого трудоспособного возраста ставит неврозы в ряд медико-социальных проблем. Работа с лицами, имеющими предрасполагающие к развитию неврозов черты характера, является основой для эффективной профилактики невротических расстройств. Трудности диагностики и специфичность методик коррекции пограничной патологии предопределяют важность дальнейшего изучения вопросов определения и лечения заболевания.

Использованные источники: mozgius.ru

Похожие статьи