Олигофрения неврозы

Как проявляется олигофрения — причины, симптомы, диагностика. Методы лечения олигофрении

Олигофрения – врождённое или приобретённое до трёх лет отставание в психическом развитии. Оно является следствием перенесённой болезни или генетических факторов и в дальнейшем не прогрессирует. Степень задержки развития обычно оценивается с помощью стандартных тестов на интеллект. Может сопровождаться различными врождёнными пороками.

Олигофрения – достаточно распространённое состояние, большинство исследований сообщают, что порядка 1% населения Земли страдает этим заболеванием. Некоторые источники указывают на заболеваемость около 3%. Среди больных значительно преобладают лица мужского пола – их примерно в полтора раза больше женщин. Возрастные пики диагностики олигофрении – 6-7 и 18-19 лет – возраст начала обучения в школе и службы в армии.

Причины олигофрении

Олигофрения является синдромом, который формируется в результате множества возможных причин:

  • Вредные воздействия во время родов и в возрасте до трёх лет (гипоксия плода, асфиксия во время родов, иммунологический или резус-конфликт матери и ребёнка, инфекции детского возраста, гидроцефалия в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы).
  • Вредные факторы, воздействующие внутриутробно: гормональные нарушения, вирусные инфекции (краснуха, герпес), микробные инфекции (токсоплазмоз, сифилис).
  • Генетические и хромосомные болезни, в том числе болезнь Дауна, микроцефалия, различные ферментные нарушения.

Иногда заболевание классифицируют согласно перечисленным причинным факторам, выделяя три формы олигофрении – генетическую, внутриутробную, перинатальную.

Имеются несколько хорошо изученных болезней, сопровождающихся олигофренией.

  • Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в желудочках мозга вследствие затруднения его оттока или избыточной продукции.
  • Микроцефалия – уменьшение размеров черепа и соответственно мозга.
  • Фенилкетонурия – нарушение метаболизма аминокислоты фенилаланина, вследствие чего образуется значительное количество токсичного продукта распада. При раннем начале лечения можно предотвратить развитие олигофрении.
  • Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, при наличии инфекции у женщины токсоплазмы проникают в плод и вызывают множественные пороки развития, в том числе головного мозга.
  • Болезнь Дауна – наличие дополнительной 21 хромосомы, проявляется характерным внешним видом, пороками сердца, задержкой умственного и физического развития разной степени.

Симптомы олигофрении

Олигофрения не является отдельной болезнью, более правильно называть её патологическим состоянием, которое может быть признаком различных заболеваний. Поэтому её симптомы обычно сочетаются с различными соматическими проявлениями, а также нарушениями в речевой, двигательной и эмоциональной сфере. Характерные для олигофрении проявления следующие:

  • Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.
  • Задержка психического развития всесторонняя – она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.
  • Внимание рассеянное, олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.
  • Память ослаблена, однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.
  • Задержка личного развития проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.
  • Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствовать 15-16 летнему подростку.

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Степени олигофрении

Одним из самых показательных диагностических методов у больных с олигофренией является определение коэффициента интеллекта. В зависимости от результата выделяют следующие степени олигофрении:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень заболевания, при которой коэффициент интеллекта колеблется в границах 50-70 баллов. Такие дети оканчивают специализированные учебные заведения, в течение нескольких лет изучая программу, примерно соответствующую 4 классам обычной школы. Они осваивают счёт, чтение (часто механически), элементарные навыки письма. Полностью обслуживают себя, могут совершать простые покупки в магазине, помогают по хозяйству. Иногда встречаются парциально одарённые больные – при общем низком уровне развития у них отлично развита одна способность – память, художественные способности, умение делать сложные арифметические расчеты. Больные с дебильностью могут освоить несложные профессии.
  2. Имбецильность – средняя из стадий олигофрении. Такие больные хорошо понимают обращённую к ним речь, могут выучить несколько простых фраз, освоить элементарный счёт. Их можно обучить уходу за собой. При наличии специально оборудованных рабочих мест они могут выполнять элементарные операции. Имбецилы сильно привязаны к родным, ярко реагируют на порицание и похвалу. Мышление их заторможено, они не проявляют инициативы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам, в незнакомой обстановке теряются.
  3. Идиотия – олигофрения самой тяжелой степени. Такие больные – глубокие инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе. У них присутствует только зачаточная речь и мышление. Эмоции ограничиваются примитивным удовольствием при удовлетворении физиологических нужд и неудовольствием в обратном случае. Часто бывают озлоблены и агрессивны. В речи окружающих понимают только отдельные слова или не понимают вовсе. Родственников не узнают. Навыки самообслуживания большинство из них усвоить не могут.

Диагностика олигофрении

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

Лечение

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом. Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента. Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Профилактика

Предупреждение заболевания олигофренией начинается с планирования беременности. Супругов необходимо обследовать на инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис и другие), при выявлении – пролечить. Во время беременности крайне важно оберегать женщину от любых, особенно вирусных, заболеваний. На ранних сроках необходимо обследование на генетические патологии. Качественное родовспоможение и предупреждение травм и болезней у новорождённых детей также помогут уменьшить частоту заболевания олигофренией.

У детей с врождённой патологией можно предотвратить развитие тяжелой олигофрении и остановить её развитие на ранних стадиях путём ранней диагностики и качественного лечения врождённых заболеваний.

Использованные источники: onevroze.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Срыв и невроз

  Симптомы невроза по ночам

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Nav view search

Навигация

Искать

Олигофрения

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в плохо развитом интеллекте или недоразвитой психики. В обиходе олигофрению называют психической отсталостью. Чаще всего слабоумие является следствием перенесенной в младенчестве патологии.

Основные причины слабоумия:

  • Наследственность;
  • Перенесенные инфекционные болезни во время беременности матерью, такие как вирусные инфекции, сифилис, гормональное расстройство, и как следствие поражение плода или внутриутробная асфиксия;
  • Алкоголизм, наркомания или курение матери;
  • Повреждение головы, резус-конфликт, инфекция, водянка головного мозга в первые годы жизни малыша.

Осложнения и последствия:

  • Нарушается социальная и трудовая адаптация;
  • Возможно агрессивное поведение, которое повлечет за собой социально опасные поступки;
  • Легкая внушаемость, что может привлечь к пагубному манипулированию в своих целях.

Классификация олигофрении

В современной медицине используется классификация МКБ-10. Степень тяжести олигофрении можно определить с помощью показателя IQ. IQ – это коэффициент интеллекта, который определяется с помощью специальных тестов. Так, если показатель IQ варьируется в рамках от 50 до 70 баллов, относят к легкой степени. В рамках от 35 до 50 баллов можно отнести к умеренной степени. Показатель от 20 до 35 баллов, относят к тяжелой степени. Если IQ не достигает 20, то это относят к глубокой степени. Единая квалификация олигофрении на сегодняшний день отсутствует.

Олигофрения: симптомы

Общие признаки олигофрении можно отнести ко всем её клиническим формам. Слабоумие выражается в замедлении познавательного процесса и, как следствие, страдает моторика, речь, мышление, интеллект, память. Больные плохо выражают эмоции. Страдает развитие личности в целом. Плохо развито абстрактное мышление. Отсутствует способность обобщать. Словарный запас очень скуден, тяжело строить фразы.

Больные неграмотны. Механическая память развита нормально. У больных пониженный уровень инициативы, им легко что-либо внушить. Физическое развитие замедляется. Состояние больного зависит от формы и тяжести слабоумия.

Стадии олигофрении

В традиционной медицине выделяют следующие стадии олигофрении:

  • Дебильность относится к слабой форме олигофрении;
  • Имбецильность относится к средней форме олигофрении;
  • Идиотия относится к крайней форме олигофрении.

Формы олигофрении различаются по ряду признаков.

Дебильность является легкой степенью недоразвитости. Больные неспособны обобщать, абстрактное мышление ограничено. Собственная точка зрения отсутствует. У больных описательный тип мышления. При легкой форме олигофрении ребенок может обучаться в специальной школе. Материал усваивается медленно. Особую сложность может вызвать математика.

Они могут перенимать только чужую точку зрения. Могут заучивать шаблонные фразы. В редких случаях возможна частичная одаренность, за счет психической неразвитости. Одаренность может проявляться в хорошей механической памяти, в рисовании, в умении легко справляться и перемножать крупные числа.

Повышенная форма внушаемости у больных может нанести им вред. Они могут стать орудием чужой воли, поэтому за ними нужно присматривать. Любые действия будут выполняться на уровне автоматизма. У больных дебильностью возможно усиленное проявление примитивных форм влечения. В частности некоторые больные не опасны для окружающих, они могут быть приветливыми и доброжелательными. Может быть и другой вариант, когда они агрессивны, упрямы и злы.

Имбецильность – средняя степень олигофрении. Познавательная деятельность нарушена. Абстрактное мышление и способность обобщать отсутствует. Больные страдающие имбецильностью могут себя обслуживать. Они приобретают минимальные навыки: способность самостоятельно кушать, одеваться, выглядеть опрятно.

Они могут выполнить простую работу, научившись у кого то. Это происходит из-за способности подражать. Например, они могут убраться. Больные понимают простую речь, могут усвоить легкие слова. Речь состоит из шаблонных фраз и легких слов, умение выстраивать короткие предложения. Усвоение новой информации затруднительно. Им сложно адаптироваться к новым условиям. Они легко внушаемы. Личные интересы ограничены. Они сводятся к удовлетворению основных потребностей человека. Отмечается прожорливость.

Имбецильность делится на 2 большие категории. К первой категории относят подвижных и энергичных больных. Ко второй категории можно отнести вялых и малоподвижных больных. Они мало на что могут реагировать. Больные заинтересованы в удовлетворении личных первостепенных потребностей. Они также делятся на две группы. Первая – приветливые и дружелюбные. Вторая – агрессивные и злые. Они не могут жить одни, за ними нужно постоянно следить квалифицированному персоналу.

Идиотия относится к крайней форме олигофрении. Больные в этом случае совершенно не способны обучаться. Их движения неуклюжи. Речь практически отсутствует. Они могут произносить некоторые слова. Слабо выражают эмоции, могут удивляться или показывать недовольство. Генетическая патология приводит к идиотии. В случае должного ухода за больным он может прожить до 40 лет. Хотя большинство умирает в подростковом возрасте. Они не способны интеллектуально развиваться. Им необходима опека в специализированном учреждении.

Большинство больных медленные и малоподвижные. За ними нужен полный контроль. Они не способны себя обслужить, это касается и туалета, и приема пищи. Могут не отличить съедобное от несъедобного.

Диагностика олигофрении

Часть форм олигофрении, которые были вызваны генетически, можно диагностировать, когда плод находится в утробе матери. В этом случае мать может прервать беременность. У младенца олигофрению можно диагностировать с помощью специальных тестов на физическое и психологическое отставание.

У первогодок олигофрения может выражаться, в неумении держать головку, сидеть. Малыш не может сфокусировать свое внимание на одной точке. Малыш может не поворачивать голову на звуки, улыбаться или как-то реагировать на разговоры матери с ним.

Далее олигофрения у малыша может проявляться в отсутствии желания познавать окружающий мир. В неразвитости моторики и речи. Ребенок не стремится повторять действия за взрослыми и не реагирует на речь. Как правило, именно в младенчестве могут диагностировать самые тяжелые степени болезни.

У дошкольников олигофрения может выражаться в неспособности обслужить себя. Ребенок плохо обучается, и речь развита слабо. У него могут преобладать лишь примитивные эмоции.

Еще диагностировать олигофрению можно с помощью критерия МКБ – 10. В критерий входят:

  • Нарушение способностей, которые не дотягивают до общего уровня развития. Они включают в себя: речевые, когнитивные и моторные;
  • Умственная отсталость, развивающаяся с психическими расстройствами;
  • Нарушение адаптивного поведения;
  • IQ изменяется;
  • Выраженные поведенческие нарушения при отсутствии психологических расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой:

  • Сниженное интеллектуальное развитие;
  • Плохо развита речь;
  • Невнимательность;
  • Нарушенное восприятие;
  • Отсутствует конкретность, то есть не критичность мышления;
  • Плохая память;
  • Ограниченное количество интересов;
  • Легкая внушаемость, отсутствие воли и неустойчивые эмоции.

Диагностика олигофрении затрудняется при развитии шизофрении. Больные шизофренией также имеют задержку в развитие.

Профилактика олигофрении

Профилактика должна проводиться со стороны беременной женщины. Ей необходимо регулярно посещать гинеколога. Будущей матери нужно встать на учет в женскую консультацию. Обязательно отказаться от вредных привычек, таких как курение, наркотики, алкоголь. В идеале ещё до планирования беременности.

Нужны ежедневные прогулки на свежем воздухе около двух часов в день. Следует соблюдать режим сна и бодрствования. Спать не менее восьми часов. Следует сбалансировать свое питание. Отказаться от острой, горячей, консервированной пищи. Употреблять больше фруктов, овощей и зелени.

Конечно, немало зависит от родов, чтобы не повредить головку малыша лучше отказаться от акушерских щипцов. Родовспоможение должно быть аккуратным. Поэтому многое зависит и от врачей.

Олигофрения у детей

Дети, больные олигофренией легкой степени, считаются практически здоровыми. Выражается только стойкое недоразвитие психики, помимо внешних данных. Детская олигофрения позволяет ребенку развиваться, но развитие не стандартное и с резкими отклонениями.

Когда у ребенка сформировалась речь, олигофрения уже не встречается, однако одной из её видов является деменция, или слабоумие. При деменции у детей низкий интеллект. Процесс с годами будет только прогрессировать, что ведет за собой полный распад психического здоровья. Таким образом, процесс не обратим.

Исключением могут быть дети, страдающие и слабоумием, и психологическими расстройствами, такими как шизофрения или эпилепсия. Они усугубляют болезнь. Прогноз развития больных в такой ситуации неблагоприятный.

Дети, страдающие дебильностью, ходят в специальные сады и школы, живут дома, в кругу семьи. Дети имбецилы могут жить также в семьях или в специальных интернатах, где находятся пожизненно. Дети, у которых поражен головной мозг, растут раздражительными и нервными людьми. Они не стремятся общаться с ровесниками.

Дети, страдающие олигофренией, не могут действовать по образцу. Им тяжело воспринимать словесные инструкции. Тяжело усваивать общественный опыт. До поступления в специальную школу дети уже могут разговаривать. Чаще всего речь спонтанна. Чем ребенок старше, тем хуже усваивается материал.

Лечение

Олигофрения у ребенка может выявиться при помощи патронажной системы контроля за физическим и психологическим развитием ребенка с рождения и дошкольного возраста. Она известна по всему миру. Вылечить олигофрению можно, только, если она находится на стадии метаболической этиологии.

В данном случае малышу выпишут специальные медикаменты, которые подкорректируют обменные процессы в организме. Дальнейшее развитие болезни будет напрямую связано с лечением её на начальной стадии. То есть важно, как организм малыша воспримет препараты и курс лечения в целом.

При всех других формах олигофрении ребенку могут назначать только вспомогательные терапии и выписывать различные витаминные комплексы, аминакислоты, препараты для стимуляции мозгового кровообращения, уменьшения давления.

Если ребенок болен врожденным сифилисом, то необходимо лечение, которое будет направлено на устранение именно этого заболевания. Так, например, при нарушенном метаболизме нужна диетотерапия. Иногда применяется гормональное лечение. Могут назначаться специальные лекарственные препараты для подавления агрессивного поведения или сексуального желания.

Диагноз олигофрения у ребенка предполагает его участие в социальной программе по реабилитации. При легкой и средней степени олигофрении детей направляют в специальные сады и школы. Там они могут получить образование на уровне четвертого класса обычной школы. Одновременно их могут обучить какой-то несложной профессии. После окончание школы большинство может трудоустроиться. При всех формах болезни пациенту присваивают инвалидность, и выплачивается денежное пособие.

Практика показывает, что дети, даже очень тяжелые, после верно назначенного лечения проявляют интерес к обучению и к окружающему миру. Со временем больные дети начинают интересоваться игрушками, следить за взрослыми. Если ребенок проживает дома с родителями, то домашняя атмосфера благоприятно влияет на малыша, при условии, что он растет в любви и заботе. Родные помогают ребенку развиваться, адаптироваться к окружающей среде. Показывают правильный пример, который очень важен, потому что малыши очень внушаемы. Ребенок зависим от помощи родителей. Ребенок обучается пить из кружки, есть ложкой. Общается с педагогом через развивающие игры. Поэтому малышу нужна поддержка и постоянное общение.

Использованные источники: nevroz-psixoz.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Срыв и невроз

  Симптомы невроза по ночам

  Невроз признак шизофрении

Олигофрения (умственная отсталость) – что это за болезнь?

Олигофренией называют умственную отсталость, то есть нарушение интеллекта. Психика при этом задерживается в развитии либо развивается неполноценно.

Само понятие олигофрении было предложено немецким психиатром Эмилем Крепелином, внесшим в психиатрию еще ряд понятий, включая их описания и названия.

Что это за болезнь?

Олигофрению вызывает патология головного мозга. В результате это нарушение сказывается на разуме, эмоциях, речи, моторике и воле. Все это ведет к социальной дезадаптации, то есть неспособности взаимодействовать в социальной среде.

Код по МКБ-10

Когда диагностируется умственная отсталость, МКБ-10 относит это явление к психическим расстройствам и расстройствам поведения. Обозначается оно блоком кодов F70-F79.

В зависимости от степени заболевания к коду добавляется определенный четвертый знак. Если нарушение поведения отсутствует или выражено слабо, то к коду добавляют «.0». При значительном нарушении, вызывающем необходимость ухода и лечения добавляют «.1». При других нарушениях поведения приписывают «.8», а при отсутствии указаний – «.9».

МКБ-10 не признает названий трех степеней классической классификации олигофрении, а выделяет 4 ее степени.

Степени и классификация

Классически олигофрению принято различать по степеням выраженности.

  1. Олигофрения в стадии дебильности считается отсталостью легкой степени (F/70). IQ при этом составляет примерно 50-69. Диагностика этой формы заболевания довольно сложна, поэтому производится обычно в возрасте 10 лет.
    Основными признаками дебильности является неспособность воспринять и выразить сложное понятие. У таких детей отсутствует абстрактное мышление, внимание рассеяно, в новой обстановке проявляется страх и замкнутость. Поведение часто неадекватно.
    У детей симптомы олигофрении легкой степени диагностируются так поздно, потому что они обычно достаточно хорошо владеют речью, ориентированы в бытовом плане, могут самостоятельно за собой ухаживать. Заболевание проявляется ярче в школе, когда становится заметна неспособность к восприятию нового материала.
  2. Легкая умеренная степень олигофрении называется имбецильностью. В этом случае отсутствует инициативность, мышление примитивно, имеется легкая внушаемость. IQ находится в пределах 20-49. Больной способен воспринимать простую речь, говорить короткими фразами. При определенных занятиях имбецилы могут считать, читать и писать.
    В эмоциональном плане имбецильность не исключает проявления стыда, привязанности, злопамятности, реакции на похвалу и ругань. Для имбецилов есть спецшколы.
    Имбецильность – понятие классической классификации. Она бывает нерезко выраженной и выраженной. В соответствии с МКБ-10 эти степени называются средней (F.71) и тяжелой (F.72).
  3. Глубокая умственная отсталость (F.73) классически называется идиотией. IQ при ней составляет не более 20. При такой стадии заболевания больной не способен говорить, не обладает простейшими навыками. При идиотии отсутствует продуктивная деятельность, есть сильная ограниченность в эмоциях. Содержаться такие больные должны в специальных условиях, так как нуждаются в постоянном уходе.

Существует также классификация заболевания по Певзнер Марии Семеновне, выделяющая 5 форм заболевания:

  1. неосложнённая;
  2. осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. с психопатоподобными формами поведения;
  5. с выраженной лобной недостаточностью.

Причины заболевания сгруппированы в три формы:

1. Наследственная этиология.
2. Внутриутробные поражения плода, включающие вирусные инфекции, гормональные нарушения, некоторые врожденные заболевания (сифилис, токсоплазмоз и пр.).
3. Приобретенная олигофрения (конфликт резус-факторов, асфиксия или травмирование в послеродовом периоде, инфекции, травмы и врожденные патологии в первые три года жизни).

Диагностика

Диагноз олигофрения ставится на основании совокупности нескольких факторов.

1. Бытовые навыки.
2. Психическое состояние.
3. Уровень социальной адаптации.
4. Умственное развитие.
5. Перенесенные заболевания.

Есть несколько внешних признаков, которые могут говорить об олигофрении:

1. Нос и лицо приплюснуты.
2. Глаза скошены и приподняты вверх.
3. Мизинец укорочен и подвернут внутрь.
4. На ладони только одна складка, называемая обезьяньей.
5. Большой палец на ноге далеко отставлен.
6. На ступне развиты кожные складки.

  • Для постановки диагноза используют также тест на умственную отсталость. Обычно это тест Векслера и шкала интеллекта Станфорд-Бине.
  • Такими методами можно выявить и органическое поражение мозга. Для этого проводят тест зрительной ретенции Бентона и гештальт-тест Бендер.
  • Социальную приспособленность оценивают Шкалой Адаптивного Поведения Вайнленда и Шкалой Социальной Зрелости Вайнленда.

Лечение

Лечение олигофрении возможно во многих случаях, но требует точного диагностирования.

  • Если олигофрения развилась на фоне заболевания щитовидной железы, то лечение обычно включает прием гормональных средств и препаратов, содержащих йод.
  • Лечение вызванной токсоплазмозом умственной отсталости базируется на приеме сульфаниламидов с хлоридином.
  • Если имеет место фенилкетонурия (ферментопатия), то нужно соблюдение определенного режима питания.
  • Очень важна адаптированная программа для детей с умственной отсталостью. Ей следуют вспомогательные школы и школы-интернаты. Такое лечение называют корригирующим и применяется при легкой и средней степени заболевания.

  • Адаптированные программы разработаны специально для детей с умственной отсталостью, чтобы они смогли воспринимать необходимый материал. Таким детям даже при легкой стадии заболевания тяжело дается общее образование, что может привести к еще большим нарушениям. Программы предполагают поэтапное обучение, чтобы дети четко усваивали информацию.

    Для возможности лечения и лучшей адаптации и обучения ребенка лучше диагностировать олигофрению в раннем возрасте. Важно своевременно выявить степень заболевания и причину его проявления, чтобы принять необходимые меры.

    Использованные источники: psihbolezni.ru

    ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

      Астено-депрессивный невроз это

      Предрасположение к неврозу навязчивости

      Ладошки невроз

      Невроз желчного пузыря симптомы

    Олигофрения

    Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

    Олигофрения

    Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

    У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

    Причины и классификация олигофрении

    Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

    Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

    Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

    Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

    Симптомы олигофрении

    Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

    Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

    Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

    Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

    Олигофрения у детей

    Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

    При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

    Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

    Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

    Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

    Диагностика олигофрении

    Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

    В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

    Лечение и реабилитация при олигофрении

    Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

    Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

    Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

    Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

    Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

    Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru