Причина неврозов хорни

Карен Хорни. Теория неврозов

Карен Хорни и её теория неврозов. Даётся краткий обзор теории и классификация невротических типов личности, возможные причины возникновения и развития невроза.

Карен Хорни (1885–1952) – американский психоаналитик, сторонница Фрейда, впоследствии отошедшая от концепции классического психоанализа. Наиболее значимым вкладом Карен Хорни в психологию считается разработанная и предложенная ею в середине прошлого века теория неврозов.

Понятие невроза было введено в медицину в 1776 году. «Содержание термина неоднократно пересматривалось, однозначного общепринятого определения у термина нет до сих пор» (3).
Невроз – это психическое расстройство, причиной которого являются стрессовые ситуации и конфликты продолжительного характера, сопровождающиеся психологическими микротравмами. Невроз – это неконструктивно разрешаемое противоречие между личностью и действительностью на бессознательном уровне. Невроз – это психическое расстройство обратимого характера. Невроз – это нарушение отношения к себе и другим людям (Карен Хорни).

Основное внимание в теории возникновения и формирования невроза Карен Хорни отвела негативному влиянию социальной среды, межличностным отношениям и внутреннему психическому конфликту. Жить в ладу с окружающими людьми, в ладу с самим собой – это, по Хорни, одно из главных отличий «здоровой» личности от невротика.
Теория неврозов представлена в таких работах Карен Хорни, как «Невротическая личность нашего времени», «Наши внутренние конфликты» и в её последней большой работе «Невроз и личностный рост» (1950).

Теория неврозов Карен Хорни

1. Возникновение невроза.
Хотя основное внимание в теории неврозов направлено на решение проблем, существующих в настоящий момент, постулат «все проблемы родом из детства» остался в силе. Как и многие бывшие сторонники Зигмунда Фрейда , Карен Хорни не отрицала влияние детства на тип невроза взрослого человека.
В результате неблагоприятных условий в детстве «у ребенка развивается не чувство принадлежности, не чувство «мы», а острое ощущение незащищенности и мрачные предчувствия. Для их определения я использую термин базальная тревога» (1, гл. 1). Чтобы уменьшить эту тревогу ребёнок может выбрать одно из трёх направлений: идти к людям, против людей или прочь от них.
Сложность выбора при этом заключается в том, что данные три направления подразумевают разные, противоречащие друг другу установки. Эти противоречия образуют внутренний конфликт. «Со временем он попытается решить его, выбрав в качестве основного одно из трех направлений, то есть, попытавшись одну из установок (на соглашательство, на агрессивность или на уход) сделать главной установкой» (1, гл. 1).

2. Невротические типы личности.
«Разговор о типах, или, как здесь, о типах невротической личности, в конце концов, – только средство взглянуть на личность с определенной удобной точки зрения», – так объясняла сама Карен Хорни суть предложенной ею типологии в представленной теории (1, гл. 8).
Три основные стратегии невротика соответствуют трём типам личности: смиренному, захватническому и «ушедшему в отставку». Это, по сути, три крайности поведения в социуме. Бернард Перис, директор Международного общества Карен Хорни, охарактеризовал их следующим образом:

«Ценности уступчивых и смиренных «лежат в области доброты, жалости, любви, щедрости, самоотдачи, покорности; тогда как самомнение, честолюбие, бессердечие, бессовестность, властность вызывают у них отвращение». Они вынуждены верить в то, что надо «подставлять другую щеку», и в то, что в мире существует порядок, установленный провидением, а добродетель в конце концов восторжествует. Если судьба не желает соблюдать эту сделку, они или отчаиваются в божественной справедливости, или приходят к выводу о своей виновности, или начинают верить в справедливость, превосходящую человеческое понимание.
Тот, чья главная стратегия – уход от людей, не гонится ни за любовью, ни за господством, а поклоняется свободе, покою и самодостаточности. Он управляет угрожающим миром, изымая себя из-под его власти и выбрасывая других из внутренней жизни. Чтобы избежать зависимости от окружения, он старается подчинить свои внутренние порывы и довольствоваться малым» (1, предисловие).
Что касается захватнического типа, то «им отвратительна беспомощность, они стыдятся страдания и нуждаются в успехе, престижном положении, признании. Нормы того, кто стремится к абсолютному совершенству, чрезвычайно высоки как в области нравственности, так и в области интеллекта. На всех остальных он смотрит с высоты этих норм. Часто настаивает, чтобы другие жили в соответствии с его нормами, и презирает их за то, что они этого не делают» (1, предисловие).

Депрессия, подавленность.
Автор рисунка Viner.

3. Развитие невроза.
Самоидеализация и отчуждение, невротические требования, невротическая гордость, тирания «Надо» и погоня за славой – это основные ключевые моменты, через которые Карен Хорни предложила рассматривать процесс развития невроза в своей теории.

Самоидеализация и отчуждение – это ядро внутреннего психического конфликта невротика.
Самоидеализация – одна из форм психологической защиты. Теряя почву под ногами, невротик чувствует себя ненужным в этом мире, он всё больше теряет возможность объективного восприятия окружающих его людей и происходящих событий. И тогда он создаёт вымышленный мир, собственный воображаемый мир со своим идеальным я, где наделяет себя выдуманными личными качествами, и через призму которых воспринимает всё происходящее вокруг.
Одновременно с процессом самоидеализации развивается и отчуждение от реального я.
«Когда человек смещает «центр тяжести» своей личности на идеальное я, он не только возвеличивает себя; в неизбежно неверной перспективе предстает перед ним и его наличное я: он сам, каким он является в настоящий момент, его тело, его сознание. Возвеличенное я становится не только призраком, за которым он гонится, оно становится мерой, которой мерится его наличное существо. И это наличное существо, рассматриваемое с точки зрения богоподобного совершенства, предстает таким невзрачным, что он не может не презирать его», – писала Карен Хорни (1, гл. 8).

Невротические требования. При неврозе желания и потребности превращаются в требования. «Невротик считает, что имеет право на особое внимание, деликатность, почтение».

Невротическая гордость – это ещё одна форма самозащиты – это воспалённая гордость неуверенного в себе человека. «Невротическое развитие, начинаясь с самоидеализации, с неумолимой логикой шаг за шагом ведет к превращению системы ценностей в феномен невротической гордости» (1, гл. 5).
Болезненная гордость является устойчивым свойством невротика, складывается на его воображаемых заслугах, затрагивает его систему убеждений, самооценку, мировосприятие.
У невротика нет чувства принадлежности к окружающему миру, он не считает себя его частью, жизнь словно выкинула его за борт. Чтобы оправдать положение, обосновать причины этого и сохранить чувство собственной значимости, он создаёт свою систему ценностей во главе с гордостью.
«Общаясь с людьми, помните, что вы общаетесь с ними не только как с разумными существами. Людьми движут эмоции и предрассудки, а правит всем гордость и тщеславие», – писал Дейл Карнеги (2).

Кинокадр из фильма режиссёра Владимира Бортко «Собачье сердце».
Источник: видеоресурс Rutube.

Тираническое «Надо» – это внутренние требования, предъявляемые к себе: личные качества, задачи, цели. Чем сильнее желание воплотить в действительность собственный идеальный образ, тем становятся более тираническими внутренние предписания, оговаривающие всё, что делать Надо, и всё, что делать Нельзя. Они вырастают до немыслимых размеров и становятся таковыми, что их не мог бы выполнить ни один человек.
«Вопрос, чего он сам хочет, даже не приходит ему в голову. Тиранические Надо всегда так или иначе участвуют в искажении межличностных отношений» (1, гл. 3).

Погоня за славой «наполняет жизнь невротика смыслом, дает ему чувство превосходства, к которому он так безнадежно стремился» (1, предисловие).
Отсутствие чувства принадлежности с другими людьми вызывает потребность поставить себя над ними. Под славой (в данном случае) может подразумеваться что угодно, в зависимости от стратегии. У захватнического – это статус и власть, у смиренного – это стабильность и доброта, у «ушедшего в отставку» – свобода и независимость.
«Самоидеализация неизбежно перерастает в более всеохватывающее влечение, которое я, в соответствии с его природой и направленностью, предлагаю назвать погоней за славой», – писала Карен Хорни (1, гл. 1).

4. Освобождение от невроза.
Восстановление представляет собой длительный процесс. Предложив вместо психосексуального фактора свою альтернативу, Карен Хорни в представленной ею теории неврозов осталась верна методике психоанализа .
«Мы не можем «вылечить» неверный ход развития пациента. Мы можем только помочь ему постепенно перерасти свои трудности так, чтобы развитие могло пойти в более конструктивном русле… только когда начинают рассеиваться его иллюзии и его иллюзорные цели, у него появляются шансы овладеть заложенными в нем возможностями и развить их.
Обращаясь к языку терапии, мы скажем: человек не может освободиться от них без радикальных изменений в структуре его характера» (1, гл. 14).
Путь к выздоровлению Карен Хорни видела в движении к самореализации. Конечная цель – помочь человеку найти себя и занять своё место в мире.

Литература:
1. Хорни К. Невроз и личностный рост.
2. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.
3. Википедия [Электронный носитель].

Вернуться к меню навигации на главной странице: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

Использованные источники: psy-nets.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

  Симптомы невроза по ночам

Невроз по Карен Хорни

Она предприняла попытку уйти от “мистических” фрейдовских “энергий”, “биологических” инстинктов к жизни и к смерти, и вместо этого постулировала, что ведущую роль в формировании невроза играет окружение ребенка, его семья, и то, как ребенок воспринимает происходящее с ним.

Карен Хорни считала, что всего у человека может быть 10 основных потребностей, которые можно сгруппировать в три категории. И сразу же подчеркивает, что одно из отличий невротика от здоровой интегрированной личности является то, что первый (всегда) направляет все свои усилия на удовлетворение какой-то одной потребности (или группы потребностей), вне зависимости от того, в какой мере это уместно в конкретной данной ситуации (проблема адаптивности невротика). Итак, К. Хорни говорит о следующих потребностях:

1. Группа потребностей “движение к людям”. Сюда относятся потребность в одобрении, услужении другим, потребность нравиться, а также потребность в партнере, которого можно любить и который решит все проблемы. Невротики с выраженной этой группой потребностей верят, что любовь может решить все их проблемы и все свои усилия прилагают к поиску партнера. Эти невротики — хорошие кандидаты на зависимые отношения.

2. Группа потребностей “движение против людей”. Это потребность во власти, необходимость в тотальном контроле. В то время как здоровый человек может желать быть влиятельным, невротик отчаянно воюет за власть. В эту группу входит потребность эксплуатировать других, чтобы получать от них максимум возможного. Такие невротики являются манипуляторами, у которых выражена идея, что другие люди существуют просто для того, чтобы их использовать. Здесь же — потребность в социальном одобрении и престиже, потребность в восхищении со стороны других, потребность в достижениях.

3. Группа потребностей “движение от людей”. К примеру, потребность в самодостаточности и независимости. В то время как здоровый человек стремится к автономности, невротик стремится полностью исключить других людей из своей жизни, чтобы ни в коем случае не зависеть от них. В эту группу входит потребность в перфекционизме. Здоровый человек хочет делать свою жизнь лучше, а невротик попросту боится любых недостатков. Наконец, потребность в сужении жизненных возможностей, потребность жить в собственном узком мирке.

Жизнь невротика характеризуется полным подчинением достижения какой-либо одной потребности (или группы потребностей). Но на этом характеристика невроза не заканчивается. К пример, К. Хорни в своей работе “Наши внутренние конфликты” отмечает и такие особенности, как:

1. Наличие идеализированных образов. У каждого человека есть “я реальное” и “я идеальное”, и они никогда не совпадают. У здорового человека они находятся достаточно близко друг к другу. У невротика же между ними имеется огромная пропасть.

2. Экстернализация. Вот, что пишет об этом сама К. Хорни: “Я обозначаю этим склонность воспринимать внутренние процессы так, как если бы они протекали вне нас, и, как правило, считать эти внешние факторы ответственными за наши трудности”.

3. Фрагментизация. Невротик разделяет свою жизнь на “разделы”, “фрагменты”, “секции”. Приведем слова К. Хорни: “Имеется секция для друзей и врагов, секция для членов семьи и секция для посторонних, секция для служебной и секция для личной жизни, секция для тех, кто занимает с невротиком равное социальное положение и секция для занимающих более низкое социальное положение. Поэтому то, что происходит в одной секции, не кажется невротику противоречащим тому, что происходит в другой. Невротик может жить такой жизнью только тогда, когда из-за своих конфликтов он потерял смысл своего единства”

4. Страхи. Невротик — человек боящийся. У них фиксируется не только высокий уровень тревоги, но и могут встречаться разного рода фобии.

5. Общее обнищание личности. Это продиктовано тем, что невротик не способен к самоактуализированному развитию. Он его жаждет и стремится к нему (так как сам невроз и есть борьба за жизнь самоактуализированную), но не живет ей, пока еще не способен.

6. Безнадежность. Общая удрученность жизнью, депрессивные состояния и настроения.

7. Садистические наклонности. В той или иной мере проявляется у всех типов невротиков. Любопытно отметить следующее. У подчиненного типа (“движение к людям”) часто проявляется инвертированный садизм — вариант, когда садистические наклонности настолько вытеснены, что невротик ведет себя, будто он действительно добрый, хороший и так далее. То есть вроде как внешне садизм не очень заметен. Но он проявляется в том, что такой человек требует любви и в этом плане лишает другого свободы выбора. Он получается удовольствие, что другого лишает свободы воли таким своеобразным способом.

Любопытно, что сегодня нозология “невроз” исключена из диагностического руководства DSM-5. Сегодня принято говорить только о том, что понятно. К примеру, обсессивно-компульсивном расстройстве, а не о неврозе с обсессивной-компульсивной симптоматикой. В этом проявляется стремление DSM-5 уйти в классификации от (непонятных) механизмов к тому, что понятно и наблюдаемо.

Использованные источники: www.b17.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Ладошки невроз

  Лечат ли невроз фенибутом

Невроз Хорни

Неврозы относятся к психическим расстройствам, которые бывают вызваны состоянием страха и защитой от данного явления. В том числе, невроз возникает, когда человек занят бесконечными попытками выявления компромисса, чтобы решить самые разнообразные конфликты. С учетом практических причин, данное расстройство называется неврозом в ситуации, когда имеется отклонение от образца, принятого в определенной культуре. Так же, как и другие европейские ученые, Хорни на своем опыте перенесла трудности вхождения, связанные с новой культурой, а также с другой системой отношений между людьми, человеческих ценностей.

В то же время, Хорхе имела опыт лечения неврозов пациентов, которые принадлежат к другой культуре, и это способствовало осознанию значения иных социальных условий, вызывающих личностные проблемы. К тому же Хорни отрицает упрощенный биологизм, и не стремится к тому, чтобы мотивировать поведение человека с точки зрения Фрейда. Что касается детей, то по ее мнению, на первом плане всегда взаимоотношения, складывающиеся со средой окружения, а также с близкими людьми. Фактор сексуальности, присутствующий при психологических проблемах, она поменяла на тревожность, которая порождается взаимоотношениями людей.

Хорхе предложила другой вектор психоанализа, вместо поисков травматического события и реконструкций прошлого. В данном случае, имеет место изучение взаимоотношений, которые являются причиной переживаний, определяющихся как беспомощность, одиночество, враждебность и прочее. По мнению Хорни, нельзя рассматривать особенности формирования каждой личности отдельно от социальных условий и культурного общественного контекста в целом. Известно, каждая культура имеет свои особенные противоречия ценностей, которые предъявляются индивиду. Именно данные противоречия и служат причиной неврозов, и представляют собой реальные первоисточники конфликтов межличностного характера.

Особенности понимания невроза

В данном случае, особенность в том, что Хорни пытается выявить внутреннюю связь между распространением неврозов в массе, и традициями западной культуры. Прежде всего, имеются в виду некоторые дефекты личности, не всегда имеющие клинические симптомы. Понимание неврозов по Хорни подразумевает, что «невротическими личностями» является определенный круг лиц, проживающих в определенной культуре. Главное, что наш образ жизни, также как и взаимоотношения, имеют значительную схожесть с описанием, касающимся ее культуры. То есть, присутствует конкуренция, индивидуальное соперничество, успешность имеет приоритет относительно других ценностей.

Точка зрения Хорни дает нам понять, что подобные установки являются причиной психологических издержек, особенно, если они переносятся в семью бессознательно, и страдают близкие, любимые люди. При этом, оттого что в настоящее время отношения соперничества считаются нормой культуры, они не теряют своей разрушительности. Но, специалисты отмечают, что если человек осознает реальной действительности о себе, а также об обществе, то это является позитивным шагом. В целом, подобное осознание мобилизует силы, позволяет человеку бороться с неврозами, искать решения для жизненных проблем. По мнению Хорни нельзя зацикливаться на неврозах, ведущих свое происхождение из детства, подобный подход является односторонним, и невроз таки образом не победить.

Неврозы возникают не только на основе отдельных переживаний личности, но и вызваны рядом специфических культурных условий, в которых человек живет. В зависимости от культуры, понятие о неврозе может иметь существенную разницу. Например, если человек целый час ведет беседу с покойным дедушкой, то его вполне обоснованно могут посчитать психопатом или же невротиков. В то же время, подобное поведение среди некоторых индийских племен считается нормой, и даже служит образцом. Нормальность разнится не только непосредственно в культурах, она различна во времени. Если современная зрелая женщина будет комплексовать по поводу того, что вступая в брак, она ранее уже имела сексуальные отношения, окружающие сочтут ее больной. Но если бы подобное имело место с полвека назад, то это было бы вполне естественное чувство.

Нужно ли бояться неврозов?

Теория Хорни говорит о том, что невроз в первую очередь представляет проблемы общения, проблемы, связанные с потерей себя, неопределенность желаний, ряд внутренних противоречий. Неврозы порождаются депрессиями, неудовлетворенностью в жизни, отсутствием увлечений и смысла в поступках, действиях. Тем не менее, специалисты говорят, что страшное слово невроз не должно пугать. По теории Хорни каждый человек является в различной мере невротиком. Если каждый порассуждает, попытается анализировать свои поступки, действия, то непременно обнаружит в себе определенные черты, говорящие о неврозе. Причем, это совершенно нормально, и не следует по этому поводу беспокоиться. Другое дело, что все должно происходить в определенных границах.

Можно попытаться провести определенную грань, чтобы произвести также условное разделение на здоровых людей, и на тех, кого называют невротиками. Каждый должен заняться этим индивидуально, отнести себя, своих знакомых к конкретной категории. Но, особенность в данном случае в том, что независимо от проведения такой грани, здоровый человек тоже имеет абсолютно идентичные проблемы, они лишь выражены в меньшей степени. К тому же, даже здоровый человек не должен выражать спокойствие относительно своих проблем, ведь у него имеется возможность их уменьшить. Теория Хорни касается абсолютно каждого, во всяком случае, так считают многие специалисты. Каждый человек стремиться к тому, чтобы стать более гармоничным, чувствовать себя счастливым. Чтобы победить неврозы, следует бороться с собственной заниженной самооценкой, и делать все для улучшения собственного самочувствия.

Использованные источники: www.psyportal.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

Причина неврозов хорни

Философский аспект учения Карен Хорни

Главной причиной неврозов, по Хорни, являются противоречия самой культуры, конфликт систем ценностей. Она задается вопросом: «Какие условия в нашей культуре ответственны за то, что неврозы сосредоточиваются вокруг тех специфических конфликтов, которые я описала, а не вокруг других? Фрейд лишь вскользь коснулся данной проблемы».[7]

В рамках одной культуры ценности согласованы, не вызывая проблемы выбора. Столкновение ценностей происходит лишь при взаимодействии разных культурных традиций, например, буржуазной и христианской, что очень характерно для современных развитых обществ. Это порождает конфликты. Также неврозы угрожают тем, кто меняет культурную обстановку (переселенцы). Адаптация к новым культурным формам создает ряд психических проблем.

Невроз создает опасность тем, кто продвигается в социальном плане, резко меняя свою собственную среду, так как в этом случае существенно меняется система ценностей различных социальных прослоек.

Невроз – следствие противоречий культуры, которые воздействуют на каждого человека, но здоровые люди легче переносят их влияние, справляясь с трудностями жизни. Невротик не может вынести груз культурного давления.

Хорни старается избегать выработки рецептов лечения людей. Она признает естественный характер трагизма человеческого бытия, но при этом оставляет за человеком возможность быть счастливым.

Важной философской мыслью Хорни является понимание двойственности человеческой природы: стремление к счастью и одновременно невыполнимость в полной мере этого стремления, в силу ограниченности человека, его зависимости от трагических моментов в мире. И даже при отсутствии конкретных страданий остаются болезнь, увядание, смерть.

Спокойное состояние человека нельзя считать нормой. Переживание страданий естественно. Конфликты являются составляющей частью жизни человека. В этой связи Хорни выводит понятие «базовой тревоги». Состояние тревоги является нормой для человека, или по-другому: состояние покоя не является нормой. Ряд выдающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывали с развитым человеком чувство беспокойства, неудовлетворенности. «Человек, взятый относительно, есть самое неудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самым опасным для себя образом, — но, конечно, со всем этим и самое интереснейшее!».[8] Более того, по большому счету человек никогда не сможет удовлетвориться и успокоиться – развитый человек обречен на вечное искание. Для Кьеркегора страх и отчаяние более естественны, чем удовлетворение и покой. Экзистенциалисты говорят, что человек обречен на свободу, и его жизнь – постоянная тревога, имеющая естественный характер.

Вообще для XX века свойственно беспокойство, чувство неуверенности и психической напряженности, охватывающей широкие массы. Неуверенность просачивается во все сферы жизни. В этом заключена идея «базовой тревоги». Тревога отличается от страха неясностью причин, непонятностью ситуации.

Хорни полагает, что поскольку установки личности соответствуют культурным ценностям, то причину тревожности следует искать в культуре. Чем выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство от тревог заставляет человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу, «наркотизироваться» в прямом и переносном смыслах.

То есть очевидно, что в современных условиях определенный уровень тревожности неизбежен. Выход из этого – привычка. Многое зависит от правильного воспитания. Важно научиться правильно воспринимать естественные процессы в мире.

В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В значительной степени базовая тревога обусловлена детскими страхами. Поэтому момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.

Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в обществе, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что становится типичным для нашего времени.

Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения, социальными контактами. Здоровые люди невротизируются в ситуации неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае благоприятных контактов. У каждого человека есть определенного уровня потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других), которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.

Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причем невротик не сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от конфликта, создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы.

Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа себя, вымышленного представления о себе, улучшающего свой взгляд на себя самого. Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным, а не реальным. Невротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше он верит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь усугубляет невроз.

Чем выше идеалы культуры, в которой живет человек, тем больше людей, их не достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и общество. Идеализированное «я» вступает в конфликт с социумом. В этой связи важна психоаналитическая терапия, помогающая раскрыть реальное «я» человека. В понятие психотерапия входит и самоанализ в том числе. Невротику следует самому активно работать над собой, следуя наставлениям врача. Иногда для этого приходится менять образ жизни, работу, отношения с людьми.

Фрейд считал причиной невротизма подавление культурой природного начала в человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно навязывает человеку некоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.

Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно оценить свои силы, сделать нужный выбор. Человек «не дотягивает» до уровня культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за свой невроз. И разрушение иллюзорного «я» является важнейшим шагом на пути устранения невроза.

Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же, напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. «Поднимаясь» высоко, невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать. Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а не разъединять людей.

Использованные источники: www.newreferat.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Симптомы невроза по ночам

Причины невроза (по К. Хорни)

Причины невроза и теория личности Карен Хорни

Согласно теории личности Карен Хорни, основной причиной невроза является так называемая базальная тревога. Причиной ее возникновения является чувство человека, которое кратко и емко можно назвать как «меня никто не любит». Это чувство сопровождается ощущением ненужности никому и незащищенности перед бытием, что способствует преобладанию одной из тенденций в мыслях и поведении (т.н. аттитюдов):

1) смирение (соглашательство, беспомощность) — «движение к людям»;

2) агрессия (захват, враждебность) — «движение против людей»;

3) отчуждение (отшельничество, изоляция) — «движение от людей».

Все эти аттитюды имеют довольно четко выраженную инстинктивную основу. Когда живое существо сталкивается с угрозой, у него имеется три варианта поведения:

В сфере сознания данные варианты поведения сублимируются в более сложные формы, которые К. Хорни свела к трем обозначенным — смирению, захвату, уходу от людей.

Однако наличие проявлений того или иного аттитюда еще не свидетельствует о наличии у человека невроза. Более того, имея, как уже отмечалось, инстинктивную основу, эти тенденции в совокупности существуют у любого здорового (не невротичного) человека. Проблема существует тогда, когда человек теряет гибкость, возможность сознательно избирать направление своего движения в зависимости от внешних условий. Будучи отчужденным от самого себя, невротик лишается возможности делать выбор, его поведение становится компульсивным и безальтернативным:

  • там, где следовало бы защищаться, он пасует и подчиняется либо принимает «позу страуса», стараясь не замечать проблемы;
  • там, где разумнее было бы проявить сострадание и дружеское расположение, он раздраженно обвиняет в случившемся жаждущего помощи либо не замечает доносящихся просьб (предпочитает делать вид, что не замечает);
  • там, где можно было отойти в сторону, он начинает неистово вступать в борьбу либо всячески пытается показать свою пораженческую позицию.

Та или иная (одна из трех) тенденций поведения становится стереотипом поведения и типичной личностной чертой, которая отражается на представлении человека о справедливости, на наборе верований, представлений о сущности человека, на системе ценностей и, как следствие, на условиях его жизни. Так заключается своего рода «сделка с дьяволом», когда личность отдает себя на волю диктату какой-то одной тенденции поведения.

Поскольку невротик отдает себя под диктат какой-либо одной тенденции, а другие продолжают существовать и выполнять свою «предательскую» по отношению к принятому решению функцию, личность пытается совместить три несовместимые друг с другом черты (беспомощность, враждебность, изоляцию), ее раздирают внутренние конфликты, она утрачивает целостность. Для обретения этой самой целостности человек пытается сделать еще больший упор на одной из стратегий, то есть становится еще более смиренным, агрессивным и отчужденным, что не только не решает проблему, но и усугубляет ее. Конфликт этим не разрешается, он еще глубже загоняется в подполье.

Когда загнанные в подполье тенденции начинают всплывать, человек ощущает внутреннее беспокойство, тревогу, иногда до такой степени, что это приводит его в ступор и не дает двигаться ни в одном из указанных трех направлений, даже в сознательно выбранном.

Возникает резонный вопрос: что же предопределяет выбор стратегии? Это зависит от нескольких факторов, которые обычно не находятся под контролем человека, но чаще всего это темперамент и окружение.

Как выявить у себя и других ту или иную стратегию (если она, конечно, присутствует)? В этом может помочь следующая группа типологических признаков:

Смиренный тип

Свою базальную тревогу он пытается «убить любовью», для чего добивается одобрения и расположения со стороны окружающих, заинтересованности в нем самом, стремится привязать к себе людей демонстрацией собственности слабости, беспомощности, доброты, любви и уступчивости.

Он очень любит полностью сдаваться на чью-то милость, но особенно тянется с этой целью к противоположному, экспансивному, захватническому типу человека, ведь через него он оказывается способным управлять бытием. Такого рода отношения почти всегда перерастают в болезненную созависимость, которая устраивает обе стороны, но до тех пор, пока уступчивый партнер не начинает сознавать тщетности своих усилий, а захватнический тип не встречается с сопротивлением «жертвы». Несмотря на наличие отношений созависимости, отношения между такими партнерами нельзя назвать гармоничными, поскольку смиренный тип презирает всякие проявления самомнения, честолюбия, бессовестности, властности и бессердечия.

Смиренный тип очень часто избирает христианские ценности. но не потому, что он верит в Иисуса Христа, а потому, что эти ценности необходимы для защиты основной стратегии. «Подставлять другую щеку» ему по нутру, он уверены в том, что миром правит «доброе провидение» и добро в конце концов победит зло. Если все обстоятельства жизни свидетельствуют об обратном, это нисколько не переубеждает смиренного типа в неправильности своих установок, а заставляет его искать аргументацию более иррационального плана, например, выносить «судный день» за пределы его (и его обидчиков) жизни.

Этот тип считает, что добиться любви со стороны окружающих они смогут только если будут смиренными, любящими, добрыми, если не будут гнаться за славой, будут избегать гордыни, тщеславия и т.д. Сталкиваясь с постоянными разочарованиями по этой части, они могут прийти к выводу о собственной греховности (виновности) или опять же верят в справедливость, превосходящую всякое человеческое понимание, ведь иначе их личность начинает раскалываться на части.

Еще раз следует отметить, что сказанное о смиренном типе вовсе не означает отсутствие у них агрессивных или отшельнических стремлений, они просто вытестенены, часто очень глубоко (до поры до времени). Агрессия у них вытесняется потому, что она приходит в жесткое столкновение с установкой на любовь и доброту. В глубине души их переполняет ярость, которая временами вырывается наружу в виде ненависти к себе или враждебности к другим. Иногда, когда из-за смены внешних условий ничто не мешает вытесненной агрессии вырваться наружу, таких людей словно подменяют: «в тихом омуте черти водятся», «самый страшный деспот — бывший раб» и т.п. Впрочем, чтобы увидеть существование в глубинах подсознаниятаких людей агрессивные и изоляционистские тенденции, вовсе не обязательно кардинально менять жизнь вокруг человека. Это может проявиться в нежелании оказать помощь реально нуждающемуся в ней близкому человеку, постоянном осуждении тех, кто чего-то добился в жизни, наслаждении страданиями «грешников», отсутствии друзей, избегании шумных вечеринок, встреч, презрении к соперничеству в какой бы то ни было форме и т.д.

Агрессивный тип

Это во многом противоположный смиренному тип. Их привлекает не не любовь, а господство. Они стыдятся страдания и им отвратительна сама мысль о собственной беспомощности. Их цель — успех, признание, власть, престиж. Агрессивный тип не так однороден, как смиренный, и в нем можно выделить три подтипа:

  • нарциссический. Они стремятся к тому, чтобы господствовать над жизнью, при этом очаровывая других и любуясь собой, а точнее, представлениями других о себе. Весь мир к их ногам, себя они считают баловнями судьбы. Они абсолютно уверены в своих талантах и возможностях, в том, что никто просто не может устоять против них. Очень часто причиной таких установок является восхищение ими в детстве. Казалось бы, а в чем здесь невроз, проблема? Проблема состоит в том, что они на самом деле не уверены в себе, что проявляется в беспрестанных рассказах о собственных достижениях и замечательных качествах. Они нуждаются в постоянном подтверждении не столько действительных, сколько мнимых или преувеличенных заслуг, в восхищении и поклонении. Их «сделка с дьяволом» такова, что они вынуждены постоянно держаться на свои грезы и преувеличенные требования к себе, — только при этих условиях жизнь даст им все, чего они хотят. Хотя обычно этого не происходит, поэтому у них часто бывают периоды разочарования в реальности;
  • перфекционистский (от «перфекционизм» — стремление к совершенству). Нормы это типа очень высоки, как в области морали, так и мышления. Всех людей он судит только по этим лекалам. Он считает себя абсолютно правым во всем, а его цель — безупречность во всех отношениях. Но поскольку жить по таким нормам не получается, он уравнивает знание о себе совершенном и самого себя реального. Живя под влиянием такого самообмана, он настаивает, чтобы другие жили в соответствии с его представлениями, поэтому презирает тех, кто этого не делает. Тем самым он переносит вовне (экстернализирует) презрение к самому себе. Обычно такой подтип появляется в семьях, где детей прессуют жесткими нормами поведения. Перфекционистский тип восхищается лишь тем небольшим количеством людей, которые соответствуют его стандартам, а к остальным представителям рода человеческого он относится высокомерно. Убеждение в абсолютной справедливости жизни дает ему ощущение контроля над происходящим. Однако собственная ошибка или неудача делает его беспомощным и вызывает презрение к себе;
  • мстительный. Этими людьми движет потребность в мстительном торжестве. Нередко в детстве он подвергался грубому обращению, и теперь, когда он вырос, у него есть «полное право» отплатить всем по счетам за нанесенные оскорбления. Весь мир он считает джунглями, где нет места сентиментальности и состраданию. Единственный закон, который имеет для него силу — «сильный всегда прав». В отношениях с окружающими он циничен, состязателем и безжалостен. Он старается никому не верить, избегать любой эмоциональной вовлеченности и смотреть, как других можно использовать в своих интересах. Скромных людей он презирает, хотя его тянет к ним из-за их уступчивости, ведь они — единственные, кто может составить бесконфликнтую компанию. Он стремится к тому, чтобы быть твердым и жестким. Он ничего не ждет от жизни, и считает, что только сам может взять все необходимое. Как только он отказывается от решения захватить весь мир, он начинает ненавидеть себя.

Отшельнический тип

Его главная стратегия — уход от людей. Он не гонится ни за любовью людей, ни за властью над ними. Его цель — свобода, покой и самодостаточность. Любые усилия в направлении успеха, карьеры, власти ему отвратительны.

Однако потребность в превосходстве у него не исчезает полностью, а остается существовать лишь в воображении. Он управляет бытием тем, что изымает себя из-под его власти, а других просто выбрасывает из своей внутренней жизни. Чтобы укрепиться в своей независимости от жизни и людей, он часто соглашается довольствоваться малым, отчего ему приходится усмирять свои порывы. Не в его привычках ругать жизнь за то, что она ему ничего не дала, скорее, наоборот. отсутствие каких-либо благ он считает своей добродетелью и переносит это с выраженным стоическим достоинством. Он слишком горд, чтобы у кого-то чего-то просить, и раздражается, когда его самого о чем-то просят или хотя бы беспокоят. Чтобы не разочаровываться в себе и в жизни, он ни к чему не стремится и ничего не ждет.

Отчуждаясь от людей и от себя, он подавляет свои чувства, потому как те способы обнажить его внутренние конфликты. По отношению к своей жизни он часто занимает позицию стороннего наблюдателя. Его самопознание лишено эмоций по отношению к себе.

Заключение

Несмотря на все отмеченное, личность конкретного человека сложно отнести к какому-то одному типу, хотя в крайних невротических проявлениях сделать это бывает проще. У большинства невротиков можно обнаружить комбинацию указанных аттитюдов. Поэтому описанные аттитюды лучше рассматривать по состоянию на какой-то конкретный момент времени: стратегии постоянно комбинируются, конфликтуют, то ослабевают, то усиливаются, а главное, нуждаются в защите, запуская тем самым «порочный круг». При провале той или стратегии человек может «резко перемениться», отдав предпочтение одной из двух оставшихся. Тогда «ботан» (смиренный тип) ни с того ни с сего превращается в «крутого мачо» (агрессора), «захватчик» (агрессор) бросает все и уходит в монастырь (отшельник), отшельник приходит в мир и начинает вести «большую игру». Но проблемы это не решает, так как внутренние конфликты с тянущимся за ними шлейфом базальной тревоги при смене стратегии не исчезают. а всего лишь меняют конфигурацию.

Важно также то, что внутренние конфликты между стратегиями порождают постоянное недовольство собой, ненависть к себе. Это помогает нам понять противоречивые установки и поведение человека как проявление его внутренних конфликтов.

Понравилась статья? Сделайте доброе дело — поделитесь с друзьями в соцсетях:

Использованные источники: zdips.ru

Похожие статьи