Психологические характеристики больных неврозами

Клинико-лингвистические характеристики больных неврозами и их динамика в процессе психотерапии

На правах рукописи

КЛИНИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ

Специальность: 14.00.18 — психиатрия

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Работа выполнена в ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Научный руководитель: кандидат медицинских наук,

старший научный сотрудник

Назыров Равиль Каисович
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор,

Ташлыков Виктор Анатольевич,

доктор медицинских наук, профессор

Кулаков Сергей Александрович

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова
Защита диссертации состоится 24 мая 2007 года в 13 часов

на заседании диссертационного совета (Д 208.093.01) по защите докторских диссертаций при государственном учреждении «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института
Автореферат разослан 23 апреля 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор

Тупицын Юрий Яковлевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Дальнейшее развитие психотерапии предполагает создание более совершенных интегративных психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, совмещающих в себе методические компоненты динамического, поведенческого и гуманистических подходов (Карвасарский Б.Д. 1985; Ташлыков В.А., 1992; Исурина Г.Л., 1995; Абабков В.А.,1998; Назыров Р.К., 2003; Кулаков С.А., 2004; и др.).

Для решения подобных задач в истории современной психотерапии привлекались различные интегрирующие концепции, основанные на философских, методологических, мировоззренческих или технологических теориях. Современный этап развития гуманитарных наук предлагает новый аспект рассмотрения человеческого страдания с учетом достижений наук о языке и в, первую очередь, лингвистики, нарратологии и семантики. В психотерапию интегрируются знания из других областей науки (психолингвистики, семиотики, общего языкознания). Интеграции медицинского и гуманитарного знания в психотерапию способствуют отечественные концепции языковой природы сознания А.Н. Леонтьева (1967), А. Р. Лурии (1977), Л. С. Выготского (1978), В.Ф. Петренко (1989).

При всем разнообразии концепций и подходов к психотерапии психических расстройств, в том числе неврозов, основные методы воздействия психотерапии реализуются через языковое общение (Мясищев В.Н., 1960; Платонов К.И., 1962; Бурно М.Е., 1989; Александров, 1997; Карвасарский Б.Д., 1990; Russel R., 1987; Curtis H.,1991, и др.).

Лингвистические аспекты психотерапии остаются областями мало разработанными и незнакомыми большинству психотерапевтов. Декларативность определения психотерапии как прежде всего речевой (языковой) терапии связана с отсутствием научной лингвистической базы у большинства психотерапевтических методов (Черепанова И.Ю., 1996; Леонтьев А.А., 1999).

В настоящее время исследования языковых явлений в клинике больных неврозами немногочисленны (Додонова Н.А.,1989; Казанская А.В., 1996; Корабельникова Е.А., 1997; Abrams S., 1984; Mishara A.L. 1995). Существующие исследования не учитывают современные методологические принципы изучения языка, достижения динамической лингвистики, предполагающие изучение языковых явлений в динамике, на различных уровнях его организации. В последнее время ряд лингвистов отмечают необходимость динамического подхода к языку и введение в рассмотрение лингвистики языковой личности как равноправного объекта изучения (Караулов Н.И., 1987; Калина Н.Ф., 1997).

Применение различных методов психотерапии, представляющих собой преимущественно речевые практики, позволяет предположить, что динамика лингвистических характеристик речи больных в процессе психотерапии в определенной мере связанна с клинико-психологическими феноменами.

Анализ лингвистической динамики больных с невротическими расстройствами в результате применения психотерапевтических методов может стать прикладной моделью изучения клинической динамики психических расстройств вне частных теоретических описаний психотерапевтических методов.

Эти данные могут иметь значение для повышения эффективности деятельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактических мероприятий, лечении и реабилитации (Чуркин А.А., 2001; Назыров Р.К., 2003).

В связи с теоретическим и прикладным значением указанных вопросов дальнейшее их изучение представляется весьма актуальным.

Целью настоящего исследования является изучение клинико-лингвистических характеристик больных неврозами и их динамики под влиянием психотерапии.

Задачи исследования. Достижение этой цели потребовало решение следующих задач:

1. Изучение структурной организации и особенностей лингвистических характеристик речи больных неврозами.

2. Исследование динамики лингвистических особенностей речи больных неврозами в процессе психотерапии.

3. Установление взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных с различными формами неврозов и клинико-психологических характеристик.

4. Выявление лингвистических маркеров основных клинических и клинико-психологических характеристик больных неврозами.

Научная новизна исследований. Впервые в медицинской практике лингвистические особенности больных неврозами исследованы с использованием комплекса методов, позволяющих изучить наиболее значимые уровни организации языка. Впервые исследована динамика психолингвистических показателей при проведении психотерапии. Определена связь психолингвистических показателей и их динамики с видом невротического расстройства, начальной мотивацией к психотерапии, методами и результатами лечения. Эти данные намечают пути повышения эффективности психотерапевтических и психопрофилактических мероприятий при неврозах.

Практическая ценность работы. Значение данного исследования состоит в использовании лингвистических особенностей больных неврозами в психотерапевтической практике и возможности более широкого учета лингвистических закономерностей в психотерапии, в частности, для определения мотивации к психотерапии, типа интрапсихической проблематики, особенностей клинико-психологических характеристик больных неврозами.

Материалы диссертации внедрены в практику работы отделения неврозов и психотерапии и отделения внебольничной психотерапии и реабилитации Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, используются в программах послевузовской специализации по психотерапии и медицинской (клинической) психологии в Учебном центре Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, последипломной подготовке психотерапевтов на кафедре психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Больные неврозами характеризуются психолингвистическими особенностями по сравнению со здоровыми людьми, которые проявляются в устной речи.

2. Имеется связь между клинико-психологическими и психолингвистическими особенностями больных.

3. Психолингвистические характеристики больных неврозами изменяются после проведенной психотерапии, что отражает их связь с динамикой соответствующих клинических и клинико-психологических показателей.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практической конференции молодых ученых «Биопсихосоциальная парадигма медицины и ее влияние на развитие психоневрологической науки и практики (Бехтеревские чтения)» (Санкт-Петербург, 28 февраля – 1 марта 2002 г.), научно-практической конференции с международным участием «Психиатрические аспекты общемедицинской практики» (Санкт-Петербург, 26 – 27 мая 2005 г.), научной конференции с международным участием «Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины» (Санкт-Петербург, 15 – 17 февраля 2006 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и выводов, изложенных на ____ страницах машинописного текста, содержит ___ таблиц и приложение. Указатель литературы включает ____ отечественных и ____ иностранных источников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материал и методы исследования. Обследовано 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет (69% — в возрасте от 20 до 40 лет), находившихся на стационарном лечении в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Диагностика невротических расстройств у пациентов обследованной группы строилась с учетом позитивных и негативных критериев, принятых в отечественной неврозологии. В основную группу были включены больные в соответствии с клиническими критериями расстройств, включенных в раздел F-4 МКБ-10.

В качестве контроля были обследованы 50 здоровых испытуемых (не страдающих нервно-психическими и психосоматическими расстройствами). Состав обследованных в группах больных неврозами и здоровых был сходен по полу, возрасту и образованию.

По клинической классификации (Карвасарский Б.Д., 1990) больные распределились следующим образом: истерический невроз — у 28 пациентов (35%), неврастения — у 22 (27,5%), невроз навязчивых состояний — у 30 (37,5%). Длительность заболевания составила от 1 года до 9 лет. Ведущими синдромами были: фобический, астенический, депрессивный и ипохондрический. По стадиям невроза больные распределились следующим образом: острый невроз – 17 человек (21,25%), затяжной невроз – 42 человека (52,5%), невротическое развитие – 21 человек (26,25%).

Для решения поставленных в работе задач применялись клинико-психопатологический, клинико-психологический, экспериментально-психологический и психолингвистический методы.

1. Клинический метод.

В специально разработанной карте больного фиксировался клинический диагноз и диагноз по МКБ-10, форма и стадия заболевания, ведущий и сопутствующий синдромы, продолжительность лечения, характер проводимой терапии, общая эффективность лечения.

2. Клинико-психологический метод.

Состояние больного оценивались с помощью диагностического опросника Е. Александровича, позволяющего определить выраженность невротической симптоматики по 13 клиническим шкалам и общий показатель невротичности.

3. Экспериментально-психологический метод.

Группы больных с невротическими расстройствами и здоровых были обследованы рядом экспериментально-психологических методик: опросник Cпилбергера (STAXI), предназначенный для изучения агрессии (Соловьева С.Л., 2000); тест Эллиса, используемый для выявления иррациональных установок; Торонтская Алекситимическая Шкала (ТАS), применение которой при исследовании больных неврозами описано в методическом пособии Д.Б. Ересько, Г.Л. Исуриной, Е.В. Кайдановской и др. (1994). Группа больных с невротическими расстройствами при поступлении также была обследована методикой для изучения мотивации к психотерапии.

4. Психолингвистический метод.

Исследовались тексты, полученные в результате устных высказываний испытуемых. Испытуемым предлагалось рассказать о себе и о своей жизни. Происходило это в форме монолога, время высказывания не ограничивалось. Речь испытуемого записывалась на магнитный носитель, о чем экспериментатор предупреждал заранее, и затем переводилась в текстовую форму. Полученные тексты составили материал для психолингвистического анализа.

Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись различные уровни анализа исследуемого текста. Для каждого уровня использовались методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.

Учитывая полученные ранее данные (Додонова Н.В., 1989; Черепанова И.Ю., 1999) исследовались более высокие уровни организации языка с применением соответствующих им методов исследования:

Определение процентного соотношения слов, представляющих разные части речи. Этот уровень организации языка в большей степени связан с общим психическим функционированием, развитием основных психических функций и интеллекта.

Методы контент-анализа (определение психолингвистических коэффициентов). Исследовались следующие показатели: коэффициент глагольности, коэффициент пассивного залога глаголов, коэффициент личных местоимений, коэффициент логической связности, коэффициент эмболии, коэффициент словарного разнообразия. Этот уровень организации языка в большей степени отражает личностные характеристики.

Исследовалось количество слов в тексте (объем речевой продукции), количество предложений, средний размер предложений в словах, процентное соотношение простых и сложных предложений. Особенности организации языка на этом уровне отражают специфику актуального состояния личности, эмоциональное состояние.

Кроме того, применялась методика ключевых слов и выделения семантических категорий, отражающих уникальный опыт человека и его субъективный мир. Данный метод является экспертным и позволяет определить ключевые слова текста и выделить специфику наиболее важных индивидуальных семантических категорий (Леонтьев А.А., 1999, Петренко В.Ф., 1989).

Из каждого текста, полученного в результате устного высказывания, экспертами (врач-психотерапевт, медицинский (клинический) психолог, специалист по лингвистике) выделялись десять ключевых слов. Затем из текстов всех испытуемых каждой из трех групп выделялось по 5 наиболее часто встречающихся ключевых слов. Эти ключевые слова располагались в порядке убывания частоты встречаемости в текстах испытуемых данной группы. При анализе полученных слов были выделены следующие категории (группы слов, понятий, объединенных одной темой): жизнь, труд, отдых, личные отношения, социальные отношения, общение, долженствование, желание, страдание, удовольствие, достижение, неудача, помощь, собственные положительные качества, собственные отрицательные качества, здоровье, болезнь. Таким образом, все ключевые слова рассматривались с точки зрения принадлежности к одной из вышеописанных категорий.

Исследование проводилось дважды у всех больных неврозами: при поступлении и по окончании лечения в клинике и однократно у здоровых людей.

Использованные источники: dogmon.org

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

  Ладошки невроз

  Невроз признак шизофрении

Невротические расстройства

Невротические расстройства – большая разнородная группа преходящих функциональных расстройств, обусловленных острыми или хроническими психологическими травмами. Клиническая симптоматика отличается крайним разнообразием, при этом всегда наблюдаются дезадаптация, ограничительное поведение, нарушения настроения, собственно невротические симптомы (тревога, астения, фобии, обсессии) и соматовегетативные нарушения. Самосознание и критика к собственному состоянию полностью сохранены. Диагноз выставляется на основании жалоб, анамнеза болезни и истории жизни пациента. Лечение – психотерапия, лекарственная терапия.

Невротические расстройства

Невротические расстройства (неврозы) – группа расстройств, представляющих собой психопатологическую реакцию на неразрешимую и непереносимую психотравмирующую ситуацию. Все невротические расстройства обратимы, однако имеют тенденцию к затяжному течению. Несмотря на отсутствие тяжелых психических нарушений, неврозы существенно ухудшают качество жизни больных, негативно влияют их эмоциональное состояние, ограничивают возможности профессиональной реализации и построения благополучных личных отношений.

Точные данные о распространенности невротических расстройств отсутствуют. Согласно официальной статистике, неврозами страдает 0,4-0,5% населения, однако, специалисты в области психологии и психотерапии критично относятся к этой цифре, отмечая, что она отражает лишь случаи постановки на диспансерный учет в государственных медицинских учреждениях. Таким образом, неучтенными остаются больные, проходящие лечение в многочисленных частных психологических и психотерапевтических центрах. Не стоит забывать и о том, что значительная часть пациентов, страдающих неврозами, вообще не обращается к психологам и психотерапевтам, стыдясь своей «слабости» или расценивая проявления болезни как особенности личности.

Причины невротических расстройств

В основе невроза всегда лежит запредельный стресс, обусловленный невозможностью изменить непереносимую ситуацию. При этом конкретные причины развития невротического расстройства могут существенно различаться. В одних случаях толчком для возникновения невроза становится явная острая стрессовая ситуация (например, разрыв важных отношений или потеря работы). В других — внутреннее напряжение возрастает медленно, незаметно для окружающих, и человек заболевает вроде бы без видимой причины, при кажущемся полном или почти полном социальном и личном благополучии.

Психоаналитики полагают, что невротические расстройства возникают вследствие глубинного психологического конфликта, препятствующего удовлетворению важных потребностей или представляющего непреодолимую угрозу для будущего пациента. Известный американский психолог и психоаналитик Карен Хорни рассматривала невроз, как противоречие между различными защитными механизмами, призванными оберегать пациента от унижений, пренебрежения, агрессии, тотального контроля и других воздействий, нарушающих естественные фундаментальные права любого человека.

Так или иначе, все исследователи неврозов сходятся в том, что в основе болезни лежит явный или скрытый внутренний конфликт, противоречие между различными потребностями, чувствами, желаниями и адаптационными психологическими механизмами. Предрасполагающими факторами, увеличивающими вероятность развития невротических расстройств, считают определенные особенности характера, личности и жизненной истории пациента.

Неврозы чаще возникают у чрезмерно чувствительных, эмоциональных, впечатлительных пациентов, обладающих богатым воображением и хорошо развитым образным мышлением, либо у психологически ригидных больных, которые плохо осознают свои чувства и тяжело переживают любые жизненные изменения. Большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания: пренебрежение, отвержение и невнимание к нуждам ребенка, чрезмерная опека, попустительство, склонность родителей создавать из ребенка кумира, противоречивое воспитание и т. д.

Определенное влияние на развитие невротических расстройств оказывают биологические факторы, в частности – индивидуальный уровень нейромедиаторов в головном мозге. Изначально существующая нерезко выраженная аномалия оказывается «точкой уязвимости» и при стрессе, наряду с другими факторами, провоцирует нарушения интегративной деятельности мозга. При развитии невроза нейротрансмиттерная дисфункция нарастает, что обуславливает дальнейшее ухудшение состояния больного.

Классификация невротических расстройств

Большое разнообразие и полиморфизм клинических проявлений невротических расстройств усложняют четкое деление неврозов на группы или типы, что обуславливает различные точки зрения по поводу того, какие неврозы следует объединять в одну группу, а какие – нет. Отечественная медицина традиционно признает три вида неврозов: невроз навязчивых состояний, истерический невроз и астенический невроз (старое называние – неврастения), однако эта классификация расходится с практикой. К примеру, в ней не отражена одна из самых распространенных на сегодняшний день групп неврозов – тревожные расстройства, выделенные МКБ-10 в отдельный синдром.

Такое несоответствие порождает различные подходы к систематизации неврозов. При постановке диагноза в клинической практике многие специалисты предпочитают использовать классификацию, созданную с учетом причин развития и преобладающих симптомов болезни. В этой классификации различают следующие расстройства невротического уровня:

  • Тревожно-фобические расстройства. Основным признаком болезни является резкое повышение уровня тревожности, иногда переходящее в фобию. В группу таких расстройств относят генерализованное тревожное расстройство, панические атаки, агорафобию, клаустрофобию, социофобию и другие простые и сложные фобии.
  • Обсессивно-компульсивные расстройства. Ведущим симптомом являются навязчивые мысли и навязчивые действия.
  • Астенический невроз (неврастения) – расстройства невротического уровня, в клинической картине которых преобладает астенический синдром.
  • Соматоформные расстройства. По клиническим проявлениям такие расстройства напоминают соматические заболевания, однако не имеют под собой реальной физической основы. В отличие от пациентов с искусственными расстройствами, больные с соматоформными расстройствами не предпринимают каких-либо действий для симуляции болезни и действительно чувствуют неприятные симптомы.
  • Диссоциативные расстройства. В эту группу входят диссоциативные расстройства движений и ощущений и другие подобные расстройства невротического уровня, ранее носившие называние истерического невроза.

Симптомы невротических расстройств

Все неврозы сопровождаются эмоциональными, психологическими и вегетативными нарушениями. К числу вегетативных симптомов относятся предобморочные состояния, головокружения, чувство неустойчивости, дрожание конечностей, подергивания мышц, мышечные судороги, учащение пульса, боли и неприятные ощущения в груди, повышение или понижение артериального давления, чувство холода или жара, ощущение удушья, нехватки воздуха или неполноты вдоха, зевота, нарушения аппетита, различные диспепсические расстройства, учащенное мочеиспускание, боли, зуд и неприятные ощущения в промежности, потливость, ознобы и незначительное беспричинное повышение температуры. Характерными особенностями вегетативных нарушений являются их непостоянство и полисистемность.

При всех невротических расстройствах наблюдаются нарушения сна: трудности при засыпании из-за мыслей, связанных с травмирующей ситуацией, или из-за чрезмерно острого восприятия любых внешних сигналов (тиканья часов, уличного шума, звуков шагов у соседей), частые пробуждения, поверхностный сон, яркие или кошмарные сновидения, чувство слабости и разбитости после ночного сна. Нередко больной днем страдает от сонливости, а ночью – от бессонницы.

Еще одним облигатным признаком неврозов является астения. Больные плохо переносят нагрузки, быстро истощаются. Невротические расстройства сопровождаются неустойчивостью настроения, раздражительностью и снижением работоспособности различной степени выраженности. Страдает и сексуальная сторона жизни пациентов – половое влечение пропадает или снижается, уменьшается продолжительность половых актов, сексуальные контакты не приносят былого удовлетворения, возникают различные расстройства (нарушения потенции, преждевременная эякуляция).

При невротических расстройствах наблюдаются аффективные нарушения. Общий фон настроения снижается, больные чувствуют печаль, тоску и безнадежность. Привычные удовольствия (вкусная еда, увлечения, общение с друзьями и родными), ранее доставлявшие радость, становятся безразличными. Круг интересов сужается, пациенты становятся менее общительными и начинают избегать контактов с другими людьми. Часто развиваются депрессии или субдепрессии. Повышается уровень тревоги. Больные видят будущее неблагоприятным, неблагополучным. Они живут в предчувствии неопределенной катастрофы, склонны излишне концентрироваться на негативных вариантах развития событий.

В отличие от вышеперечисленных проявлений невроза, обсесии и фобии возникают не у всех больных. Эти два признака тесно связаны между собой, однако в клинической картине, как правило, преобладает один из двух симптомов. Обсессии представляют собой непроизвольные навязчивые мысли, влечения, опасения или воспоминания. Для избавления от обсессий пациенты выполняют компульсивные действия, нередко приобретающие вид сложных ритуалов.

Фобиями называют навязчивые страхи предметов или ситуаций, в данный момент не представляющих реальной опасности для больного. Различают три вида фобий: простые фобии (изолированные страхи пауков, полетов, птиц, клоунов и пр.), агорафобию (боязнь открытых пространств, мест, которые невозможно незаметно покинуть, и ситуаций, в которых можно остаться без помощи) и социофобию (страх ситуаций, в которых больной оказывается в центре внимания окружающих).

Диагностика и лечение невротических расстройств

Диагностика неврозов осложняется малым количеством объективных симптомов, позволяющих однозначно судить о наличии или отсутствии расстройства. Основное значение при постановке диагноза имеют жалобы пациента и анамнез болезни. Кроме того, врач проводит психологическое тестирование с использованием специальных стандартизированных опросников (BVNK-300 в адаптации Бакировой, 16-факторный опросник Кеттелла и т. п.). В процессе диагностики исключают органическую патологию, которая могла бы спровоцировать появление психологических и соматовегетативных нарушений. При необходимости больного направляют на консультации к неврологу, терапевту, кардиологу, гастроэнтерологу, эндокринологу и другим специалистам, назначают МРТ головного мозга, ЭЭГ, ЭКГ и другие исследования.

Основным методом лечения невротических расстройств является психотерапия. Используют психоанализ, когнитивно-поведенческую терапию, эриксоновский гипноз, интегративную трансперсональную терапию, психодинамическую терапию и другие методики. Цель терапии – выявление осознанных и бессознательных механизмов адаптации и их последующая коррекция. При необходимости психотерапию проводят на фоне медикаментозной поддержки. В зависимости от имеющихся симптомов используют транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики.

Назначают общеукрепляющее лечение, которое включает в себя лечебную физкультуру, массаж, прием витаминов и микроэлементов. Большое значение имеет изменение образа жизни: соблюдение режима труда и отдыха, умеренные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. Иногда требуется смена деятельности. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный. Симптомы исчезают, больные возвращаются к нормальной жизни, однако при тяжелых стрессах возможны рецидивы. При позднем обращении и несоблюдении рекомендаций врача отмечается тенденция к затяжному течению.

Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Симптомы невроза по ночам

  Невроз желчного пузыря симптомы

Психологическая характеристика больного неврозом.

· ощущение и восприятие –нарушения неспецифичны;

· внимание – специфических нарушений нет, возможны нарушения концентрации и устойчивости внимания, быстрая истощаемость и замедленность переключения внимания;

· память — нарушения неспецифичны, возможны нарушения механического запоминания, воспроизведения, страдает процесс забывания;

· мышление— нарушения неспецифичны, как правило ассоциации не нарушены;

· эмоции —нарушения в виде депрессии, астении и слабодушия, страхов и фобий, ангедонии, тоски и тревоги, эмоциональные феномены чаще представлены обидой, разочарованием, аффектом недоумения, гневом;

· воля и мотивация – преобладаютаномальные потребности невротика. K. Horney выделяет десять, вот некоторые из них: потребность в любви и одобрении («всеядность» в отношении объекта любви – желание быть любимым всем и каждым при полном безразличии к партнёру); потребность в поддержке, стремлении иметь сильного партнёра, который избавит от страха и одиночества (невротик не уверен, что его любят и стремится заработать любовь, отсюда повышенная зависимость от объекта любви); потребность властвования, доминирования, лидерства (распространяется на все сферы жизни, хотя невротик объективно не обладает для этого всеми данными, при этом он хочет «всё выше, и выше, и выше…, но боится ответственности за бремя власти); потребность в публичном признании, восхищении, которые ошибочно становятся мерилом самоценности). В рамках мотивационного аспекта в развитии невроза можно указать на диссонанс между прогнозируемым и реальным результатами, что сначала ведёт к интрапсихическому конфликту, затем – к неврозу;

· интеллект — нарушения неспецифичны, характерно, что у людей со средним интеллектом неврозы реже, чем у лиц с отклоняющемся от среднего уровнем интеллектом, в сторону более высокого и более низкого интеллекта;

· сознание и самосознание— сознание при неврозах всегда в норме. «Я» концепция характеризуется полярными качествами: ригидностью или нестабильностью образа «Я» и самооценок, низким уровнем самоуважения и самоприятия.

Кроме того, у невротиков – общая низкая способность к обучению и усвоению нового. «Потенциальный невротик» до болезни имел антиципационную несостоятельность – неумение предвосхищать события и действовать эффективно (как правило, он из антиципационной деятельности исключает нежелательные поступки и события, ориентируясь всегда лишь на желательные). Попадая в неспрогнозированную, неблагоприятную и вытесненную в связи с этим из «ситуационного сценария» жизненную коллизию человек оказывается в цейтноте времени для применения адекватного совладающего поведения.

У невротиков, как правило, внешний локус контроля. Они чрезвычайно зависимы от мнения и оценок значимых других, повышенно тревожны и уязвимы в ситуации неуспеха, даже в случае успеха избирают стратегию низких или средних целей, успех приписывают везению. Невротики не способны влиять на ход событий, что ввергает их в депрессию.

Для невротика характерен эгоцентризм и «потребительская» ориентация. E. Fromm: «Если обладание составляет основу моего самосознания, ибо «Я» — это то, что я имею «то желание иметь должно привести к стремлению иметь всё больше и больше» и далее «алчному всегда чего-то не хватает, он никогда не будет чувствовать полного «удовлетворения»… алчность не устраняет внутренней пустоты, скуки, одиночества и депрессии». Иными словами потребности невротика не опредмечены, а существуют в форме навязчивого влечения.

Для невротика характерна трансформация (защитная мимикрия) – угроза фрустрации или нежелательных социальных санкций порождает потребности «перевёртыши», например, потребность в любви может выступить в сознании в виде враждебности, отвержения.

ШИЗОФРЕНИЯ.

Шизофрения (с греч. шизо – расщепляю, френио – душа) – психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение, искажение псизхических процессов). Это наследственно-конституциональное, прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся рядом патогномоничных психопатологических симптомов и синдромов.

Шизофрения – самое известное психическое заболевание. Часто итогом данного заболевания является разрыв прежних социальных отношений больного и значительная дезадаптация больных в обществе. К ней склонны люди любого возраста, но наиболее часто в возрасте с 15 до 25 лет. Чем раньше проявляется данное заболевание, тем более неблагоприятным является его прогноз.

«Симптомы 1-го ранга» (по Курту Шнайдеру):

· комментирующие и императивные вербальные псевдогаллюцинации;

· чувство «изымания» или «вкладывания» посторонними людьми мыслей в голову пациента;

· убеждённость в том, что мысли пациента известны окружающим и передаются другими людьми как по радио;

· «вкладывание» в сознание пациента ощущений других людей, их бредовые идеи воздействия.

Выделяют несколько форм течения шизофрении:

· непрерывно текущая шизофрения;

· рекуррентная (периодическое течение).

По темпу течения процесса:

Выделяют различные формы шизофрении:

1. Шизофрения с навязчивостями.

2. Паронояльная шизофрения (отмечается бред преследования, ревности, изобретательства).

3. Шизофрения с астеноипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья).

4. Простая шизофрения.

6. Гебефреническая (отмечается дурашливое, речевое и двигательное возбуждение, повышенное настроение, разорванность мышления).

7. Кататоническая (характеризуется преобладанием двигательных нарушений).

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 9 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Использованные источники: studopedia.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

Психологическая характеристика детей при общих неврозах.

Невроз — психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.

Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами. Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Неврозом заболевают дети чаще всего с повышенной нервной чувствительностью[4].

Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, этиологию, симптоматику, психосоматические проявления.

Выделяют следующие формы невроза:

12. Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой. Причина этого невроза — истощение нервной системы из-за чрезмерного и, как правило, длительного физического или умственного напряжения.

У детей в отличие от взрослых преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойство). Часто также отмечаются аффективные вспышки с двигательным возбуждением, агрессией. Могут проявляться вегето-соматические расстройства, когда на передний план выступают такие проявления, как анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.

13. Истерический невроз – симптоматика основана на повышенной эмоциональности и внушаемости.

Детская истерия отличается моносимптомностью и изменчивостью проявлений. Наиболее частые симптомы у детей – гиперкинезы (непроизвольные движения), тремор (дрожание), припадки, судорожное глотание, приступы удушья, психомоторное возбуждение, мутизм, афония, спазмы желудка, кишечника, мочевого пузыря, повторяющаяся рвота. Могут быть приступы расстроенного сознания (сумеречные состояния, обмороки), аффективные вспышки.

У дошкольников встречаются аффективно-респираторные судороги, вызываемые отрицательными бурными эмоциями.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д.

14. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, фобический невроз). Основной признак этого заболевания — наличие навязчивых состояний, т.е. внезапно появляющихся мыслей, представлений, воспоминаний, страхов или действий, не связанных в данный момент с содержанием сознания.

Чаще он возникает у тех детей, у которых с ранних лет отмечались тревожность, немотивированные страхи, мнительность, склонность к созданию запретов. В клинической картине обычно наблюдаются страхи устной речи, своей смерти или смерти родителей, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения, космических катастроф. Могут быть такие симптомы, как обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, или более сложные защитные (чтобы не случилось ничего плохого с больным или родителями) ритуалы (оплевывание, прикосновение к каким-либо предметам, постукивание и т.д.). Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

15. Невроз страха. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

Страхи при неврозах более тесно связаны с переживаниями детей, конфликтами в семье и неудачами в общении. Питательной почвой для них будут эмоциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической защиты.

Значительное количество страхов, переходящее границы старшего дошкольного возраста, указывает на развитие под влиянием травмирующего опыта тревожности, приобретающей характер опасений, предчувствий и тревог в собственном смысле этого слова. Исходя из симптоматики нервных расстройств следует, что основные причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Сложный, многомерный процесс нарушения взаимоотношений в семье имеет патогенное влияние на формирование личности ребенка.

Фобический невроз

Фобический невроз – форма невроза, которая проявляется через страхи, тревожные состояния, паническим отношениям к любым происходящим событиям, новым людям, предметам.

Люди, страдающие фобией, резко ограничивают себя для того, чтобы сохранить свое душевное спокойствие. Приступ фобии частично похож на паническую атаку, однако его вызывает конкретный объект. Больной понимает, что страх чрезмерный и безосновательный, но не может контролировать свою реакцию. Чаще всего фобия развивается в позднем детстве, юности или поздней взрослости.

Все фобии делятся на 2 типа:

16. Простые фобии – характеризуются страхом перед к.-л. одним объектом (клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств, арахнофобия – боязнь пауков и т.д)

17. Комплексные – состоят из множества взаимосвязанных между собой страхов (социофобия – большое кол-во людей, мизофобия – страх загрязнений, ксенофобия – боязнь иностранцев)

Простые фобии возникают под влиянием ранних пережитых человеком событий.

Считается, что простые фобии передаются по наследству. Многие простые фобии поддаются лечению методами психотерапии. Одним из наиболее эффективных считается ДПРГ – Десенсибилизация психотравм с помощью движения глаз .

Истерический невроз

Истерия– форма невроза, для которой характерны разнообразные двигательные, чувствительные, вегетативные и аффективные расстройства.

Истерическому неврозу характерны и присущи следующие черты: чрезмерность, демонстративность, яркая выразительность проявлений, динамичность, внезапность появления и внезапность исчезновения, внушение, самовнушение, манипулятивное поведение для привлечения внимания и подчинения.

Истерический невроз является часто результатом попадания человека в среду или ситуацию, которая явно травмирует его психику. Истерия может проявиться в случае семейной ссоры, конфликта на работе, или при условиях угрозы жизни.

В клинической картине конверсионной истерии выделяют основные категории симптомов:

— нарушения моторики- ослабление произвольных движений; паралич; непроизвольные движения (тремор, нервные тики и пр.); судороги и пр.

— сенсорные нарушения — нарушения кожной чувствительности (снижение, величение, утрата); болевые ощущения; слепота (хотя даже при двустороннем положении больные не попадают в жизнеугрожающие ситуации);уменьшение зрительного поля; глухота (преимущественно на одно ухо) и др.

— расстройство вегетативных функций -бессонница; амнезия (особенно в отношении недавней стрессовой ситуации); речевые проблемы (заикание, нарушение звучности и т.д.); ускоренная смена эмоций; спазмы пищевода; обмороки; «комок в горле»; кашель; тошнота и рвота; фригидность и импотенция; одышка, свистящее дыхание; сердцебиения и пр.

Соматические проявления при истерическом неврозе разнообразны и могут наблюдаться со стороны сердечно-сосудистой системы (боли в сердце, учащенное сердцебиение), дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта.

Истерический припадок возникает в ответ на незначительные психотравмирующие ситуации (неприятное известие, ссору), при этом наблюдается демонстративное падение больного (он всегда падает таким образом, чтобы не нанести себе повреждений), изгибание в форме дуги. Далее при классическом истерическом припадке могут появляться крупноразмашистые движения конечностями, страдальческое выражение на лице, может наблюдаться смех или слезы. При истерическом припадке (в отличие от эпилептического) сознание сохраняется, можно привести больного в чувства резким окриком, холодной водой, пощечиной. В большинстве случаев истерическому припадку предшествуют жалобы на ощущение тошноты, головокружения, комка в горле, боли в области сердца.

Психические нарушения. В основе болезни лежит истерический характер: эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания, играть ведущую роль, повышенная эмоциональность, изменчивость настроения, плаксивость, капризность, склонность к увлечениям, к преувеличениям и т.п.

При истерическом неврозе нередко проявляются нарушения речи пациента. Больной может заикаться, или же полностью терять способность разговаривать при попадании в неблагоприятную эмоциональную ситуацию.

Использованные источники: lektsii.org

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Астено-депрессивный невроз это

Психологические характеристики больных неврозами.

1. внутриличностный конфликт – внутр борьба, сопровожд эмоц нарушениями. — ролевой конфл – предъявление противоречащих друг другу требований, варианты: выбор из альтернативных решений; выбор из явно непривлекательных альтернатив; выбор неизбежно ведет и к негат последствиям тоже. — когнитивный конфл – диссонанс м/у чувствами и рационал отношением. — экзистенциальный конфл – самоанализ внутрилич проблем; проблемы смысла. 2. невротический конфл – интрапсихич невротич конфл, носит хронич характер, типы: — истерический конфл (завыш претензии личности, кот сочет с неадек оценкой условий, повыш требования к окружающим и сниж к себе, «хочу – нет реал права», выс интенсивность желания, чрезмер требования к окружающим); — абсессивно-психоастенический конфл (желание – долг, моральные принципы – желания, внутр борьба желаний, но ни одно из них не явл преобладающим, не заверш процесс выбора, внутр сопротив самому себе: неуверенность, нерешительность, выс тревожность); — неврастенический конфл (избыточ выс требования чел к самому себе, «я требую от себя больше, чем могу», «я хуже, чем я должен быть», постоянное состояние фрустрации, нахождение в стрессе). 3. межличностный конфл – особенности людей в состоянии невротич растр, избыточная сензитивность, истерическая личность, эпилептоидная личность, психоастенич личность. Профиль MMPI: преоблад шкал ипохондрии, депрессии, истерии; пик на депрессии, гипомания на сред ур, соц интроверсия на сред/выс ур, истерия повышена, ипохондрия на погранич ур, ближе к выс, психопатия выше шизофрении, паранойа низкая, психоастения повыш у подростков; при выходе из сост невроза значительно меняется; повышение шкалы ипохондрии свидет о хронич неврозе, при хронич неврозе профиль снижается в целом. Локус контроля: повышение экстернальности, тревожности, ригидности; срыв норм сомат сост – легко, а возвращ в него длительно; эгоцентризм; потребительская ориентация; ощущ одиночества, внутренней пустоты; ненасыщаемость потребностей; способность к мимикрии; отказ от поисковой активности; трансформир чувств в обрат поле; изменение прогноза, негат оц будущего; регресс; изменение поведения в соответ с источником проблемы.

Копинг-стратегии: 1.адаптивные-повед.напр-е на анализ трудностей.после путей на выход из трудностей;высокая самооц-ка и самоконтроль,наличие веры(в то что выход есть) на собств-е ресурсы.чел. идет на сотрудничество.2.Неадаптивные-пассивная форма повед-я,неверие в свои силы и ресурсы,умышленная недооценка сложивш-ся сит-ии;эмоц.сост-е хар-ся:подавленностью,зрелостью,перекладыванием вины,самоизоляцией,отказ от реш-я пробл.3.Относительно адаптивная0их конструкт-ть зависит от значимости и выраженности сит-ии(в одних сит-х это повед-е поможет,а в др.-не поможет и приведет к бездействию). Стратегии:1.Противостояние/конфронтация(активн.агресс.усилия чел-а изменить сит-ю и негатив к причине).2.Дистанцирования(попытка отдалить себя от проб-мы).3.Самоконтроля (поп-ка регулир.собств.чув-ва и действия).4.Поиска соц.поддержки (люб.хар-ра:мат-ый,эмоц);5.Принятие ответ-ти(признание роли в пораждении и преодал-ии проб-ы).6.Уход/избег-е(усил-е избав-ся от проблем.сит-ции).7.Планового реш-я проб-ы(поп-ка выраб-ть план действий).8.Позитивн.переоц-ки(поп-ка найти«+»смысл в происход-ям). Положит.реш-е проб-мы→3самых частых и гл.стратегий.Наим.часто сост-е фрустрации появл-ся у людей с выс.IQ,кот.могут выделять гл.и прав-но оценивают сит-ю.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав

Использованные источники: lektsii.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Срыв и невроз

Клинико-лингвистические характеристики больных неврозами и их динамика в процессе психотерапии

На правах рукописи

КЛИНИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ

Специальность: 14.00.18 — психиатрия

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Работа выполнена в ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Научный руководитель: кандидат медицинских наук,

старший научный сотрудник

Назыров Равиль Каисович
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор,

Ташлыков Виктор Анатольевич,

доктор медицинских наук, профессор

Кулаков Сергей Александрович

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова
Защита диссертации состоится 24 мая 2007 года в 13 часов

на заседании диссертационного совета (Д 208.093.01) по защите докторских диссертаций при государственном учреждении «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института
Автореферат разослан 23 апреля 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор

Тупицын Юрий Яковлевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Дальнейшее развитие психотерапии предполагает создание более совершенных интегративных психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, совмещающих в себе методические компоненты динамического, поведенческого и гуманистических подходов (Карвасарский Б.Д. 1985; Ташлыков В.А., 1992; Исурина Г.Л., 1995; Абабков В.А.,1998; Назыров Р.К., 2003; Кулаков С.А., 2004; и др.).

Для решения подобных задач в истории современной психотерапии привлекались различные интегрирующие концепции, основанные на философских, методологических, мировоззренческих или технологических теориях. Современный этап развития гуманитарных наук предлагает новый аспект рассмотрения человеческого страдания с учетом достижений наук о языке и в, первую очередь, лингвистики, нарратологии и семантики. В психотерапию интегрируются знания из других областей науки (психолингвистики, семиотики, общего языкознания). Интеграции медицинского и гуманитарного знания в психотерапию способствуют отечественные концепции языковой природы сознания А.Н. Леонтьева (1967), А. Р. Лурии (1977), Л. С. Выготского (1978), В.Ф. Петренко (1989).

При всем разнообразии концепций и подходов к психотерапии психических расстройств, в том числе неврозов, основные методы воздействия психотерапии реализуются через языковое общение (Мясищев В.Н., 1960; Платонов К.И., 1962; Бурно М.Е., 1989; Александров, 1997; Карвасарский Б.Д., 1990; Russel R., 1987; Curtis H.,1991, и др.).

Лингвистические аспекты психотерапии остаются областями мало разработанными и незнакомыми большинству психотерапевтов. Декларативность определения психотерапии как прежде всего речевой (языковой) терапии связана с отсутствием научной лингвистической базы у большинства психотерапевтических методов (Черепанова И.Ю., 1996; Леонтьев А.А., 1999).

В настоящее время исследования языковых явлений в клинике больных неврозами немногочисленны (Додонова Н.А.,1989; Казанская А.В., 1996; Корабельникова Е.А., 1997; Abrams S., 1984; Mishara A.L. 1995). Существующие исследования не учитывают современные методологические принципы изучения языка, достижения динамической лингвистики, предполагающие изучение языковых явлений в динамике, на различных уровнях его организации. В последнее время ряд лингвистов отмечают необходимость динамического подхода к языку и введение в рассмотрение лингвистики языковой личности как равноправного объекта изучения (Караулов Н.И., 1987; Калина Н.Ф., 1997).

Применение различных методов психотерапии, представляющих собой преимущественно речевые практики, позволяет предположить, что динамика лингвистических характеристик речи больных в процессе психотерапии в определенной мере связанна с клинико-психологическими феноменами.

Анализ лингвистической динамики больных с невротическими расстройствами в результате применения психотерапевтических методов может стать прикладной моделью изучения клинической динамики психических расстройств вне частных теоретических описаний психотерапевтических методов.

Эти данные могут иметь значение для повышения эффективности деятельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактических мероприятий, лечении и реабилитации (Чуркин А.А., 2001; Назыров Р.К., 2003).

В связи с теоретическим и прикладным значением указанных вопросов дальнейшее их изучение представляется весьма актуальным.

Целью настоящего исследования является изучение клинико-лингвистических характеристик больных неврозами и их динамики под влиянием психотерапии.

Задачи исследования. Достижение этой цели потребовало решение следующих задач:

1. Изучение структурной организации и особенностей лингвистических характеристик речи больных неврозами.

2. Исследование динамики лингвистических особенностей речи больных неврозами в процессе психотерапии.

3. Установление взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных с различными формами неврозов и клинико-психологических характеристик.

4. Выявление лингвистических маркеров основных клинических и клинико-психологических характеристик больных неврозами.

Научная новизна исследований. Впервые в медицинской практике лингвистические особенности больных неврозами исследованы с использованием комплекса методов, позволяющих изучить наиболее значимые уровни организации языка. Впервые исследована динамика психолингвистических показателей при проведении психотерапии. Определена связь психолингвистических показателей и их динамики с видом невротического расстройства, начальной мотивацией к психотерапии, методами и результатами лечения. Эти данные намечают пути повышения эффективности психотерапевтических и психопрофилактических мероприятий при неврозах.

Практическая ценность работы. Значение данного исследования состоит в использовании лингвистических особенностей больных неврозами в психотерапевтической практике и возможности более широкого учета лингвистических закономерностей в психотерапии, в частности, для определения мотивации к психотерапии, типа интрапсихической проблематики, особенностей клинико-психологических характеристик больных неврозами.

Материалы диссертации внедрены в практику работы отделения неврозов и психотерапии и отделения внебольничной психотерапии и реабилитации Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, используются в программах послевузовской специализации по психотерапии и медицинской (клинической) психологии в Учебном центре Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, последипломной подготовке психотерапевтов на кафедре психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Больные неврозами характеризуются психолингвистическими особенностями по сравнению со здоровыми людьми, которые проявляются в устной речи.

2. Имеется связь между клинико-психологическими и психолингвистическими особенностями больных.

3. Психолингвистические характеристики больных неврозами изменяются после проведенной психотерапии, что отражает их связь с динамикой соответствующих клинических и клинико-психологических показателей.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практической конференции молодых ученых «Биопсихосоциальная парадигма медицины и ее влияние на развитие психоневрологической науки и практики (Бехтеревские чтения)» (Санкт-Петербург, 28 февраля – 1 марта 2002 г.), научно-практической конференции с международным участием «Психиатрические аспекты общемедицинской практики» (Санкт-Петербург, 26 – 27 мая 2005 г.), научной конференции с международным участием «Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины» (Санкт-Петербург, 15 – 17 февраля 2006 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и выводов, изложенных на ____ страницах машинописного текста, содержит ___ таблиц и приложение. Указатель литературы включает ____ отечественных и ____ иностранных источников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материал и методы исследования. Обследовано 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет (69% — в возрасте от 20 до 40 лет), находившихся на стационарном лечении в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Диагностика невротических расстройств у пациентов обследованной группы строилась с учетом позитивных и негативных критериев, принятых в отечественной неврозологии. В основную группу были включены больные в соответствии с клиническими критериями расстройств, включенных в раздел F-4 МКБ-10.

В качестве контроля были обследованы 50 здоровых испытуемых (не страдающих нервно-психическими и психосоматическими расстройствами). Состав обследованных в группах больных неврозами и здоровых был сходен по полу, возрасту и образованию.

По клинической классификации (Карвасарский Б.Д., 1990) больные распределились следующим образом: истерический невроз — у 28 пациентов (35%), неврастения — у 22 (27,5%), невроз навязчивых состояний — у 30 (37,5%). Длительность заболевания составила от 1 года до 9 лет. Ведущими синдромами были: фобический, астенический, депрессивный и ипохондрический. По стадиям невроза больные распределились следующим образом: острый невроз – 17 человек (21,25%), затяжной невроз – 42 человека (52,5%), невротическое развитие – 21 человек (26,25%).

Для решения поставленных в работе задач применялись клинико-психопатологический, клинико-психологический, экспериментально-психологический и психолингвистический методы.

1. Клинический метод.

В специально разработанной карте больного фиксировался клинический диагноз и диагноз по МКБ-10, форма и стадия заболевания, ведущий и сопутствующий синдромы, продолжительность лечения, характер проводимой терапии, общая эффективность лечения.

2. Клинико-психологический метод.

Состояние больного оценивались с помощью диагностического опросника Е. Александровича, позволяющего определить выраженность невротической симптоматики по 13 клиническим шкалам и общий показатель невротичности.

3. Экспериментально-психологический метод.

Группы больных с невротическими расстройствами и здоровых были обследованы рядом экспериментально-психологических методик: опросник Cпилбергера (STAXI), предназначенный для изучения агрессии (Соловьева С.Л., 2000); тест Эллиса, используемый для выявления иррациональных установок; Торонтская Алекситимическая Шкала (ТАS), применение которой при исследовании больных неврозами описано в методическом пособии Д.Б. Ересько, Г.Л. Исуриной, Е.В. Кайдановской и др. (1994). Группа больных с невротическими расстройствами при поступлении также была обследована методикой для изучения мотивации к психотерапии.

4. Психолингвистический метод.

Исследовались тексты, полученные в результате устных высказываний испытуемых. Испытуемым предлагалось рассказать о себе и о своей жизни. Происходило это в форме монолога, время высказывания не ограничивалось. Речь испытуемого записывалась на магнитный носитель, о чем экспериментатор предупреждал заранее, и затем переводилась в текстовую форму. Полученные тексты составили материал для психолингвистического анализа.

Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись различные уровни анализа исследуемого текста. Для каждого уровня использовались методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.

Учитывая полученные ранее данные (Додонова Н.В., 1989; Черепанова И.Ю., 1999) исследовались более высокие уровни организации языка с применением соответствующих им методов исследования:

Определение процентного соотношения слов, представляющих разные части речи. Этот уровень организации языка в большей степени связан с общим психическим функционированием, развитием основных психических функций и интеллекта.

Методы контент-анализа (определение психолингвистических коэффициентов). Исследовались следующие показатели: коэффициент глагольности, коэффициент пассивного залога глаголов, коэффициент личных местоимений, коэффициент логической связности, коэффициент эмболии, коэффициент словарного разнообразия. Этот уровень организации языка в большей степени отражает личностные характеристики.

Исследовалось количество слов в тексте (объем речевой продукции), количество предложений, средний размер предложений в словах, процентное соотношение простых и сложных предложений. Особенности организации языка на этом уровне отражают специфику актуального состояния личности, эмоциональное состояние.

Кроме того, применялась методика ключевых слов и выделения семантических категорий, отражающих уникальный опыт человека и его субъективный мир. Данный метод является экспертным и позволяет определить ключевые слова текста и выделить специфику наиболее важных индивидуальных семантических категорий (Леонтьев А.А., 1999, Петренко В.Ф., 1989).

Из каждого текста, полученного в результате устного высказывания, экспертами (врач-психотерапевт, медицинский (клинический) психолог, специалист по лингвистике) выделялись десять ключевых слов. Затем из текстов всех испытуемых каждой из трех групп выделялось по 5 наиболее часто встречающихся ключевых слов. Эти ключевые слова располагались в порядке убывания частоты встречаемости в текстах испытуемых данной группы. При анализе полученных слов были выделены следующие категории (группы слов, понятий, объединенных одной темой): жизнь, труд, отдых, личные отношения, социальные отношения, общение, долженствование, желание, страдание, удовольствие, достижение, неудача, помощь, собственные положительные качества, собственные отрицательные качества, здоровье, болезнь. Таким образом, все ключевые слова рассматривались с точки зрения принадлежности к одной из вышеописанных категорий.

Исследование проводилось дважды у всех больных неврозами: при поступлении и по окончании лечения в клинике и однократно у здоровых людей.

Использованные источники: dogmon.org

Похожие статьи