Чем акцентуации характера отличаются от психопатий

АКЦЕНТУАЦИИ И ПСИХОПАТИИ

Акцентуация характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

При этом у подростков отмечается повышенная чувствительность к определенным психотравмирующим воздействиям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места».

Акцентуации обычно проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера и несколько сглаживаются по мере взросления. Исследованию акцентуаций посвящены труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александрова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество акцентуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты составляют 66%, а среди подростков, совершивших правонарушения, – 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдови-ченко и др.).

В отличие от психопатий, акцентуации не являются заболеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть следующие признаки:

1) акцентуации ярко проявляются только в подростковом возрасте, а психопатии – в течение всей жизни;

2) проявление особенностей характера при акцентуациях бывает в определенных ситуациях, а при психопатиях – независимо от ситуаций;

3) при акцентуации редко возникает социальная дезадаптация и возможен возврат к норме; при психопатии социальная дезадаптация бывает значительно чаще;

4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенсации возникают как ответ на строго определенный тип пси-хотравмирующей ситуации, при психопатии – при любых психотравмах, а иногда и без видимых причин.

Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и применение методики Шмишека.

Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО:

Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду:

Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций.

Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отличаются хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, неудержимой активностью. У них сильно выражены экстраверсия, стремление к неформальному лидерству в компании сверстников. Высокая подвижность нервных процессов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько завышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меняются.

Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ограничить их активность, а также при выполнении монотонной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения.

Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковременными (1–2 недели) колебаниями настроения – от повышенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конфликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо переносится изменение жизненных стереотипов (переезд, смена школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подростки похожи на гипертимных. Самооценка может показаться на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкнутого одновременно. При более тщательном опросе выясняется продолжительность перепадов настроения.

Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое может изменяться несколько раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окружающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют отношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопереживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные контакты с небольшой группой друзей. К декомпенсации может привести эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявляется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубийства, уходы из дома.

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди посторонних, в непривычной обстановке проявляются замкнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверхностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают достаточно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообразных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны окружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения.

Психастенический тип. Подросткам этого типа свойственны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы сверстников). При усилении тревоги легко возникают навязчивости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько занижена, иногда противоречива – включаются не только реальные черты, но и желанные.

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно проявляется при умственных нагрузках и в обстановке соревнований. К декомпенсации приводит необходимость достигать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражительности по ничтожному поводу, усиливается беспокойство о состоянии своего здоровья, может возникнуть невроз.

Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить неформальный эмоциональный контакт, особенно со сверстниками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир подростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантазиями, увлечениями.

Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необходимостью установления эмоциональных неформальных контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санатории) либо со стремлением родителей вторгнуться во внутренний мир подростка или ограничить его увлечения.

Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никогда не отмечаются расстройства мышления.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают приступы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стремление властвовать над сверстниками. Инертность психических процессов проявляется во всех видах деятельности. В качестве компенсации инертности может возникать педантичность, склонность к повышенной аккуратности.

К декомпенсации может привести смена обстановки (изменение места жительства, школы), рождение младших детей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи.

Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразительность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероидной акцентуацией часто встречается избыточное фантазирование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпенсация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нарушений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома.

Неустойчивый тип. Главная черта этого типа – постоянное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впечатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) отмечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые подростки часто попадают в делинквентные компании, в которых занимают подчиненное положение. К своему будущему эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в условиях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, прогулах.

Конформный тип. Подростки этого типа стремятся к чрезмерному приспособлению к окружающему. Они живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», ничем не выделяться из среды сверстников. Декомпенсация наступает, если подросток попадает в делинквентную среду. Они с трудом переносят новое окружение, крутую ломку жизненных стереотипов; самооценочные суждения доступны им только с опорой на мнение окружающих.

Акцентуации характера, в условиях негативной ситуации развития подростка, могут переходить в психопатии. Этот процесс у подростков находится в тесной зависимости от условий воспитания, семейной ситуации, усилий самого подростка, направленных на компенсацию патологических особенностей личности. Поскольку в подростковом возрасте компенсаторные механизмы часто сформированы недостаточно, возникает заострение психопатических черт. У подростков с возбудимой психопатией учащаются и становятся интенсивными приступы гнева, иногда возникает склонность к самопорезам. У циклоидных и шизоидных подростков чаше возникают депрессивные спады настроения. При эпилептоидной психопатии более частыми и интенсивными становятся приступы измененного настроения (угрюмость, злость, агрессия по отношению к слабым). Для гипертимных и неустойчивых подростков увеличивается (по сравнению с детским возрастом) риск присоединения к асоциальной компании. Возможно употребление алкоголя и наркотиков.

При благоприятных (для каждого типа психопатии) условиях окружающей среды подросток может занять такое место, которое приводит к относительной компенсации отклоняющихся особенностей личности: например, занятия в туристической или военно-спортивной секции для гипертимных подростков, возможность ограничить общение со сверстниками у шизоидов, занятия в драматическом кружке для истероидов и т. п.

Задачей психолога при работе с такими подростками является поиск наиболее благоприятного вида деятельности, правильная профориентация, нормализация семейных отношений. У подростков с сенситивным и психастеническим типом психопатий возможны реакции гиперкомпенсации,

стремление развить в себе противоположные черты характера. С этой целью они занимаются в секциях борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Такой выбор можно одобрить, если это стремление самого подростка, а не его родителей.

Использованные источники: studopedia.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Акцентуация характера или психопатия?

Индивидуальность каждого из нас определяется не только его внешним видом, но и характером. Набор устойчивых черт, от которых зависит поведение, манера общения и даже стиль жизни человека у каждого разный. Кто-то обладает уживчивым «легким» характером, общение с другими сильно затруднено. Акцентуации личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера встречаются достаточно часто, у таких людей легко выделить «ведущую» черту или качество: тревожность, агрессивность, демонстративность и их поведение может отличаться от общепринятых норм и правил. Так что такое акцентуация характера: вариант нормы или уже патология?

Что такое акцентуация

Акцентуация характера – это чрезмерное, но не патологическое усиление отдельных черт характера человека. Акцентуированные личности – это психически здоровые люди, реакция которых на определенные ситуации может отличаться от общепринятых. Такие люди часто кажутся окружающим «странными», но это не мешает им вести обычный образ жизни и успешно реализовываться. Акцентуации характера считаются крайним вариантом нормы, их усиление может привести к развитии психопатии, также возможно уменьшение воздействия акцентуаций на поведение и психику человека.

Впервые этот термин был использован К. Леонгардом – немецким психиатром, который в середине прошлого века обратил внимание общественности на основные существующие типы акцентуации характера. Российский психиатр А. Е. Личко развил и углубил изучение этой темы и именно его классификация сейчас считается основной.

Акцентуации характера и психопатии достаточно сложно разделить, основное отличие – это способность человека удерживать себя в определенных рамках и отсутствие постоянства в симптомах. При психопатии отклоняющееся поведение возникает постоянно или периодически, при акцентуациях – как реакция на определенный раздражитель.

Почему она возникает

Возникновение акцентуаций характера частично обусловлено личностными, наследственными особенностями личности и факторами, воздействующими на человека в период формирования личности – детстве и подростковом возрасте.

Наибольшее значение в формировании характера имеют:

  1. Социальное окружение – на формирование характера огромное влияние оказывают люди, находящиеся рядом с ребенком – его родители, родственники и воспитатели. Неосознанно ребенок копирует их поведение, манеру общения и стиль жизни, что может наложить неизгладимый отпечаток на его характер.
  2. Типы воспитания – чрезмерная опека, диктаторство, потакание, противоречивое воспитание могут вызвать развитие различных проблем с психикой.
  3. Подавление личности – авторитарный стиль общения в семье или школе, подавление естественных потребностей или черт личности ребенка и подростка часто становится причиной формирования акцентуаций.
  4. Дефицит общения – также крайне отрицательно сказывается на состоянии психики ребенка и подростка.
  5. Личностные особенности – тяжелые соматические заболевания, особенности внешности или общения человека являются одним из провоцирующих факторов.

Акцентуации характера формируются в детском и подростковом возрасте, некоторые из них проявляются уже в детском возрасте, другие становятся особенно заметными в подростковый период. При сохранении интеллекта и психики большинство таких проявлений сглаживаются или компенсируются и становятся менее заметными.

Типы акцентуаций

Выделяют несколько основных типов. Как правило, в характере и поведении человека преобладает один тип акцентуаций, но может встречаться и смешанная форма – когда в ответ на разные раздражители возникают реакции разных типов.

На сегодняшний день существует 2 основных классификации: Леонграда и Личко. Эти классификации во многом совпадает, но их основное отличие – возраст обследуемых. А.Е. Личко исследовал типы характера подростков, а Леонград преимущественно изучал акцентуации характера взрослых людей. Акцентуация характера в подростковом возрасте имеет свои особенности, главная из которых – яркое выражение всех черт. «Спящие» черты, характеризующие ту или иную акцентуацию характера могут ярко проявить себя в переходном возрасте, когда поведение подростка часто кажется окружающим странным или даже неприемлемым, а затем, постепенно, самые заметные черты «сглаживаются» и во взрослом возрасте становятся незаметны. У подростков достаточно сложно отличить акцентуации от психопатий, так как их поведение может не укладываться в общепринятые рамки, для диагностики необходимо длительное наблюдение и проведение специальных тестов. Чаще всего у подростков встречается лабильный тип акцентуации характера, его черты могут проявляться и при других, более выраженных типах акцентуации характера.

Акцентуированная личность во взрослом возрасте, как правило, не «выбивается» из общепринятых стандартов, а отличительные черты проявляются только в моменты эмоционального напряжения или стресса.

Классификация по Леонграду

  • Гипертимный тип акцентуации – отличается повышенной социальной активностью. Такой человек отличается инициативностью, энергичностью, желаем наладить контакт со всеми окружающими. Гипертимники могут быть излишне навязчивыми, шумными и агрессивными.
  • Дистимный тип – люди этого типа отличаются замкнутостью, нежеланием общаться, пессимистичным взглядом на жизнь и угрюмостью.
  • Циклоидный тип – отличается резкой сменой настроения, склонностью зацикливаться на своих переживаниях и эмоциях.
  • Возбудимый тип – отличается чрезмерной реакцией на любые раздражители. Процессы торможения замедленны и ослаблены.
  • Застревающий тип – обидчивость, мнительность, злопамятность и склонность к педантизму отличает людей этого типа.
  • Педантичный тип – добросовестность и надежность сочетаются с медлительностью, формализмом и занудливостью.
  • Тревожный тип – таких людей отличает неуверенность в себе, большое количество страхов и подавленность.
  • Эмотивный тип – отличается повышенная чувствительность, склонность к переживанию и преувеличение переживаемых эмоций.
  • Демонстративный – при такой акцентуации люди стремятся привлечь всеобщее внимание к своей персоне, отличаются артистизмом, эгоистичностью и истеричностью.
  • Экзальтированный тип – повышенная эмоциональность, склонность «работать на публику» и словоохотливость часто сопровождает таких людей.
  • Экстравертированный – человек, настроенный на общение с другими. Ему легко и комфортно в компании, он с трудом переносит одиночество и отличается конформизомом.
  • Интравертированный – в противоположность предыдущему типу такие люди предпочитают одиночество, созерцание и очень устают от общения.

Также часто встречается лабильный тип личности и психоастенический. Лабильный тип отличается быстрой сменой настроения и повышенной чувствительностью, а при психоастенической акцентуации – склонностью к самоанализу, повышенной раздражительностью, слабостью нервной системы.

Коррекция или лечение

Диагностика акцентуаций характера проводится с применением специальных опросников, тестов и личного наблюдения. С их помощью можно составить достаточно полный психологический портрет больного и определить ведущие черты.

Иногда бывает достаточно сложно разграничить: психопатия или акцентуация характера? Вылечить акцентуации характера медикаментозно невозможно, но вполне реально «смягчить» самые «мешающие» черты, улучшить психическое состояние человека и способствовать его успешной социализации. Для этого используются различные психотерапевтические методики, методы самоконтроля и так далее.

Использованные источники: opsihoze.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

  Невроз признак шизофрении

Лекция: акцентуации характера и психопатии.

Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера».

Разграничение психопатий по тяжести и акцентуаций по выраженности.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Термин «акцентуированная личность» предложил К. Леонгард (1968) и описал особенности хар-ра. И вернее говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях хар-ра. Личность – понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение. Характер – это базис личности, он формируется в пубертате, личность как целое – уже при повзрослении.

Акцентуации проявляются не везде и не всегда. Главное – особенности хар-ра либо вообще не препятствуют удовлетворительной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к locus resisteniae minoris, «к месту наименьшего сопротивления» в хар-ре.

Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для хар-ра гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для хар-ра шизоидного – необходимость быстро устанавливать глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если психотравма не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то все ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный – обстановку, требующую повышенной активности, находчивости.

Акцентуация хар-ра не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства – острые аффективные реакции, неврозы и непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы – только они могут служить диагнозом. Но в большинстве случаев акцентуаций хар-ра дело до развития таких расстройств не доходит. По мнению Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.

Психопатияболезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.

Психопатии – такие аномалии хар-ра, которые:

А) определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток;

Б) в течение жизни не подвергаются резким изменениям;

В) мешают приспособляться к окружающей среде (по П. Ганнушкину).

Эти три критерия обозначаются также как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию (по О. Кербикову).

Тотальность патологических черт хар-ра выступает у подростков особенно ярко. Подросток обнаруживает свой тип хар-ра в семье и школе, со сверстниками и старшими, в учебе и на отдыхе. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать 3 обстоятельства:

подростковый возраст – критический период для психопатии, черты большинства типов здесь заостряются.

Каждый тип психопатии имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится ярко выраженным с пубертата. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже. Сенситивный тип складывается лишь к 16-19 годам – в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития падает на 30-40 лет.

Существуют некоторые закономерные трансформации типов хар-ра в подростковом возрасте. С наступлением пубертата наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты хар-ра могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты – психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединяться черты неустойчивости. Все эти трасформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания) причин.

Социальная дезадаптация при психопатии обычно происходит через весь подростковый период. В силу только особенностей хар-ра, а не из недостатка способностей, подросток не удерживается в школе, ПТУ, бросает работу, куда еще только поступил. Такими же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается и адаптация к среде сверстников – страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами – небольшой группой подростков, ведущей асоциальный образ жизни.

Эти три критерия позволяют диагностировать психопатии.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.

Также является характерным склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности.

Выделены 2 группы психопатов:

возбудимые: взрывчатые личности, которые дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду.

Тормозные – астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У них ослаблены или нарушены основные нервные процессы возбуждения и торможения.

Различные варианты патохарактерологического развития личности практически всегда встречаются в соматических отделениях (терапевтических, хирургических и др.).

Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, нарушают режим.

Тактика персонала: сугубо индивидуальная. Таких больных в палате не должно быть больше одного. Их важно разместить в разных палатах.

Использованные источники: studfiles.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Симптомы невроза по ночам

  Невроз признак шизофрении

  Невроз желчного пузыря симптомы

Отличие акцентуации характера от психопатии

Характер бывает выражен в разной степени: абсолютно нормальные характеры, выраженные характеры (акцентуаций) и сильные отклонения характеров (психопатúи). Первые две зоны можно считать психологической нормой, а зона психопатий является патологией.

Существует ряд различий между нормальным характером (включающим акцентуации) и характером патологическим. П.Б. Ганнушкин выделял три критерия психопатического характера.

1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать его как психопатию, если он относительно стабилен во времени и мало меняется в течение жизни.

2. Тотальность проявления характера. При психопатиях человек обнаруживает одни и те же черты характера везде: дома и на работе, на отдыхе, среди знакомых и среди незнакомых людей. Если же человек на людях один, а дома другой — он не психопат.

3. Социальная дезадаптация. Этот признак считается самым показательным. Человек не умеет адаптироваться в обществе, из-за чего страдает и сама личность, и окружающие люди.

Проблема акцентуированных характеров относится не к области психиатрии, а к области общей психологии. В случае акцентуаций характера никогда не присутствуют все три признака психопатий, описанных выше; может не быть и ни одного признака таковых.

Для личности с акцентуациями характера свойственна уязвимость по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям, которые создают нагрузку на «места наименьшего сопротивления» характера. Для того чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, нужно знать «слабые места» акцентуированных характеров. Так, для носителя гипертимной акцентуации характера (высокий жизненный тонус, неудержимая активность, стремление к лидерству и др.) тяжелой ситуацией покажется та, где его поведение регламентируется, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд и принуждение. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка данного типа очень опекающие родители, то очень рано он начинает протестовать и дает острые негативные реакции вплоть до побегов из дома. Для людей с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми — это их «слабое звено». Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Для истероидного типа труднее всего переносить невнимание к себе.

Итак, введение понятия «места наименьшего сопротивления» характера и описание этих особенностей явилось важным вкладом в теоретическую и практическую психологию.

Акцентуациячрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Понятие акцентуации введено К. Леонгардом. По А.Е. Личко, «акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Иначе говоря, акцентуация характера — это своего рода «заострение» его определенного свойства, которая сказывается на всем поведении субъекта, создает особый стиль его действий и поступков.

Особенно актуальным является знание проявлений акцентуаций характеров для специалистов, работающих с подростками. По данным А.Е.Личко, около 50% подростков имеют акцентуированные характеры. (В юношеском возрасте характеры стабилизируются, среди взрослых лишь небольшой процент людей имеют отклонения характера.)

Личко выделяет следующие типы характеров (его основные акцентуации): гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанный типы.

Использованные источники: sdamzavas.net

Похожие статьи