Дисгармоничная психопатия

43. Дисгармоническое психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, виды по происхождению. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы.

Дисгармоническое развитие личности – один из типов дизонтогенеза, выделенных В.В. Лебединским. Психопатия – типичная модель дисгармонического развития.

Психопатия — это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующихся по трем критериям: тотальность патологических черт характера; относительная стабильность их проявлений в течение жизни; социальная дезадаптация.

O генетические (наследственные факторы);

O воздейстиве внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания);

O как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.

Психопатии по этиологии подразделяют на конституциональные (ядерные), органические, краевые.

Конституционные психопатии зависят в большей степени от наследственной предрасположенности, чем от особенностей воспитания детей. К ним относят шизоидную, эпилептоидную, циклоидную, психастеническую, неустойчивую и истероидную психопатии. Эту группу называют также ядерной группой психопатий.

— Органические психопатии связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, и среди них чаще встречается возбудимый (эксплозивный) тип.

— Краевая, или нажитая (приобретенная) психопатия является результатом патологического формирования личности.

Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (О.В.Кербиков).

Возбудимые – характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с подозрительностью, гневом, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар скуден.

Неустойчивые – свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, быстро угасают. Повышенная внушаемость, склонны к фантазированию.

Тормозимые — характеризуются повышенной утомляемостью, истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к коллективу.

Психастенические — характерно сочетание черт астенической личности сповышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения. Склонны к ритуалам в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные – свойственна патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения.

Мозаичные – представляют собой сочетание нескольких.

Использованные источники: xn--80aaivjfyj3e.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Предрасположение к неврозу навязчивости

ДИСГАРМОНИЧНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Характерными моделями дисгармоничного психического развития считаются психопатии и патологические развития личности. Как правило, диагноз психопатии ставится только во взрослом возрасте. В отношении детей говорят о развитии личности по психопатическому типу, о психопатических синдромах, которые заключаются в первую очередь в дизонтогенезе эмоционально-волевой сферы личности, что приводит к выраженным нарушениям поведения.

Психопатия — это тотальная стойкая малообратимая аномалия характера, достигающая степени, нарушающей адаптацию человека с окружающей его социальной средой. Как писал П. Б. Ганнушкин, психопатическим личностям присущи постоянные психологические свойства, которые не подвергаются значительным изменениям [Ганнушкин, 1933]. Причем эти черты или особенности определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь склад его личности свой властный отпечаток. Для психопатий характерен признак недостаточности, дефектности, эти свойства мешают психопатическим личностям безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. По выражению К. Шнейдера [Schneider, 1923] психопатические личности — это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество.

При распознании психопатий П. Б. Ганнушкин предлагает руководствоваться тремя критериями, которые позволяют отграничить психопатии от нервно-психических заболеваний и крайних границ нормы.

1. Тотальность патологии, при которой личность в целом соткана из патологических характерологических свойств.

2. Стойкость и малообратимость патологической структуры характера.

3. Патологичный склад характера должен быть выражен в степени, грубо нарушающей адаптацию индивида к окружающей его социальной среде.

Такие критерии личностных характеристик могут быть применимы только к человеку взрослого возраста. Развивающийся ребенок и подросток находятся на этапах формирования личности, и даже в отношении юности еще трудно судить о стойкости структуры характера и выраженных нарушений адаптации. В отношении детей и подростков говорят о развитии личности по психопатическому типу, о психопатических синдромах. По определению В. В. Ковалева, психопатические синдромы — это относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных (включая экзогенно-органические и психогенные) факторов.

Значительные трудности систематики психопатий связаны с такими факторами, как:

• многообразие психопатических вариантов личности;

• промежуточное положение психопатий — между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями при отсутствии четких границ;

• социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования личности с психопатическими синдромами, неоднозначны и еще недостаточно изучены. Большое значение в формировании психопатической личности отводится патологическим особенностям конституции индивида и патогенной семейной ситуации, в которой формируется характер индивида как патологический фенотип (О.В.Кербиков).

Существует много разнообразных классификаций психопатий по клиническим проявлениям. Э.Кречмер выделял шизоидные, циклоидные и эпилептоидные психопатии. В классификации П. Б. Ганнушкина выделены циклоиды, эпилептоиды, шизоиды, истерические характеры, неустойчивые, антисоциальные личности, конституционально глупые, параноики, астеники [Ганнушкин, 1933].

Приведем классификацию психопатий по этиологическому принципу, предлагаемую О. В. Кербиковым.

1. Конституциональные (ядерные) психопатии — обусловлены генетическими факторами.

2. Органические психопатии — обусловлены экзогенными вредностями, действующими во внутриутробном периоде и на ранних этапах онтогенеза.

3. Приобретенные (краевые) психопатии — следствие неправильного воспитания.

О.В.Кербиков отмечает, что часто психопатии имеют смешанное происхождение. При этом клинико-психологические характеристики ядерной, органической и приобретенной психопатии (патохарактерологические развития) совершенно идентичны — они различаются лишь по этиологии и патогенезу (О.В.Кербиков, В. В. Ковалев, А. Е. Личко, В. А. Гурьев, В. Я. Гиндикин, П. Г. Сметанников).

Сходны с систематикой психопатий у взрослых людей классификации психопатий у детей и подростков. Одна из ранних классификаций принадлежит Г. Е. Сухаревой, которая выделяет по этиологическому принципу 3 группы психопатий.

1. Конституциональные. К ним относятся шизоидные, эпилептоид-ные, циклоидные, психастенические и истерические психопатии.

2. Органические. К ним относятся возбудимые (эксплозивные) и бес-тормозные психопатии.

3. Смешанного происхождения, но объединенные явлениями недоразвития эмоционально-волевой сферы (дисгармонический инфантилизм: неустойчивые, истерические личности, псевдологи) [Сухарева, 1952]

Классификации А. Е. Личко (1977), В. В. Ковалева (1979) построены на обобщении классификаций П. Б. Ганнушкина, Г. Е. Сухаревой, О. В. Кербикова.

Выделяют 3 этапа формирования психопатических синдромов: сначала возникают отдельные патологические реакции неустойчивого характера, затем более длительные патологические состояния и наконец происходит становление психопатии как стойкой девиации личности.

Формирование психопатий занимает длительный период в развитии и заканчивается за пределами детства. На начальных этапах преобладает патологическое заострение детских черт психики. Так, у детей младшего возраста наряду с повышенной возбудимостью, раздражительностью наблюдаются двигательное беспокойство, суетливость, капризность, выраженный эгоцентризм. И только постепенно выкристаллизовываются симптомы, определяющие ту или иную форму психопатии. В связи с этим возникает сложная задача выделения на ранних этапах из совокупности различных по характеру симптомов тех, которые специфичны для данного личностного расстройства. Эта задача усложняется тем, что чистые формы психопатий в том виде, как их принято описывать, встречаются редко, в жизни преобладают смешанные варианты.

Несмотря на сложность вопросов патогенеза, клинико-психологическая структура отдельных видов психопатий разными авторами описывается достаточно сходно. Это касается и описаний психопатий детского возраста.

Использованные источники: studref.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Ладошки невроз

Классификация психопатий по Сухаревой Г.Е.

К дисгармонии психического развития относятся психопатии и психопатическое развитие личности у ребенка. Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традиционно эти состояния называются психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.

В. В. Ковалев определяет психопатические синдромы как относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок.

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования личности при психопатических синдромах, неоднозначны. Систематика психопатий представляет значительные трудности. Это связано с рядом факторов, основной из которых — многообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение между нормой и психическими заболеваниями. Кроме того, важное значение имеют и социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.

Этиология психопатий обширна, она может быть связана либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатий имеют как наследственное, так и экзогенное происхождение. Возможно формирование психопатий под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.

В отечественной психиатрии классификация психопатий построена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделяет три группы психопатий: конституциональные, органические и смешанные.

Конституциональные психопатии, как правило, имеют наследственное происхождение. К ним относятся: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психостенические и истерические психопатии.

Дисгармоничное развитие детей с психопатическим синдромом по шизоидному типу проявляется в сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухости по отношению к своим родным и близким. Главенствующим свойством их личности является аутизм. Им свойственна своеообразная асинхрония психическогого развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. У большинства детей с психопатическим развитием по шизоидному типу наблюдается преобладание интеллектуальных интересов. Они предпочитают точные науки, отличаются сухостью. Однако их аутистические установки не проявляются в полном отрыве от окружающих, как это имеет место при шизофрении. Для них свойственно замещающее общение, т. е. вместо общения с детьми — общение со взрослыми, вместо игры — ранняя фиксация на интеллектуальных интересах.

Психопатическое развитие у детей по эпилептоидному типу выражается в стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в полярности эмоций.

Циклоидный тип психопатического развития отличается явной склонностью к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного, до повышенного маниакального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышенного фона настроения, в склонности к озорству, в чрезмерной общительности, которые сменяются подавленностью, апатией и др.

Психопатическое развитие по психастенигескому типу в детском возрасте заметно в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.

Истеригеское психопатигеское развитие чаще, чем остальные формы, встречается в детском возрасте. Оно выражается в повышенном эгоцентризме, внушаемости и демонстративном поведении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Это проявляется в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, в жажде признания, что составляет сущность психической дисгармонии.

Психопатическое развитие по неустойчивому типу также может наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерны безответственность, нестойкость моральных принципов, социально отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и органического.

Органические психопатии обусловлены ранним поражением нервной системы во время внутриутробного периода развития, при родах или в первые годы жизни. Нередко они сочетаются с задержкой психомоторного развития ребенка.

Г.Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и бес тормозные.

При первом типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфорий. В ответ на малейшие замечания дети начинают бурно протестовать, уходят из дома, школы. Для органических психопатов по бестормозному типу характерны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятной почвой для формирования патологии влечений, импульсивных сексуальных эксцессов, бродяжничества.

При анализе психопатического развития в детском возрасте необходимо учитывать биологические и социальные факторы. Роль неблагоприятных социальных факторов проявляется в декомпенсации психических состояний у детей с психопатическим развитием. И наоборот, благоприятные социальные факторы могут сглаживать патологические черты.

Динамика формирования психопатических синдромов проходит в три этапа: сначала возникают отдельные патологические реакции, которые носят неустойчивый характер. Например, реакция негативизма, протеста в подростковом возрасте. Затем — более длительные патологические состояния и формирование психопатии как стойкой девиации поведения. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с

К типу дисгармоничного развития кроме психопатий относится также патологигеское формирование лигности. Если в этиологии психопатий лежат наследственные или другие биологические факторы, то при патологическом формировании личности этиологическим фактором являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в семье (А. Е. Личко, В. В. Ковалев).

В патогенезе патологического формирования личности основная роль принадлежит двум факторам: закреплению патологических реакций (протест, негативизм, отказ и др.), которые представляют собой форму ответов на психотравмирующую ситуацию и становятся устойчивыми, и непосредственному воспитанию таких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции отрицательным примером. А. Е. ЛИЧКО. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

Отклонения темпа полового созревания также рассматриваются как особый вид дисгармоничного развития (В. В. Лебединский).

При задержке полового развития церебральноорганического генеза может наблюдаться недоразвитие моторики, эмоциональноволевой сферы при высоком уровне вербализации. Причем эти особенности могут носить временный характер.

Ускоренное половое созревание вследствие церебральноорганической патологии мозга также приводит к аномалии психического развития. Это сказывается в односторонней взрослости интересов, связанных с ранним пробуждением сексуальности, аффективности, взрывчатости, ограниченности познавательной активности, примитивности.

Патопсихологических исследований дисгармонии психического развития далеко недостаточно. В. В. Лебединский описывает дисгармонию внутри эмоциональноволевой сферы, что заметно в асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Характерные динамические расстройства проявляются в повышенной возбудимости, лабильности, вязкости и проч. Недостаточность высших эмоций наиболее часто проявляется при психопатиях. Кроме того, при дисгармоническом развитии наблюдается несоответствие между интеллектуальной и эмоциональноволевой сферами. Высокий уровень интеллекта при некоторых вариантах психопатий не регулирует эмоциональную сферу. Она сама оказывает более значительное, чем при нормальном развитии, влияние на интеллект.

Таким образом, дисгармоническое психическое развитие — этого тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоциональноволевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоциональноволевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде.

Парциальный дефект аффективноволевой сферы негативно отражается на особенностях мышления у этих больных. Это проявляется в аффективной окраске интеллектуальных функций и способствует их искажению, формированию сверхценных идей. В зависимости от клинической формы данного вида дизонтогенеза встречаются различные нарушения эмоциональноволевой сферы. При психопатическом развитии отмечается повышенная возбудимость, патологическая лабильность или наоборот — инертность, вязкость, вялость аффекта, недостаточность высших эмоций. Сохранный интеллект не регулирует эмоциональноволевые процессы у ребенка или подростка.

При патохарактерологическом развитии наблюдается парциальность эмоциональноволевого дефекта, что чаще проявляется в сенситивности, эмоциональной лабильности, тревожности или повышенной возбудимости и эгоцентризме. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие

Все перечисленные выше особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм. Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию.

Использованные источники: studwood.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Астено-депрессивный невроз это

  Срыв и невроз

  Предрасположение к неврозу навязчивости

Психопатии как вид дисгармонического развития

Дисгармоническое психическое развитие как форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой мотивационной сферы личности при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии — аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационно сферы личности, аномалии характера. Психопатии характеризуются дисгармонией психических свойств и неадекватными реакциями на внешние раздражители. Критерии психопатии: тотальность патологических черт характера, относительна стабильность их проявления в течение жизни, социальная дезадаптация.

Механизм патохарактерологического развития: 1) закрепление характерологических и патохарактерологических реакций в ответ на повторно возникающие психотравмирующие ситуации; 2) прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера. Условия, способствующие патологическому развитию личности: остаточные явления органического поражения головного мозга, хронические соматические заболевания, детская невропатия, дисгармония полового развития, наличие физических недостатков, акцентуации характера. Обусловленность возникновения психопатии определенным сочетанием внешних факторов (неблагоприятный психологический климат в семье, трудности школьной адаптации) с внутренними условиями.

Формирование патохарактерологического синдрома: аффективно-возбудимый, неустойчивый, тормозимый, истероидный и смешанные варианты.

Аффективно-возбудимый вариант: склонность к частым аффективным разрядам, отсутствие способности сдерживать себя, повышенная готовность к конфликтам, оппозиционное отношение к взрослым. Возникновение в условиях гипоопеки, безнадзорности, конфликтов, алкоголизма в семье и др. условиях социального неблагополучия. Закрепление реакций активного протеста и имитации.

Тормозимый вариант: неуверенность в себе, робость, обидчивость, склонность к психогенным астеническим реакциям. Возможное сочетание данных качеств с замкнутостью, лживостью, фантазированием. Условия возникновения: гиперопека с применением постоянных угроз, наказаний, запретов, ограничений, деспотизм и жестокость родителей. Закрепление реакций пассивного протеста и отказа (уходы, мутизм и др.), а также компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций.

Неустойчивый вариант: отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от сиюминутных желаний и влечений, неумение и нежелание преодолевать даже малейшие трудности, отсутствие навыков и интереса к труду. Повышенная склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе негативного характера (сквернословие, воровство, употребление спиртных напитков и др.) Закреплению неустойчивых черт характера способствует наличие психофизического инфантилизма, «оранжерейное», противоречивое воспитание.

Истероидный вариант: демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, эгоистическая установка, склонность к истерическим реакциям. Формируется в условиях потворствующей гиперпротекции, воспитания по типу «кумир семьи». Предрасположенность у детей с психической незрелостью и психофизический инфантилизм.

Типы дисгармонического развития по Н.Я. и М.М. Семаго:

1. Экстрапунитиывный тип: настойчивость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех, завышенная самооценка. Могут быть импульсивно деструктивными, агрессивными и раздражительными, особенно при невыполнении их требований. В ситуации неблагоприятного социального окружения могу возникать немотивированные асоциальные поступки, протестные реакции. Частое проявление демонстративных реакций (при пресыщении однотипной деятельностью к раздражительность, легкий переход от дисфории к эйфории. Гиперфункция 3-го уровня аффективной регуляции поведения при своеобразии функционирования 4-го уровня: хорошая ориентация в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе при отсутствии эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям. Может быть невыраженная гиперфункция 2-го уровня, что проявляется в отсутствии потребностей в постоянстве окружения, поиске всё новых социальных условий и объектов приложения своих эмоциональных экспансий.

Происхождение психопатий: роль генетических, наследственных факторов, воздействий внешних повреждающих факторов в раннем детстве, длительных неблагоприятных условий семейного воспитания. Нарушение функционирования базальной системы эмоциональной регуляции. Формирование психопатии на основе дисгармоничного развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением или ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней.

1. Классификация по причинам возникновения психопатий (О.В. Кебриков): конституциональные (ядерные), органические, краевые.

2. Выделение основных и переходных форм психопатий (схема Б.В. Шостаковича).

3. Выделение неустойчивой (Г.Е. Сухарева) и циклоидной (П.Б. Ганнушкин) психопатий. Классификация психопатий.

4. Классификация на основе нарушения функций эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг). Нарушения 1-ого уровня (полевой реактивности) — неустойчивая, шизоидная психопатии; 2-ого уровня (стереотипов) — возбудимая, истероидно-возбудимая, циклоидная, астеническая; 3-его уровня (экспансии) — экспансивная, истероидная, истеро-возбудимая, сенситивная, психастеническая; 4-ого уровня (эмоционального контроля) конформная, параноидальная психопатии.

Зависимость некоторых форм психопатий не только от нарушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик ВНД: силы — слабости, подвижности — ригидности, темпа психических процессов.

Характеристика группы конституциональных психопатий и раннего проявления психопатического развития в детстве.

Шизоидная психопатия, ее основные черты. Проявления в дошкольном и младшем школьном возрасте: нарушения контакта со сверстниками, необычность интересов. Недостаточность развития 1-го уровня базальной регуляции. Восприятие ребенком окружающего мира и сверстников как потенциальную опасность. Стремление к уединению, неэмоциональность контактов с близкими или избегание контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики и отрицательно окрашенные впечатления от физического соприкосновения с окружающим. Выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию, ранние интеллектуальные интересы, своеобразные интересы.

Эпилептоидная психопатия. Может проявляться с 2-3-летнего возраста в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. Постепенное нарастание эмоциональной вязкости, напряженности эмоций, иногда сильных проявлений злости. Связь возникновения психопатии с нарушением 3-го и 4-го уровней базальной эмоциональной регуляции в сочетании с инертностью психических процессов. Выраженное накопление отрицательных эмоциональных состояний и разрядка эмоционального напряжения даже по незначительному поводу. Возникновение «немотивированного упрямства» при изменении обстановки, требующих быстрого переключения на другой вид деятельности. Стремление следовать своим правилам, нормативам и ценностям, потребность в лидерстве, власти. Неподчинение порождает вспышки гнева и агрессию. Возможность развития гиперкомпенсаторных механизмов: формирование педантичности, сверхориентация на социальные нормы и правила, выраженная тревожность по поводу своего здоровья.

Циклоидный тип психопатии. Редко встречается в раннем детском возрасте, чаще появляется к среднему школьному возрасту. Характеризуется немотивированными колебаниями настроения — от пониженного субдепрессивного до повышенного маниакального. Гипертимный вариант (преобладание повышенного фона настроения): усиление функций 2-го уровня базальной эмоциональной регуляции. Склонность к шуткам, озорству, риску. Непереносимость ограничений и запретов, их игнорирование. Общительность, но редкость глубоких эмоциональных контактов. Возникновение в 10-12-летнем возрасте длительных периодов спада настроения (несколько дней, недель). Зависимость работоспособности, отношений с родителями и сверстниками от эмоционального тонуса.

Психастеническая психопатия. Склонность к тревожности. Проявления в 3-4 года. В дошкольном возрасте наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, боязнь нового, незнакомого. Недоразвитие 2-го уровня эмоциональной регуляции характеризуется повышенной чувствительностью к качеству внешних впечатлений. Легкое возникновение чувства тревоги под влиянием новых раздражителей, нарушения режима, привычного порядка. В процессе адаптации к новым условиям могут возникать невротические реакции. В качестве защитных механизмов развивается система стереотипных действий, ритуалов, педантичная склонность к порядку и режиму.

Истероидная психопатия чаще встречается у девочек. Характерна «жажда признания», что в дошкольном возрасте проявляется в виде капризов, вымыслов, повышенного фантазирования. Выражен конфликт между высоким уровнем притязаний, жаждой признания и неспособносстью к длительному волевому усилию. Повышение тонуса 3-го уровня эмоциональной регуляции — потребность в активной адаптации к новым, нестабильным ситуациям, ориентировки в границах своих возможностей. Реализация невозможности реального достижения в план фантазий к игры. Стремление к самоутверждению. При декомпенсации могут возникать патологические склонности: привычная рвота, истерические параличи, мутизм и т.д.

Неустойчивая психопатия проявляется чаще в младшем подростковом возрасте. Повышение тонуса 1-го уровня базальной системы эмоциональной регуляции. Выражено стремление к новым ощущениям и впечатлениям (побеги бродяжничество). Часто полевое поведение. Незрелость интересов, высокая внушаемость, легко вовлекаются в асоциальные группировки. Стремление к удовольствиям и развлечениям.

Возбудимая психопатия относится к группе органических, связана с ранним поражением нервной системы. Усиление процессов возбуждения при недостаточности торможения. В 2-3 года у детей легко возникают эмоциональные реакции злости, агрессии при ограничениях ребенка, невозможности немедленной удовлетворения его потребности, в результате истощения психических процессов Гиперфункция 2-го уровня эмоциональной регуляции. Внезапность наступления состояния возбуждения, во время которого у детей могут изменяться восприятие порогов чувствительности.

Характеристика краевых (приобретенных) психопатий, или патохарактерологического развития личности. Приобретенная психопатия как патологическое развитие личности в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Длительность процесса формирования патологических черт характера в детском и подростковом возрасте, препсихопатическое состояние, имеющее способность к обратному развитию и полной компенсации.

Наиболее типичные диагнозы: для детей — формирование личности по истерическом типу, неврозоподобные реакции, характерологические и патохарактерологические реакции; для подростков — психопатия возбудимого типа, патологическое формирование личности, истерический невроз, расстройство поведения. Игра развернутая с бурным фантазированием, может носить деструктивный характер с проявлениями агрессии и дисфории (особенно у младших дошкольников).

2. Интрапунитивный тип: неуверенность в себе, робость, тревожность наличие страхов и опасений, замедленность, сверхконтроль, моторная и эмоциональная «зажатость» Может быть мнительность, ипохондрия, невозможность деятельности в стрессовых ситуациях. Наличие навязчивостей и элементеов ритуализации поведения. Трудности вхождения в контакт, но возможно проявление творчества в игре. Выраженная гипофункция 2-го и 4-го уровней аффективной регуляции, относительная недостаточность функционирования 1-го уровня трудности «полевой» оценки ситуации, что проявляется в неадекватных форма> реагирования в критических ситуациях. Типичные диагнозы: для детей формирование личности по тормозимому типу, неврозоподобные реакции невротическое развитие личности; для подростков — невроз навязчивых состояний психопатия тормозимого типа, расстройства поведения и эмоций.

3. Апатический тип: (характерен для подросткового возраста) вялость, безразличие ко всему, отсутствие жизненных интересов, замедленность, заторможенность. Быстрая пресыщаемость и способность к длительной монотонной работе без эмоциональных проявлений. Недифференцированность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, внешне не проявляющиеся реакции Значительная гипофункция 1-го уровня и всех последующих. Часто подобное состояние является началом процессуального заболевания.

Использованные источники: studopedia.ru

Похожие статьи