Психопатия акцентуация невроз

Акцентуации характера и психопатия

Акцентуации характера и психопатия

Завершая краткий обзор «пограничных» состояний, мне хочется несколько слов сказать об акцентуациях характера и психопатии.

Акцентуации характера – это чрезмерная выраженность некоторых характерологических черт и их сочетания. Это специфическая уязвимость характера. Обладатель той или иной акцентуации (к примеру, склонность к частой и беспричинной смене настроения, нервной слабости, возбудимости, истеричности) становится ее рабом. Зачастую акцентуации характера создают почву для конфликтов, невротических состояний. Могут они при определенных обстоятельствах трансформироваться и в психопатию. Духовная основа акцентуаций – греховное повреждение души, издержки воспитания, вредные привычки.

Психопатия – это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью ее психического устроения. Критериями психопатии являются: 1) выраженность психических нарушений, приводящая человека к социальной дезадаптации; 2) тотальные изменения всего психического облика человека; 3) относительная стабильность психических особенностей (П. Б. Ганнушкин).

Различают психопатии конституциональные, которые возникают как следствие различных заболеваний, травм головного мозга, инфекций и др., и приобретенные. Вторая группа психопатий связана с факторами воспитания, средовыми и ситуативными обстоятельствами. Увы, наша действительность зачастую является «поставщиком» психопатических личностей.

Психопатия занимает как бы промежуточное положение между психозами и неврозами. Она по некоторым характеристикам «не дотягивает» до психоза (как правило, отсутствуют в клинической картине бред, галлюцинации и др.), но и существенно отличается от невротических расстройств. Также при неврозе имеется связь симптомов с какими-то эмоционально значимыми переживаниями, тревожащими человека событиями и обстоятельствами жизни. А психопат, как говорится, всегда психопат. Конечно, в отдельные моменты его поведение может декомпенсироваться, а в иные периоды жизни наблюдается относительная компенсация, но общий аномальный психопатический фон остается.

Если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит себе, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Безусловно, степень выраженности психопатических черт у лиц, ими обладающих, варьирует индивидуально. Существенно разнится и клиника отдельных видов психопатических расстройств. Так, различают, к примеру, следующие виды психопатий: возбудимая, истерическая, реактивно-лабильная, тормозивная и другие. В прежних классификациях мы могли встретить, например, такие разновидности: чудаки, фантасты, лгуны, эмоционально тупые, раздражительные, нервозные, депрессивные.

Лечение психопатии – это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о духовной реабилитации психопатических личностей. Однако невозможное человеку – возможно Богу.

Использованные источники: psy.wikireading.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Симптомы невроза и его проявления

  Срыв и невроз

Акцентуация и психопатия: Как их различить?

Под акцентуацией подразумевается ряд типологических особенностей характера, которые в некоторых случаях настолько ярко проявляются, что могут оказаться очень близки к такому заболеванию, как психопатия, — а это уже патологическая аномалия. Известно, что типы акцентуаций имеют схожесть с подобными типами психопатий. Акцентуации отличаются от психопатий тем, что для них не являются характерными определенные признаки психопатий, такие, как стабильные черты характера в течение жизни, однотипность проявлений, касающаяся всех ситуаций, дезадаптация в социальном плане. Наиболее выраженной акцентуация считается в период, когда происходит формирование характера. В более взрослом возрасте акцентуации сглажены. Бывает так, что в обычной жизни особенности характера, вызванные акцентуацией, совершенно незаметны, но их проявление происходит в определенной обстановке или какой-либо ситуации.

В некоторых случаях нарушения социализации представляет собой временное явление, иногда они полностью отсутствуют. Также для акцентуации типично возникновение определенных нарушений лишь в конкретных случаях, когда складывается сложная для личности обстановка. Каждый тип акцентуации имеет свои собственные провоцирующие факторы. Таким образом, ученые выделяют слабые места, имеющиеся у различных групп нарушений. Специалисты отмечают, что акцентуация характера считается проявлением крайнего варианта нормы. В этом случае, у человека может наблюдаться усиление некоторых черт его характера, что, в свою очередь, делает такого индивидуума более уязвимым к определенным психологическим факторам.

Способность противостоять другим моментам у человека при этом не теряется. Акцентуация может быть явной и скрытной. Явная акцентуация представляет собой некое пограничное состояние между патологией и нормой. В данном случае, характерные особенности являются более или менее постоянными, и их выраженность не является препятствием к социальной адаптации. Обычно нарушение поведения бывает временным, и оно довольно быстро компенсируется, то есть, явная форма плавно переходит в скрытную. Вариантом нормы является скрытая акцентуация, при которой в обычной обстановке типы акцентуации не определяются, иногда они присутствуют в слабо выраженном виде. Более выраженными акцентуации становятся под влиянием факторов, травмирующих психику.

Причины акцентуации

Ученые выяснили, что акцентуация характера может быть обусловлена как наследственными признаками, так и во многом зависит от того, какие методы воспитания были использованы родителями. К закрепляющим акцентуации факторам относится гиперопека, потворствование ребенку во всех его капризах. Также, акцентуации способствуют такие причины, как жесткое воспитание, требование от ребенка излишней для возраста самостоятельности, эмоциональное отвержение, недостаточность внимания к проблемам и интересам ребенка. Нередко причиной развития акцентуации становится противоречивое воспитание, когда взрослые члены семьи применяют различные методы, и придерживаются иных взглядов. Также, если ребенок воспитывается в условиях, где присутствует культ болезни или повышенной моральной ответственности.

Чтобы выявить причину, необходимо определить, какой именно тип акцентуации имеется у человека. Существуют несколько основных типов, отличающихся своими признаками. Например, при гипертимном типе люди активны с самого детства, они любят командовать, не испытывают застенчивости, но в то же время недисциплинированны и неусидчивы. При циклоидном типе поведение чередуется, может наблюдаться депрессивное состояние, и былые развлечения не кажутся интересными. При лабильном типе имеется выраженная склонность к частой смене настроения под влиянием любой мелочи. В то же время развита интуиция, благодаря которой человек определяет, как к нему относятся окружающие. При астроневрическом типе признаком является постоянная раздражительность, часта ипохондрия, утомляемость. Бывают резкие вспышки, сменяющиеся раскаянием.

Если имеет место сенситивный тип, то человек отличается стеснительностью и пугливостью с детства. Но, в знакомой обстановке он всегда уверен в себе и привязан к своим близким. При психастеническом типе личность бывает очень мнительной, склонной к рассуждательству, навязчивым опасениям. Как самозащиту, человек использует лично придуманные ритуалы. Шизоидному типу свойственна определенная замкнутость, которая сочетается с недостатком интуиции. Также человек не способен сопереживать, поэтому имеет репутацию черствой и холодной личности. Эпилептоидный тип отличается тем, что у индивидуума периодически возникает тоскливо-злобное настроение, и в это время ему нужен объект, на котором можно было бы сорвать злость. Также имеется истероидный тип акцентуации, характеризующийся жаждой внимания к своей персоне.

Лечение акцентуации

Лечение данной проблемы неразрывно связано с имеющимися основными заболеваниями. Известно, что ряд травмирующих факторов, например, черепно-мозговые травмы, полученные повторно, могут формировать психопатии, возникшие на фоне акцентуации. Хотя сами по себе акцентуации не классифицируются, как психическое расстройство, но имеется ряд признаков, которые схожи с расстройством личности, поэтому специалисты предполагают, что между ними имеется связь. Акцентуация считается психологической проблемой, связанной с поддержанием нормального поведения в обществе.

Чтобы назначить соответствующее лечение, врач должен принимать во внимание, что акцентуированный пациент реагирует на ряд специфических психогенных воздействий. В то время, как при расстройстве личности происходит влияние абсолютно во всех жизненных сферах. Установлено, что в максимальной степени проявление акцентуации происходит лишь на определенном жизненном этапе, нередко это происходит в подростковом возрасте. Со временем проявления акцентуации сглаживаются сами по себе, и человек может контролировать свое поведение, поэтому специального лечения не требуется

Использованные источники: www.psyportal.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Невроз нетрадиционная медицина

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Невроз признак шизофрении

Лекция: акцентуации характера и психопатии.

Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера».

Разграничение психопатий по тяжести и акцентуаций по выраженности.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Термин «акцентуированная личность» предложил К. Леонгард (1968) и описал особенности хар-ра. И вернее говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях хар-ра. Личность – понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение. Характер – это базис личности, он формируется в пубертате, личность как целое – уже при повзрослении.

Акцентуации проявляются не везде и не всегда. Главное – особенности хар-ра либо вообще не препятствуют удовлетворительной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к locus resisteniae minoris, «к месту наименьшего сопротивления» в хар-ре.

Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для хар-ра гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для хар-ра шизоидного – необходимость быстро устанавливать глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если психотравма не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то все ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный – обстановку, требующую повышенной активности, находчивости.

Акцентуация хар-ра не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства – острые аффективные реакции, неврозы и непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы – только они могут служить диагнозом. Но в большинстве случаев акцентуаций хар-ра дело до развития таких расстройств не доходит. По мнению Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.

Психопатияболезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.

Психопатии – такие аномалии хар-ра, которые:

А) определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток;

Б) в течение жизни не подвергаются резким изменениям;

В) мешают приспособляться к окружающей среде (по П. Ганнушкину).

Эти три критерия обозначаются также как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию (по О. Кербикову).

Тотальность патологических черт хар-ра выступает у подростков особенно ярко. Подросток обнаруживает свой тип хар-ра в семье и школе, со сверстниками и старшими, в учебе и на отдыхе. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать 3 обстоятельства:

подростковый возраст – критический период для психопатии, черты большинства типов здесь заостряются.

Каждый тип психопатии имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится ярко выраженным с пубертата. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже. Сенситивный тип складывается лишь к 16-19 годам – в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития падает на 30-40 лет.

Существуют некоторые закономерные трансформации типов хар-ра в подростковом возрасте. С наступлением пубертата наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты хар-ра могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты – психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединяться черты неустойчивости. Все эти трасформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания) причин.

Социальная дезадаптация при психопатии обычно происходит через весь подростковый период. В силу только особенностей хар-ра, а не из недостатка способностей, подросток не удерживается в школе, ПТУ, бросает работу, куда еще только поступил. Такими же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается и адаптация к среде сверстников – страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами – небольшой группой подростков, ведущей асоциальный образ жизни.

Эти три критерия позволяют диагностировать психопатии.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.

Также является характерным склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности.

Выделены 2 группы психопатов:

возбудимые: взрывчатые личности, которые дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду.

Тормозные – астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У них ослаблены или нарушены основные нервные процессы возбуждения и торможения.

Различные варианты патохарактерологического развития личности практически всегда встречаются в соматических отделениях (терапевтических, хирургических и др.).

Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, нарушают режим.

Тактика персонала: сугубо индивидуальная. Таких больных в палате не должно быть больше одного. Их важно разместить в разных палатах.

Использованные источники: studfiles.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Симптомы невроза и его проявления

  Предрасположение к неврозу навязчивости

  Симптомы невроза по ночам

  Ладошки невроз

Психопатия акцентуация невроз

Этот тип, так же как астеноневротический, относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов. Психастеническая личность особенно расположена к развитию того варианта невроза навязчивых состояний, который у подростков обозначен как обсессивно-фобический [Личко А. Е. 1979; Шевченко Ю. С., 1979]. Вслед за тем, как P. Janet (1903) описал психастению, большинство наиболее известных ее исследователей стали рассматривать ее не как невроз, а как аномалию характера.

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов,

темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д. Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. В минувшее время, возможно, важнейшим фактором, способствующим становлению психастении, было воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда в силу трудных условий жизни родители возлагали недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными членами семьи, когда в тяжелых материальных и бытовых условиях подростку и даже еще ребенку приходилось оказываться в положении старшего среди братьев и сестер [Сухарева Г. Е., 1959].

В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «повышенной ответственности». Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катании на коньках. Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.

По сравнению с другими типами психопатий в пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Однообразно регламентированная школьная жизнь, отсутствие необходимости самостоятельно принимать важные решения, ставшие уже привычными и легко выполнимыми нагрузки на чувство ответственности (выучить уроки, выполнить данные поручения и т. п.) благоприятствуют удовлетворительной адаптации даже при выраженных психастенических чертах. Декомпенсации могут выступать опять же в моменты особенно высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Известно, что наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20—40 лет, с началом инволюции ее проявления опять слабеют.

Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходной черты астеноневротического и сенситивного типов. Если астеноневротическому типу присущим бывает опасение за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а сенситивному типу свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе (релятивная направленность мнительности и тревоги), то страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. У подростков особенно ярко выступает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье не внушает никому опасений, как бы не погибла под транспортом, не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.

Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить ЕСС люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т. п.; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.

Другой формой защиты бывают особо выработанный формализм и педантизм. Осознанно или подсознательно, не отдавая себе отчета, психастенический подросток исходит здесь из постулата, что если все заранее предусмотреть и действовать в точном соответствии с намеченным планом, то ничего неожиданного и плохого случиться не должно. Педантизм психастеника отличается от такового при эпилептоидном типе. За педантизмом эпилептоида всегда стоят себялюбие, забота о собственных интересах и благополучии, понуждение окружающих к соблюдению в мелочах выгодного для него порядка. Педантизм психастеника надуман и формалистичен, никаких «земных» выгод ему не сулит.

Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя здесь удивительное нетерпение.

У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Эта реакция проявляется у них неожиданными самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в копании в своих переживаниях И ощущениях.

Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт и все ручные навыки даются им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах. Поэтому в спортивных занятиях им легче даются бег, прыжки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Элементарные ручные навыки (даже ровно вбить гвоздь или очинить карандаш) иногда бывают камнем преткновения.

Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к матери. Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов. Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби. Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию»,— заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).

Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму.

Все описанные формы нарушений поведения (подростковая делинквентность, ранняя алкоголизация и т. д.) психастеникам несвойственны. Даже суицидального поведения в трудных ситуациях нам встречать не приходилось. Место этих нарушений, видимо, полностью вытесняют навязчивости, мудрствование и самокопание.

Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая диаметрально противоположные (например, истероидные).

Юрий Ч., 15 лет. Из хорошей, дружной семьи Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи — к 6 годам заикание полностью исчезло. Был застенчив, играть любил с девочками В 7 лет — легкая черепно-мозговая травма без последствий В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен. Постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру — как бы с ними чего-нибудь не случилось плохого Если мать опаздывала с работы — бежал из дому ее встречать.

С 12 лет появились первые навязчивости. После того как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими — начал часто мыть руки. С того же возраста — онанизм Сперва подолгу мыл руки после мастурбации, затем — всякий раз, когда появлялись «плохие мысли» или чтобы «избавиться от неприятностей:». С 14 лет перед окончанием восьмилетней школы появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов — чтобы не получить неудовлетворительной отметки, чтобы не случилось ничего плохого. Одевался в строго определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту. Считал «счастливой» цифру три — символ удовлетворительной отметки, а также символ троих самых дорогих ему людей — матери, отца и старшей сестры Появилась страсть к самоанализу — подолгу раздумывал о мотивах своих поступков, желаний и т. п. За онанизм подвергал себя «наказаниям» — не смотрел интересующую его передачу по телевизору.

Тяготился придуманными им ритуалами, но избавиться от них не мог — их исполнение, по его словам, давало «разрядку внутреннего напряжения». Никогда не выполнял ритуалов при посторонних или старался замаскировать их под необходимые или случайные действия. Например, будучи госпитализирован в соматическую больницу, вместо того, чтобы часто мыть руки, только дотрагивался до мыла или водопроводного крана.

Учился хорошо. Общался с товарищами, но близкого друга найти не мог. Был влюблен в одноклассницу, но старался никак не показать свои чувства. Иногда даже нарочито пренебрегал общением с нею. Увлекался чтением классической литературы, любил слушать классическую музыку.

В 15 лет сам попросил мать отвести его к психиатру, чтобы избавиться от мучивших его навязчивостей и от онанизма. После рациональной психотерапии и лечения меллерилом навязчивости значительно ослабли — по словам больного, «их стало легко маскировать от посторонних».

При неврологическом, соматическом и электроэнцефалографическом обследовании — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован смешанный — психастенический и сенситивный — тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не отмечено. Конформность умеренная, реакция эмансипации слабая. Имеется высокая откровенность в выборе ответов, что свойственно психастеническому типу. Склонности к делинквентности не обнаружено. Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт никакого типа не выделилось. Однако достоверно отвергает черты типов меланхолического (что часто встречается у здоровых подростков), неустойчивого (что наиболее присуще психастеническим подросткам) и гипертимного (склонность к субдепрессивным состояниям).

Диагноз. Обсессивно-фобический невроз на фоне психастенической акцентуации характера.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил 10 классов школы, хотел поступать в вуз. Однако перед конкурсными экзаменами навязчивости усилились настолько, что мешали к ним готовиться. Часами выполнял различные ритуалы. После психотерапии и лечения элениумом принял решение отказаться от попытки поступления — навязчивости почти прекратились. Поступил на работу и на подготовительное отделение в институт.

При психастенической психопатии в отличие от акцентуации того же типа имеются постоянные, хотя и колеблющиеся по интенсивности, обсессии и фобии. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность нарушают трудоспособность, крайне затрудняют общение и семейную адаптацию. Утрированными оказываются и гиперкомпенсаторные механизмы — нетерпеливость при уже принятом решении, неожиданная и ненужная безапелляционность, доходящий до карикатуры педантизм.

В тяжелых случаях нередко возникает необходимость дифференцировать эту психопатию с обсессивно-фобическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении (см. гл. VII).

Психастеническая психопатия является чаще всего конституциональной аномалией характера. Возможно, однако, и психопатическое развитие на основе акцентуации того же типа при неправильном воспитании (условия повышенной моральной ответственности, доминирующая гиперпротекция).

Первая из них сказывается еще у подростка, а при доминирующей гиперпротекции несостоятельность чаще проявляется при вступлении в самостоятельную жизнь.

Использованные источники: ncpz.ru

Похожие статьи